Театр как игра

05.12.2021
19 октября 2021 | Анна Тимощук

Перфоманс «Точка отправления». Режиссер Алиса Зелинская. Фото Федора Баранова.

На днях кемеровчане оказались зрителями и даже участниками проекта «Поэтика города. Перформативные знаки». Он значился отдельным пунктом программы фестиваля «Кузбасс-fest: театр здесь!». Более 1000 молодых людей на семи площадках поддержали фестиваль, став участниками флешмоба, привлекая внимание общественности к укреплению культурной базы Кузбасса и к строительству учреждений культуры. 

Семь точек на карте

Так, точкой отправления для серии перформансов, основанных на текстах победителей регионального молодёжного литературного фестиваля-конкурса «Оперение», стал Сибирский филиал Российского государственного института сценических искусств. Перформанс на стройке в полдень минувшей пятницы – это было очень атмосферно, масштабно и …холодно.

Режиссёром «Точки отправления» стала Алиса Зелинская, молодая актриса кемеровской драмы, выпускница КемГИК по специальности «Руководство любительским театром». Её задумку в возведённом возле здания филиала амфитеатре помогал воплощать хоровой коллектив «Carpe Diem». К слову, это был не первый режиссёрский опыт Алисы. Ещё будучи студенткой, девушка выступала режиссёром разных проектов в нашем городе. И сейчас она тесно сотрудничает с Кузбасским центром искусств (вместе провели три перформанса в рамках открытия выставок). На данный момент Алиса Зелинская – режиссёр театра «ЛитерА», который также находится на базе КЦИ.

– Моё знакомство с перформативными практиками и другими нетрадиционными формами театра началось давно и продолжается до сих пор. Вообще, у перформанса как явления очень размытые границы. До сих пор ходят споры о том, что же это такое и по каким критериям эта форма отличается от каких-либо других форм современно театра. Стройка для этого перформанса была выбрана как начало чего-то нового, как олицетворение процесса рождения искусства. И мы показали процесс создания автором произведения искусства. В данном случае был поэт и стихотворение, на основе которого и был создан перформанс. Рождение стихотворения – это путь от первоначальной точки (когда автор находится в отчаянии и безысходности, осознании своей никчёмности) и до точки завершения этого стихотворения, – поделилась Алиса.

Затем эстафета была передана на площадку Образовательного комплекса (на аллее около медицинского университета) танцевальной группе «Вечное движение» с перформансом «Не на своём месте». Его режиссёром стала Мария Худякова. Третье представление в этом жанре – «Вечный огонь» – было показано в «Кузбасском центре искусств». Его режиссёром выступил Андрей Грачев, артист новокузнецкого драмтеатра. Самым масштабным стал четвёртый перформанс Галины Латынниковой «В Москву, в Москву!». Ребята с большими клетчатыми баулами (с тревогами, сомнениями и мыслями о Москве) на улицах Кемерова надолго запомнятся случайным прохожим.

Пятый перформанс от Дарьи Ивановой под названием «(L)Only» прошёл в театре «ЛитерА». Здесь всё было пронизано любовью. Шестой проходил у входа в кемеровскую драму, где его автор Антон Остапенко (актёр данного театра, основатель проекта-лаборатории «Малая сцена») мелом записывал действия, которые мы делаем «для галочки». Перформанс так и назывался – «FOR GALOCHKA». Зрителям предлагалось подхватить эту игру и написать свои фразы.

– Думаю, что у этого направления огромный потенциал, потому что у нас в городе этого формата не существует, к сожалению. И этот опыт, который был предоставлен молодым ребятам в качестве самостоятельной пробы, очень нужный. Но это всё-таки некая маленькая попытка прикоснуться к такому формату, как перформанс. Я очень надеюсь, что в Кемерове они будут появляться, но не путём самостоятельных работ, а через некую школу. Хочется, чтобы сюда приезжали профессионалы, которые владеют техниками именно в этой области. Чтобы эти профессионалы объясняли желающим понять артистам и режиссёрам, как с этим форматом работать. Нам нужны профессионалы, мастер-классы по перформансам. Хочется, чтобы это не осталось на уровне самодеятельности, – так видит ситуацию Антон Остапенко.

Последний, седьмой, перформанс под названием «Отражение» состоялся на местной набережной. Это была режиссёрская работа Нины Степановой, актрисы кемеровского театра для детей и молодёжи. Нина предложила зрителям смотреться в условное зеркало. А актёры – мимы в масках – отзеркаливали все действия зрителей.

– Мне досталось произведение Агаты Черепановой, фантастический рассказ. Я первый раз столкнулась с перформансами. Что было интересного в этой работе? Что у нас не было никаких рамок, границ, мы могли делать всё, что захотим. Свобода – это так круто и сложно одновременно. Мне очень хотелось, чтобы в перформансе были задействованы зрители. Так и вышло. И очень понравилось, что зрители были включены, вовлечены в него. Было очень любопытно наблюдать.

Возможности дало «Оперение»

Все перформансы случились благодаря интересной фактуре. Авторы, по чьим произведениям творили молодые режиссёры, – победители регионального молодёжного литературного фестиваля-конкурса «Оперение», посвящённого 300-летию Кузбасса. Начинающие литераторы пробовали себя в различных литературных жанрах: рассказ, новелла, сказка, фэнтези, стихотворение, повесть. Ребята затронули темы любви, одиночества, человеческих страданий и другие. К слову, творческие работы победителей опубликуют в специальном сборнике и областных литературных изданиях. Среди победителей жюри выбрало одного лауреата, им стала студентка Кемеровского государственного университета Агата Черепанова (по её произведению и был перформанс актрисы кемеровского театра для детей и молодёжи Нины Степановой), обучающаяся на направлении «Журналистика». Победительница получит возможность сотрудничества с писателем-наставником в течение года и сможет издать собственную книгу.

– Любой конкурс полезен, потому что он даёт возможность ещё раз понять самого себя, выявить приоритеты и сильные стороны. А в «Оперении» был очень серьёзный плюс: организаторы ввели в игру жанр «фэнтези». Конкурс достоин того, чтобы стать стартовой площадкой для начинающих авторов в молодёжной среде. Во-первых, важно определиться, для чего и кого вы пишете. Если для себя и друзей, то пишите так, как вам позволяет ваше самоуважение. Можете сразу своё произведение считать шедевром, откровением, романом на уровне Ф.М. Достоевского, а можете стараться редактировать его по мере сил. Но если вы хотите стать писателем (необязательно по профессии, но, по крайней мере, работать для широкого круга лиц), без критики, обсуждений, правок и объяснений не обойтись. Никто не рождается классиком литературы, тем более хорошим автором, – рассказала Агата Черепанова.

Оригинал статьи

(Visited 1 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *