Возвращение к истокам

21.07.2022

21 июля 2022 | Информационный портал Кузбасс

Фото автора.

В городском поселении Мундыбаш Таштагольского района прошел фестиваль кедра.

В воскресенье на стадионе «Металлург» первыми собрались команды нескольких городских поселений района. Им предстояло развести огонь и приступить к варке варенья из молочных кедровых шишек. Лакомство готовили в нескольких огромных емкостях.

Мастерицам пришлось непросто, ведь варить на огне — не на домашней электроплите.

Периодически огонь то затухает, то разгорается с большей силой, и требуется сбить пламя, чтобы сироп не выкипел или не убежал. То и дело слышно:

— Девочки, воды, воды подлейте! Бросайте шишки!

Гости фестиваля подходят и интересуются рецептами. Мастерицы рассказывают, что сначала варится сироп из воды и сахара, уже потом в него загружают шишки.

Процесс варки должен проводиться в три приема. После каждых 20 минут емкость остужают. Затем вновь кипятят. Но так как на фестивале варенье варили в больших чанах, то все приготовление было в один прием.

«Чтобы варенье было прозрачным, полезным, вкусным и чтобы шишка не переваривалась в конце приготовления добавляется немного лимонной кислоты и меда. Тогда лакомство будет очень вкусным и изумительным, — делится секретами мастерица из Таштагола Елена.

В итоге было сварено около 500 литров варенья. Его могли попробовать все гости на празднике.

Варка варенья из сосновой шишки.

История праздника

Фестиваль кедра проводится во второй раз. Его придумали мундыбашцы.

«В прошлом году мы организовали такое мероприятие районного масштаба. К нам приехали городские и сельские поселения, они представляли станы, культурную программу, — рассказывает Наталья Покатилова, глава Мундыбашского городского поселения. — В этом году решили расширить географию, к нам приехали гости со всего Кузбасса».

«Как вы понимаете, южная часть Таштагольского района, где расположены Шерегеш и Таштагол, не обделена фестивалями. И мы решили провести свой, — отмечает Елена Симонова, глава Казского городского поселения Таштагольского района. — Кедр — это сибирская сосна, поэтому варим варенье из сосновой шишки. Если в прошлом году угощали гостей уже сваренным вареньем, то в этом решили приготовить его прямо здесь, на площади, чтобы и наши гости участвовали в этом процессе».

Отметим, что проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. А потому фестиваль не ограничился только гастрономической составляющей.

Особое место здесь уделили сохранению и популяризации народных традиций, обычаев, промыслов и ремесел.

Открылся фестиваль с освящения арт-объекта, а по сути тотема под названием «Шишка-богатырь», а затем прошел обряд благопожелания, который включал в себя кормление духов. Шаман пожелал всем благополучия и, конечно же, богатого урожая шишки.

«Символы Вселенной»

В центре большой праздничной поляны таштагольский Музей этнографии и природы Горной Шории представил экспозицию под названием «Обрядовые места как символы Вселенной».

Здесь можно увидеть орехо-промысловый, рыбацкий, охотничий станы, традиционное временное шорское жилище, которое являлось пристанищем для кузнецов, а также рыбаков и охотников, словом, всех, кто в условиях тайги добывал себе на пропитание.

Часть экспонатов воссоздают быт шорской деревни. Научный сотрудник Музея этнографии и природы Горной Шории Анатолий Ковякин показывает устройство для приготовления шорского национального напитка — арачки. Он готовится из абыртки — ячменного настоя.

Анжела Акчёлова, волонтер музея, демонстрирует процесс приготовления талкана: от обжарки зерен, их обработки до перемола. Талкан — это, по сути, мука крупного помола из жареного ячменя или пшеницы. Она широко применялась в шорской кухне.

Зрители могли попробовать самостоятельно приготовить талкан, попробовать арачку, даже шишку пошелушить.

«Я считаю, что фестиваль кедра — это праздник общения между тюркскими народами шорцами, телеутами, алтайцами. В условиях урбанизации, ассимиляции шорцам надо выжить и сохраниться как этносу. И такие мероприятия, как фестиваль кедра, этому способствуют. Важно сохранить наше духовное и историко-культурное наследие», — отметила Надежда Шихалева, директор Музея этнографии и природы Горной Шории.

Приготовление талкана.

Мастера Кузнецкого края

Сколько живу в Кузбассе, но только на этом празднике увидела, как древние кузнецы плавили железо. На фестивале организаторы представили реконструкцию железоплавильной печи. Весь этот процесс нам продемонстрировал известный ученый-археолог, заместитель директора по научной работе музея–заповедника «Кузнецкая крепость» Юрий Ширин.

«Мы показываем, чем занимались здесь шорцы. Жители этого поселка в 17 веке производили до трех тонн железа ежегодно, — рассказывает Юрий Викторович. — На месте Мундыбаша тогда была Итеберская волость, состоящая из поселков, в которых жили одни из самых известных металлургов того времени. Они не только железо плавили, но и ковали оружие, шлемы, панцири, сабли, копья, наконечники стрел. Кочевникам дань они выплачивали железом. Когда пришли русские (а они собирали пушнину), у местных ее было мало. Охотиться было некогда, так как металлургия занимала много времени. И поэтому в меньшей степени платили пушниной, в большей степени — железными изделиями».

По словам ученого, отсюда вывозили кричное железо (продукт переработки железной руды), из которого можно было делать котлы, земледельческие инструменты, таганы (железные подставки под котлы в виде обруча на трех ножках).

«Шорцы изготавливались из железа шлемы. Известен случай, когда около 20 шлемов отправили в Москву, — рассказывает ученый. — Раз даже отправили полный набор — шлем, панцирь, поножи, наручи, кованые местными кузнецами — Петру Первому».

Сама печь небольшая по объему, конусовидной формы.

«Такие печи я в 1988 году раскапывал вот на месте этого моста, — Юрий Викторович показывает на мундыбашский мост. Это совсем рядом. — За одну примерно трехчасовую плавку в такой печи можно получить чуть меньше килограмма железа. Это трудозатратный процесс. Плюс надо изготовить древесный уголь, добыть железную руду, ее пережечь, истолочь…»

Ученый берет руду, а она имеет вид бурого порошка, и объясняет, как раньше поступали: «Руду берут на кончик ножа и в печь засыпают. Сверху перекрывают древесным углем, химия которого освобождает окиси кислорода и вниз опускается чистое железо. Оно спекается в виде пористого комка. Его щипцами достают. И на каменной наковальне уже делают все, что нужно»,— описывает действо Юрий Викторович.

Так плавили железо древние металлурги. Фото автора.

Разогревать печь помогают меха. Но они немного усовершенствованные. Это для удобства. Раньше они были однокамерными, одни качали, другие набирали воздух.

Гости фестиваля не сводили глаз с этого железоплавильного аттракциона, который был нагляднее и понятнее любого урока по истории и краеведению.

Заодно гости фестиваля побывали и на концерте известных мастеров горлового пеня Чылтыс Танагашевой, а также фольклорного коллектива «От Эне», которые также были участниками мероприятия. Как отметила Чылтыс Таннагашева, важно сохранять традиции и проводить такие праздники, чтобы молодежь знакомилась со всем богатством культуры шорского народа.

Оксана Сохарева.

Оригинал статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *