Тепло дерева

27.01.2023

27 января 2023 | Информационный портал Кузбасс

Мастер по дереву Алексей Трефилкин.

Семье Трефилкиных очень повезло: тепло и уют в доме создаёт не только жена, но и сам глава семейства Алексей. Причина – золотые руки мастера, который в свободное время вот уже пять лет работает с деревом. Дом кемеровчан наполнен уникальными изделиями, каждое – неповторимо в своей красоте. Светильники и часы, вазы и конфетницы, разделочные доски и другая кухонная утварь. Любоваться всем этим можно часами. «Процесс работы с этими природными материалами очень кропотливый и сложный, но интересный», – признаётся Алексей. От заготовки материала до конечного результата может пройти не один год.

– Алексей, этот вид творчества – какая-то семейная традиция?

– Скорее, это история того, что чем-то надо было успокаивать нервы. А работа руками очень этому способствует. Любимое дело у мужчины должно быть. Я выбрал дерево. По профессии я инженер-эколог. И диссертацию в своё время писал по лесоведению. А увлечением своим чаще занимаюсь вечерами или по выходным. Для души.

– Так-так, а каким образом ваше хобби успокаивает нервы?

– Например, процесс токарных работ такой методичный, спокойный, не терпящий суеты и торопливости. Всё очень размеренно, плавно, приятно.

– У каждого творческого человека есть свой уголок для работы. Вы не исключение?

– Да, у меня это небольшая застеклённая лоджия, где стоит токарный станок и шкафы с инструментами. Вполне хватает этого пространства.

Часы из дерева. Когда дизайнер – сама природа. Фото автора.

– Где берёте материал для творчества?

– Основной источник заготовок – «Зеленстрой», который проводит активную опиловку в нашем городе. И по наводке друзей и знакомых «а вот на такой-то улице попилили деревья» я всегда знаю, куда заехать и посмотреть то, что может пригодиться.

– Но не каждое же дерево подходит для работы?

– В принципе, практические любое, если не гнилушка. Рябина, карагач, берёза, дуб… Кстати, однажды два брёвнышка дуба я вёз из Владивостока. Даже если дерево уже какое-то время сухостойное, оно тоже может быть пригодным. Тем же зеленстройщикам, которые опиливают в основном больные деревья, иногда под раздачу попадают и хорошие – для меня это большая удача. В общем, выкраиваю из всего, чего возможно.

– А кедр, с которым вы тоже работаете, откуда?

– А кедр покупаю. Находить его в лесу незаконно.

– У вас в руках отличное сырьё, ваши дальнейшие действия?

– Любое дерево, с которым потом предстоит работа, требует досушки. И для токарных изделий она должна быть очень качественной. Дерево – живой материал, при усушке сжимается, при намокании расширяется. Поэтому, если не досушили хорошо, через год-два оно всё равно досохнет и крышка на банке, например, будет болтаться. Я сначала делаю заготовку, потом стараюсь её досушить естественным образом в квартире, иногда даже использую микроволновку. Есть много вариантов. Но всегда есть и риск, что заготовка треснет при этом процессе. К этому тоже надо быть готовым. Есть, конечно, и промышленные сушилки. Но это не рационально, если не сушишь кубами. Поэтому где-то под окном у меня всегда лежит НЗ – кучка брёвнышек, которые сохнут уже несколько лет.

– Какие изделия у вас самые любимые/ходовые?

– Практически всё, что круглое. Вазочки на ножке и без, лампы, часы, тарелки (в том числе и многоэтажные), солонки и сахарницы, разделочные доски. Что примечательно, лампы делаю с цельноточёным абажуром. То есть это кусок дерева, который проточен до миллиметра, за счёт чего он становится тонким, прозрачным и пропускает очень красиво через себя свет. И когда вы включаете лампу, бонусом ещё проявляется текстура древесины, которую очень приятно рассматривать.

– Кстати, про разделочные доски. Они есть в каждом доме. Какие лучше выбрать и как правильно ухаживать за ними?

– Лучше выбирать из массива дерева. Но это всегда дороже, стоит это понимать. Её угробить довольно трудно. Девяносто процентов магазинных досок – клеенные. Они недостаточно хорошо просушены, поэтому сильнее впитывают влагу и хуже её отдают обратно. Отсюда – маленький срок службы. Про масла. Мастера свои изделия изначально пропитывают маслом. Я пользуюсь сертифицированной смесью натуральных масел с воском. Но периодически можно и самим смазывать вазелиновым маслом (оно минеральное), которое продаётся в любой аптеке.

Разделочные доски из карагача – массивные и долговечные.

– Какое дерево вы используете для досок? С каким работать комфортнее всего?

– Карагач и сувель – основной материал для разделочных досок. А работать комфортно с любым деревом, тут стоит вопрос, какую цель вы преследуете. Например, кедр очень лёгкий, рябина. А карагач, берёза и дуб очень массивные. И очень интересно делать что-то из капа и сувели (это природные материалы). Кап, в народе его ещё называют ведьмин веник, – это доброкачественный нарост на дереве. А сувель берёзы, или, как его часто называют, древесная кость, – уникальное природное образование, которое очень красиво смотрится в изделиях. С таким перламутровым отливом. К слову, сувель встречается гораздо реже, чем кап, и считается более ценным материалом. Главным его отличием является наличие сучков при продольном срезе, отчётливо выделяющаяся сердцевина, мелкий узор, выраженные витиеватые слои. Более того, не существует повторяющихся узоров, все они имеют уникальный рисунок.

– Была какая-то очень интересная работа, которая вам очень запомнилась?

– Дольше всего я делал бра на стену с цельноточёным абажуром. Очень нравилось мне работать над этим светильником. Работа тонкая, кропотливая. Его я делал любимой жене.

– От стадии бревна до готового изделия какой может быть временной промежуток?

– От нескольких месяцев до нескольких лет. У меня, например, до сих пор лежат брёвнышки карагача порядка 15 см в диаметре, которым около четырёх лет. И до сих пор они сохнут, теряют в весе. Есть, пить не просят, только место занимают. Но моя жена – ангел во плоти, обладающая большим терпением. Прощает мне то, что вся квартира завалена деревяшками. Семья – главный ценитель творчества, домочадцы активно пользуются моими изделиями. Это приятно.

– Где черпаете вдохновение, что-то узнаёте новое?

– Хорошо, что есть интернет, где есть всё. Английская, японская токарные школы – за ними я слежу, адаптирую к своим потребностям. Когда ты видишь, что какой-то самурай точит в противофазе (вращая заготовку не к себе, как европейцы, а от себя), – это своеобразно и можно взять на вооружение.

Подготовила Анна Тимощук.

 

 

 

 

Токарная мастерская на балконе – отличное решение.

Панно «Сова» (спил карагача).

 

 

 

Оригинал статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *