Повесть о настоящем профессионале

08.05.2021
30 апреля 2021 | Сергей Исмагамбетов

Фото Федора Баранова.

29 апреля 70-летие отмечал кемеровчанин Виктор Шадчин – успешный бизнесмен, талантливый руководитель, сделавший очень многое для развития пассажирского автотранспорта в кузбасской столице, и заядлый рыбак. Свою жизнь Виктор Геннадьевич делит на две главы.

 Глава 1. Золотые годы в автоколонне № 1237

Через рыбалку – в транспортники

Рыбалкой уроженец Мариинска Виктор Шадчин увлёкся ещё в раннем детстве. В школьные годы подросток частенько приезжал из Кемерова, куда переехал вместе с семьёй, посидеть с удочкой на берегу Кии. Во время одной из таких поездок он познакомился с отдыхающими по соседству руководителями областного Кемеровского транспортного управления – начальником ведомства Михаилом Федотовым и главным инженером Анатолием Зленко. Общительные транспортники заинтересовали школьника рассказами о своей работе и посоветовали учиться на автодорожника.

«У меня ещё и дядя окончил техникум автомобильного транспорта, так что я даже не раздумывал, куда пойти после десятого класса. В Сибирский автодорожный институт в Омске поступил без проблем: физику и математику сдал на «отлично», только сочинение по русскому написал на четвёрку, – рассказывает Виктор Шадчин. – Учёба давалась легко, начиная со второго курса успевал ещё и подрабатывать преподавателем математики в Омской областной заочной школе».

В 1973 году Виктор окончил институт по специальности «инженер-механик автотранспорта» с красным дипломом, который давал выпускнику преимущество при распределении на работу. Когда вернулся в Кемерово, ему предложили: либо автоколонна № 1241, либо ак 1237. Молодой специалист остановился на последнем варианте, и, как оказалось, это было одно из важнейших решений в его судьбе.

 У истоков ПАТП-3

О годах работы в автоколонне № 1237 Виктор Геннадьевич вспоминает с большим удовольствием. Его взяли на должность старшего мастера. В авторемонтной мастерской, где работал сплочённый коллектив, набираться опыта помогали умелые механики, многие из которых прошли Великую Отечественную войну. Их отличала недюжинная смекалка и чувство юмора в любой ситуации.

«Был у нас мастер на все руки Василий Васильевич Олейников, не было такой коробки передач, которую он бы не отремонтировал. И как-то раз он напился. Собрали комиссию, куда и я вошёл как старший мастер, начали разбираться, – рассказывает Виктор Шадчин. – Я, говорит, и не хотел, но водители, которым с коробкой помог, пристали: двое за руки держали, а один в рот вливал. Посмеялись, конечно, и хоть работник идеальный, первый проступок на его счету, однако 10% от премии лишили. К сотрудникам должно быть человеческое отношение, но они должны знать, что наказание за провинности неотвратимо».

Уже через три года 25-летнего Виктора Шадчина, к его немалому удивлению, назначили главным инженером. Молодой старший мастер хорошо себя зарекомендовал. К тому же на тот момент, за исключением главного экономиста, только у него в автоколонне было высшее образование. Самый молодой в истории предприятия главный инженер принимал участие в образовании ПАТП-3. Как раз тогда, в конце 1970-х, началось активное строительство жилья в заискитимской части Кемерова.

«Водители стали замечать, что «холостые пробеги» автобусов, идущих в новые микрорайоны, стали доходить до 20 километров. Тогда в коллективе возникла мысль об автотранспортном предприятии рядом с новостройками, поддержало наше руководство, а следом и горком с обкомом. Даже министр транспорта СССР прилетел в Кемерово, ему доказывали, что нужно это предприятие, – говорит Виктор Шадчин. – Прошло около трёх лет, и мы своими силами построили два бокса на сто машин каждый, провели воду, тепло, возвели временный КПП, мощную трансформаторную подстанцию, заправку. В общем, с нуля создали ПАТП-3».

 Во главе родного предприятия

В один из вечеров 1985 года главному инженеру позвонил начальник транспортного управления Виктор Ланбамин и сказал: «Твою кандидатуру утвердили на городском и областном уровнях, ты будешь директором». Так в 34 года Виктор Шадчин стал руководителем уже родной для себя автоколонны. При нём полным ходом шла модернизация: были построены новый шиномонтажный и малярный цеха, передовая по тем временам автомойка с замкнутым циклом, всего за три месяца возведён гараж. В те времена а/к № 1237 была мощнейшим в Кузбассе автотранспортным предприятием с коллективом более двух тысяч человек, с парком в 550 автобусов и полсотни грузовиков (не считая филиала в Топках). Машины были, а вот чтобы достать запчасти, нужно было исхитриться.

«Плановая экономика не может всего учесть. Например, к нам прибыло столько-то аккумуляторов, однако несколько из них разбились в дороге, некоторые просто некачественные. Но это никого не волнует, и попробуй достать новые детали! Причём деньги-то у нас были, а купить нечего, – поясняет Виктор Шадчин. – В поиске запчастей очень помогал начальник отдела снабжения Борис Григорьевич Ковалевский, отличный специалист и прекрасный человек. Мы с ним ездили по всей стране, в том числе и на крупнейшие заводы-производители автобусов «ЛиАз» в Подмосковье и «ЛАЗ» на Украине. Договорились: мы к ним отправляем работников, пришедших учиться на семимесячные курсы водителей, а они нам дефицитные детали поставляют».

Директор вникал во все вопросы, в том числе и хозяйственно-бытовые. После ремонта столовой на собрании работники сказали: «Всё у нас хорошо, но вот в меню пюре картофельное ещё добавить бы». Картошка уже тогда в дефиците была, а вопрос решать надо, люди просят. Подумал руководитель: раз на территории предприятия есть кусочек свободной земли, нужно сделать склад для овощей.

«Было у нас и своё подсобное хозяйство и техника, в том числе комбайн, занимались зерновыми. Выделили участок под картофель, коллектив, включая руководящих работников, сам всё делал. И по осени мы стали получать 40-50 тонн картофеля. Помимо того, что своя картошечка была, так ещё и питание в столовой стало дешевле», – вспоминает Виктор Геннадьевич.

Виктор Шадчин гордится социальной инфраструктурой, которая при нём бережно создавалась и сохранялась на предприятии. Со временем появилось ещё одно подсобное хозяйство с почти двухтысячным поголовьем свиней и десятком коров. У автоколонны был свой магазин, санаторий-профилакторий «Автомобилист», который сейчас называется по-другому и принадлежит иной организации, два детских сада, пять жилых домов для сотрудников. Владимир Геннадьевич говорит, что ему в жизни везёт на хороших людей, и с большой благодарностью вспоминает коллег по а/к № 1237 – своего бывшего начальника Александра Перфильева, главного экономиста Людмилу Березину, во многом благодаря которой появилось ПАТП-3, своего заместителя по БДД Владимира Мовшина, главного инженера Александра Волкова, начальника ПТО Дмитрия Крупина. С теплотой юбиляр отзывается и о бригадирах Валентине Сивокобыленко, Михаиле Драко, Иване Попове, Сергее Мелентьеве, водителе автобуса Василия Юдина, который обладал редким даром чётко держаться маршрутного расписания.

 Глава 2. Дела торговые

В 1991 году в жизни Виктора Шадчина началась новая глава, которая продолжается по сей день. По предложению главы Кемерова Владимира Михайлова директор автоколонны перешёл на работу в горисполком, занимал должность заместителя председателя по торговле. В этой сфере вчерашний транспортник ориентировался неплохо. В годы перестройки, когда становилось всё сложнее со многими продуктами и предметами быта, Виктор Геннадьевич, имеющий за плечами богатый опыт работы в условиях дефицита, умел грамотно организовать поставки.

В то время в стране начались кардинальные перемены, в городской администрации произошла реорганизация, да и обстановка в чиновничьих кабинетах резко отличалась от той, что была на производстве. Уходил Виктор Шадчин из горисполкома без особого сожаления и открыл свой бизнес, одно из направлений которого – продажа мототехники и товаров для туризма. Магазин «Мототурист» на улице Терешковой, 4, существующий более двадцати лет, хорошо знаком кемеровчанам. Коллектив небольшой, но крепкий – многие сотрудники работают под руководством Виктора Геннадьевича с самого начала.

«Не скажу, что мы звёзд с неба хватаем, но на ногах стоим крепко, – говорит бизнесмен. –Устал ли я? Тут как на весах взвешиваешь. С одной стороны, если работать не буду, боюсь, как бы кондрашка не хватила. А с другой стороны, руководителю всегда нужно быть в курсе всего, а на это сил уже не всегда хватает. Я понимаю, что уйти лучше вовремя».

Принимать ещё одно важное в своей жизни решение Виктор Шадчин будет уже после своего юбилея, который отмечает сегодня в кругу друзей. Не все, к сожалению, собрались, с кем-то судьба развела. Виктор Геннадьевич (тел. 8-909-517-71-40) всегда рад пообщаться с товарищами – вспомнить дела минувших дней, обсудить настоящее и будущее и, конечно, вместе съездить на рыбалку.

Оригинал статьи

(Visited 1 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *