Группы финансового риска

15.04.2021
14 января 2021 | Валентина Акимова

Данные многопрофильного аналитического центра НАФИ.

Минувшим летом аналитический центр НАФИ провел исследование на тему финансовой грамотности и финансового поведения россиян в условиях пандемии COVID-19. В соцопросе приняли участие 85 тысяч граждан из всех субъектов РФ.

Обобщенный портрет наиболее продвинутых в плане финансовой грамотности жителей нашей страны выглядит так. Это проживающие в городах-миллионниках мужчины и женщины в возрасте 30-45 лет, которые работают (квалифицированные специалисты в своей профессиональной сфере), состоят в браке, имеют одного-двух детей и активно пользуются финансовыми продуктами (ну, куда ж сегодня без ипотеки или автокредита!).

К наиболее уязвимым категориям граждан социологи отнесли подростков и молодежь, продвинутую в цифровом плане и малограмотную – в финансовом. Также в группу риска вошли люди с низким уровнем образования, многодетные и неполные семьи, неработающие пенсионеры и жители сельской местности. В период пандемии сюда стали попадать и представители экономически активного населения в возрасте 25-55 лет, ранее считавшиеся «неуязвимыми» (люди теряли работу и, чтобы выжить, начинали брать кредиты, не очень понимая, как они станут их отдавать).

У подавляющего большинства респондентов в «коронокризис» выросла установка на сбережение средств. 28% опрошенных полагали, что сначала нужно отложить средства, и лишь потом – тратить оставшееся (до пандемии таких было 18%). Еще 59% считали, что деньги сначала нужно тратить на неотложные нужды, а остальное – откладывать (прежняя цифра – 39%).

К факторам риска попасть в финансовую ловушку специалисты НАФИ отнесли самоуверенность граждан, оценивающих свою финграмотность на «5» без достаточных на то оснований, а также их неумение распознать признаки финансовой пирамиды. Оба этих качества начинают проявляться у людей в возрасте от 40 лет и нарастают по мере взросления. Спрос на повышение уровня своей финансовой грамотности с возрастом также снижался.

В сентябре 2020 года в Москве проходил трехдневный семинар для финансовых журналистов. Эксперты-участники признали: в российских семьях тема финансов табуирована больше, чем тема секса…

 

Оригинал статьи

(Visited 1 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *