«Пила: Спираль»: рецензия на фильм

28.09.2021
14 мая 2021 | Георгий Фадин

Фото: КиноПоиск

«Пила» — легендарная серия фильмов, созданная Джеймсом Ваном и Ли Уоннеллом. А ведь всё началось с короткометражной учебной работы в киношколе, которая понравилась их преподавателю настолько сильно, что он отправил её в Голливуд. Увиденное так впечатлило продюсеров, что они позвали начинающих киноделов к себе и были готовы спонсировать создание полнометражного фильма. Видение создателей пришлось по вкусу и зрителям. Фильм был с восторгом встречен в кинопрокате и при бюджете в  1,2 миллиона собрал 100.

Само собой, такой успех подстегнул желание продюсеров запустить сиквел, а затем и целую франшизу. «Пила» стала самой кассовой хоррор-франшизой в истории, пока Джеймс Ван не побил собственный рекорд серией «Заклятие». А главный злодей Джон Крамер по прозвищу Конструктор встал в один ряд с такими персонажами как Фредди Крюггер, Джейсон Вурхиз и другие персонажи хорроров. Идеальный пример того, как творчество и желание создать что-то новое находит отклик со стороны зрителя и превращает начинающих энтузиастов в профессиональных киноделов. К чему мы начали из таких далей? К тому, что новая «Пила: Спираль» не имеет ничего общего ни с творчеством, ни с новизной, ни с хорошим кино. Как так вышло? Расскажет КиноКузбасс.

Фото: КиноПоиск

Сюжет

Обычно, мы называем персонажей по их именам в фильмах. Но в данной картине они настолько блеклые, что всем будет удобнее, если называть их по именам актёров. Главный герой в исполнении Криса Рока – полицейский-детектив, страдающий от взаимного недоверия среди коллег. В своё время он донёс на напарника, убившего невиновного, и теперь считается «крысой» среди других полицейских. Подливает масла в огонь и тень отца, бывшего шефа полиции в исполнении  Сэмюэла Л. Джексона. И вот, импульсивному изгою одиночке решают дать в напарники молодого новичка. Какой, оригинальный и необычный сюжетный ход! Никогда такого не видели и не слышали! Ну да ладно, у нас тут есть и остальной сюжет.

В городе начинает орудовать новый маньяк – подражатель Конструктора. Его жертвами становятся не чистые на руку полицейские, от которых он хочет очистить город. Сперва за дело берутся Крис Рок и его новичок напарник, но потом становится ясно, что расследованием должен заняться весь отдел. Тут-то и появляются новые проблемы, никто не хочет работать с крысой. А вместе с тем, становится понятен и главный недостаток сюжета – маньяк и его ухищрения тут на втором плане. На первом плане у нас проблема коррупции и полицейского беспредела.

Отход от привычного плохо сказался и на идее фильма. Происходящие в нём насилие и убийства пусть и содержат определенную злую иронию для жертв, но лишены главной черты первоисточника. Оригинальный конструктор ещё оставлял своим жертвам явные шансы на спасение, путем причинения себе огромного вреда. В первую очередь, он ставил себе целью донести до них свою извращенную и искалеченную мораль. В новом же фильме, его подражатель мастерит ловушки таким образом, что у жертв нет никаких шансов выжить. Он не истязатель пытающийся донести идею до истязаемых. Он обычный маньяк, убивающий их с иронией. Может идея сработала бы лучше, если бы никак не была связана с оригинально «Пилой». Даже отсылка на первую часть сработала бы интереснее, будь она в другом фильме. Но, видимо, были вполне обоснованные опасения, что банальная история плохо продастся. А так есть бренд, на марку которого зритель может клюнуть.

Кому как, но нам не очень понравилось переосмысление франшизы. Всё-таки Конструктор верил в свою миссию — научить людей ценить жизнь. А здесь? Здесь франшиза делает резкий поворот в сторону и теперь у нас новый миссионер с новой идеей. Свежий новый взгляд? Скорее попытка скормить тухлятину. Из франшизы уже выкачали соки на восемь фильмов, а для девятого уже почти ничего не осталось. Похоже, что и создатели это предчувствовали, несмотря на работу. В оригинале фильм даже называется «Спираль: книга Пилы», что ясно подчеркивает отход от привычных фишек серии. Ладно, бывает, серии действительно нужен новый взгляд. Но что мы получили? Банальную историю про полицейских и маньяка с заезженными как дедова шестёрка клише. Кроме того, не обошлось и без необъятных в своих масштабах тупостей. Например, когда вооруженный полицейский сперва видит маньяка и пытается убежать. Нормальная реакция, если бы спустя  пару секунд она не достала пистолет и не попыталась отстрелить замок запертой двери. А пальнуть в убийцу что мешало?! Ответ очевиден – сценарий, который так же плох, как и клиширован.

Фото: КиноПоиск

Картинка

С визуальной точки зрения фильм можно назвать прошедшим тех-нормативы. Каких-то оригинальных монтажных или операторских решений у него нет. Если же идя на фильм, вы надеетесь на кровь, насилие и жестокость, то здесь вместо кровавого фарша вас ждут сальные ошметки. Да, в фильме есть сцены жестокости, но они меркнут на фоне того, что творилось в предыдущих частях. Если вы идёте с мыслью: «Плевать на сюжет, зато на жесть посмотрю», то вас ждёт разочарование. Уж лучше посмотрите что-то из ранних фильмов франшизы.

Фото: КиноПоиск

Актёры

Добротный стендап комик и комедийный актёр Крис Рок у нас тут в роли серьёзного и крутого полицейского. Обычно, комедиантам удаётся нехило удивить своими неожиданными амплуа. Достаточно вспомнить Джима Керри в «Вечном сиянии чистого разума», Адама Сэндлера в «Опустевшем городе», Уилла Феррелла в «Персонаже» и другие примеры. У Криса Рока тоже есть в послужном списке непривычный персонаж – роль криминального авторитета Лоя Кэннона в четвёртом сезоне сериала «Фарго». Вот там, он был изумителен. А здесь? Здесь видна самоотдача и желание разорвать шаблон, но из-за слабого сценария у актёра ничего не выходит. Его персонаж похож не на крутого копа одиночку, а на позёра, который пытается так выглядеть, но не выходит.

Сэма Джексона в фильме пять минут, и присутствует он в нём только для того, чтобы отработать гонорар и побыть крутым чёрным дядей. Остальные актёры тоже ничем не примечательны, а актёр, выбранный на роль главного злодея – однозначный мискаст. Тут даже спойлерить не надо, достаточно просто начать смотреть фильм. Мало того, что поворот с главным злодеем предсказуем из-за клишированности, так в добавок любой смотревший «Рога» поймёт кто злодей, едва он окажется в кадре. С тем же успехом на роль явного «незлодея» можно было взять Игоря Жижикина или Венсана Касселя.

Итог

«Пила: Спираль» – вторичная и банальная попытка собрать денег за счёт известного бренда. Фильм плох и как часть франшизы и как самостоятельное произведение и не вызывает никаких эмоций. Чего уж там, от идущей сейчас «Прабабушки легкого поведения» можно даже получить какое-то извращенное мазохистское удовольствие или хотя бы бомбануть от безвкусицы и треша на экране. На новую же «Пилу» даже разозлиться толком нельзя. Она попросту унылая, скучная и предсказуемая. Однозначно, не рекомендуем к просмотру. Уж лучше попробуйте расслабиться с семьей под «Кролика Питера 2», а лучше посмотрите «Гнев человеческий» пока он ещё есть в прокате.

Оригинал статьи

(Visited 1 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *