Терапия игрой

06.05.2021
16 апреля 2021 | Анна Тимощук

Фото Федора Баранова.

В кемеровском театре для детей и молодёжи прошёл показ спектакля «Хроники Нарнии». Он не был заявлен в афише, в нём не играли профессиональные актёры. Это плоды творчества кемеровской терапевтической театральной студии «Дивушка», в которой занимаются дети – от малышей до подростков.

 Волшебное место

Отчётные спектакли «Дивушка» в театре для детей и молодёжи показывает вот уже много лет (находятся они по соседству). Частые зрители – психологи, педагоги, родители, друзья и все, кому интересна работа студии. С годами пришёл опыт, спектакли стали более профессионального уровня, и у студии появились традиции и фанаты.

Работает студия на базе АНО «Психологический центр «СемьЯ», бессменный её руководитель – Татьяна Николаевна Карпунькина. Хотя она, скорее, вторая мама. Любящая безусловной любовью, принимающая, понимающая, чувствующая. Может, поэтому ребята бегут сюда на занятия с удовольствием. Здесь очень тёплая и доверительная атмосфера.

– Театральная деятельность – это такая своеобразная психологическая помощь, в первую очередь, для ребят, у которых есть трудности в социализации. И эти трудности могут возникать по очень разным причинам. Это и какая-то психологическая травма (например, потеря одного из родителей), которую нужно пережить, с которой нужно справиться. Это могут быть причины, связанные с ограничениями по здоровью (ДЦП, РАС). В нашей студии можно встретить и детей, у которых, в принципе, всё в порядке в жизни, но они шебутные и гиперактивные. И театральная студия – место волшебное, здесь каждому ребёнку по его силам всегда находится дело. И человек себя чувствует успешным, востребованным и нужным. А ещё чувствует принятие других ребят, – делится Татьяна Николаевна.

В студии три возрастные группы, и занимаются они в соответствии с возрастом. Старшие ребята сами выбирают сценарии для спектаклей, рассматривают те смыслы, которые хотят передать зрителю. Спектакль каждый раз – это такое действие, которое помогает переосмыслить ценности, расставить приоритеты. Для некоторых это вопрос доверия, внимательного отношения к себе и другим.

 От оружия – до сапог

Занятия театральной студии «Дивушка» проходят в игровой и динамичной форме. Любая форма работы – кукольный театр, сценические миниатюры, музыкальные импровизации или полноценный спектакль – обладает удивительным психологическим потенциалом. Играя в сказку, дети обретают уверенность в себе, доверие к миру, умение уважать и беречь партнёров, чувствовать команду, расширяют свои социальные границы, осознают своё предназначение в жизни, учатся трудолюбию и целеустремлённости.

Здесь всё по-настоящему. Знакомят с азами театрального искусства: сценической речью, пластикой, танцем, вокалом, гримом, искусством костюма и декорации, театральной этикой.

Каждое занятие по актёрскому мастерству можно условно поделить на пять частей. На речевой разминке отрабатывают упражнения на дикцию, артикуляцию и дыхание. После – упражнения и игры на концентрацию внимания, раскрепощение, координацию во времени и пространстве. Не обходится и без импровизации. Иногда получаются блистательные зарисовки. Это учит ребят взаимодействию в экстренных ситуациях. Обязательно в середине каждого занятия здесь выделяют время на чай. А после – работа над фрагментом спектакля.

Есть у «Дивушки» и своя декоративная мастерская. Здесь мальчишки и девчонки сами придумывают, раскраивают и намётывают костюмы, изготавливают необходимые декорации и атрибуты. Да, и сапоги сами шьют, и оружие делают. Это трудоёмкий и кропотливый труд. Например, на изготовление головного убора для Хеопса ушло полтора месяца работы! Каждый раз Татьяна Николаевна отговаривает делать что-то грандиозное и сложное, но дети не сдаются – сложные декорации, сложные слова, сложные сценарии им подавай.

Фото Федора Баранова.

 Когда сцена лечит

– На индивидуальных занятиях в течение недели мы обсуждаем всё, что происходит в группе. Каждый может высказаться и про свои трудности и про победы. Именно в театральной студии очень хорошо видна динамика. Ещё недавно ребёнок, который пришёл к нам, не мог произнеси пару строк (страх зашкаливал). А сегодня чувствует себя свободно в коллективе и на сцене. Это удивительно – видеть, как они осваивают и присваивают это пространство. Такая обстановка сама по себе становится лекарством, которое наполняет и исцеляет. Так формируется пространство безопасности, в котором и появляются новые возможности. И тогда дети позволяют себе эксперименты. Для меня студия – это место, где водятся волшебники. Как вылупляются эти волшебники, появляются из зажатых ребят – это каждый раз чудо. Знаете, я довольно часто за кулисами вытираю слёзы, потому что знаю, сколько всего стоит за каждым движением, за каждым словом, которое произносит ребёнок. Некоторым очень трудно даются танцы, потому что есть проблемы с координацией. И мы делаем максимум того, чтобы зрители не смогли распознать, где здесь из детей имеет трудности, инвалидность, – рассказывает Татьяна Николаевна.

В «Дивушке» есть много историй про то, как ребёнок, который практически был изгоем в школе, постепенно обретал силу и возвращался к нормальной жизни. Иногда на спектакли специально приглашают учителей, чтобы они увидели тех детей, с которыми им трудно. И они видят совсем другого ребёнка. И это бывает таким откровением…

– Очень интересно отношение родителей к тому, что происходит с ребёнком. Если в начале они приходят и просят о помощи, то чуть позже видят динамику (у чада появилось любимое место). И начинают ограничивать: «Если ты получишь плохую оценку в школе, то ты и в студию не пойдёшь». Тогда приходится объяснять, что таким образом они «больного ребёнка лишают таблетки», образно говоря. А надо терпеливо ждать, что тот опыт уверенности, который ребёнок приобрёл в театральной студии, он перенесёт в другое пространство. Совершенно точно знаю, что наши дети начинают лучше выступать на школьных олимпиадах, активничать в школьных мероприятиях, – делится Татьяна Николаевна.

Студия не только учит детей грамотно складывать слова в предложения, не бояться смотреть людям в глаза. Здесь дают понимание, что очень важно уметь импровизировать и ориентироваться в ситуации. И главное, учат делать это с юмором и радостью!

комментарий

Сергей Захаренко, психолог, постоянный зритель спектаклей театральной студии:

«Не первый год наблюдаю за работой студии – профессиональный интерес. Что могу сказать, «Дивушка» – это без преувеличения уникальное творческое пространство. Это место, где инициатива каждого ребёнка заботливо взращивается, а его чувства, желания и опасения будут услышаны. Представьте чувства ребёнка, который понимает, что он сделал это сам: сконструировал декорации и сшил свой костюм, продумал свой сценический образ и отрепетировал роль. И потом делится этим творением со всем миром. Вместе с радостью созидания он берёт на себя меру ответственности в общем созидательном процессе, поддерживая других и получая их помощь. Психолог сказал бы, что это исключительно благодатный терапевтический формат. Но это слово здесь не совсем уместно – так происходит Целительная Жизнь. Для созидания и сохранения этого пространства требуется особый такт, умение тонко вслушиваться в полутона человеческих состояний и отношений. Это то, что у создателей студии есть. Переоценить это невозможно».

 

Инна Самсонова, мама юного актёра театральной студии:

«Мы познакомились с Татьяной Николаевной ещё в то время, когда сын проходил лечение в детском онкоотделении нашего диспансера. Она редкий человек, в ней я нашла опору и поддержку. А потом случилась спонтанная поездка на Алтай с её ребятами. Им нужна была повариха, и я решилась на эту авантюру – ехать в таком качестве. Взяла с собой Гошу. Это было грандиозно. Я смотрела, что происходит с детьми, и понимала: нам очень повезло попасть в это пространство. Это такой процесс, в котором есть подлинность, жизнь. И каждый ребёнок ощущает себя важным, нужным, личностью. И не важен возраст. Они там растут совсем по-другому, чем дома, в семье. Это сложно передать словами. И это меньше всего про театр, это, действительно, про жизнь. Когда ребёнок добровольно включается в очень ответственный и непростой процесс. И проживает в этом процессе путь от детали до чего-то большого. У него появляется такой диапазон, который ему не доверяют, наверное, в жизни родители… Из-за тревожности. А Татьяна Николаевна не боится им доверять. И они берут эту ответственность, разделяют между собой, поддерживают друг друга. Там какой-то свой, особенный воздух. Я счастлива, что Гоша попал в студию после этой поездки. Потому что без этого ему было бы сложно. Это то пространство, где он чувствует себя успешным, признанным, способным на многое. В отличии от школы, где все его боли, потери, преодоления в период лечения никому не нужны».

Оригинал статьи

(Visited 1 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *