Новокузнецкие садоводы судятся с региональным оператором по обращению с ТКО. По мнению дачников, компания «ЭкоТек» навязала им правила игры, с которыми они изначально были не согласны: график вывоза мусора не соответствует фактическому отходообразованию. В ситуации разбирался наш корреспондент.
Если недавно мы рассказывали о том, что в Кемерове региональный оператор зоны «Север» не успевал вывозить отходы из частного сектора – контейнер наполнялся чаще, чем должен был приезжать мусоровоз, то в Новокузнецке возникла диаметрально противоположная ситуация.
Там, где не мусорят
В редакцию обратился председатель новокузнецкого СНТ «Ремстроевец РСУ-3» Анатолий Солодов. Между садоводами и региональным оператором по обращению с ТКО в зоне «Юг» возник конфликт, дошедший до суда. По мнению абонентов, компания «ЭкоТек» навязывает им услугу по вывозу мусора, ведь вывозить – нечего. «В Новокузнецке не везде своевременно вывозят мусор, а у нас в садовом обществе, наоборот, четыре раза в неделю приезжает машина к пустому контейнеру, – объясняет Солодов. – Пробег составляет 70 километров».
По словам председателя, в СНТ 55 действующих участков, на 12 из которых владельцы приезжают два-три раза в год. Постоянно живут на даче летом в 18 домах. Остальные садоводы появляются на выходных, да и то не всегда. Чтобы контейнер объёмом 1,1 кубометра наполнялся четыре раза в неделю, 18 домов должны ежедневно выносить по шесть ведер мусора, подсчитал Солодов.
До последнего дачного сезона садоводы, по словам читателя, увозили отходы с собой личным транспортом и выбрасывали в контейнер у себя во дворе. Мусор из городских дворов также вывозит «ЭкоТек», услуги которого по установленным нормативу и тарифу новокузнечане оплачивают либо через УК, либо непосредственно напрямую регоператору.
В апреле 2021 года члены СНТ приобрели уже упомянутый контейнер объёмом 1,1 кубометра и согласовали с администрацией Новокузнецкого муниципального района его размещение. Договор с регоператором (имеется в распоряжении редакции) СНТ заключило в марте этого года – с разногласиями. «Мы предложили вывозить мусор один раз в неделю, а остальное по звонку (по наполнению), – говорит Анатолий. – Каждый вывоз контейнера стоит 610 рублей. В июне вывезли два раза, а счёт прислали на 10 202 рубля. В июле пять раз – счёт на 10 591 рубль. В СНТ в основном состоят пенсионеры с низким доходом».
По словам председателя СНТ, регоператор к доводам садоводов не прислушался: желаемого ответа на письма в адрес главы компании они не получили. Впрочем, регоператор вёл с дачниками переписку по другим поводам. Так, «ЭкоТек» предъявлял товариществу письменные претензии за «отсутствие доступа к контейнеру». Мусоровоз не может подъехать, соответственно, услуга не может быть оказана, но всё равно должна быть оплачена. Но Анатолий Солодов утверждает, что это не так. Мусоровоз может подъехать к контейнеру с нескольких сторон, говорит он, места достаточно.
Наконец, регоператор предъявил СНТ долг в 95,4 тысячи рублей за период с 1 июня 2020 (!) года по 10 марта 2021-го. Напоминаем, именно в минувшем марте стороны заключили договор, но об этом позже. Председатель с претензией не согласился и направил «ЭкоТеку» возражения. Следующим шагом регоператора стало исковое заявление в арбитражный суд. Он просит взыскать с СНТ долг за тот же период – до начала действия договора, но уже в размере 47,642 тысячи рублей.
Долг задним числом
Мы попросили Центр жилищного просвещения Кузбасса дать правовую оценку ситуации. Как известно, вследствие всероссийской мусорной реформы у всех отходообразователей появилась обязанность заключать с региональным оператором по обращению с ТКО договор на услугу по вывозу и утилизации отходов. За жителей многоквартирных домов (вернее – от их лица) это сделали управляющие компании. Жители же частного сектора и владельцы садовых участков, которые, как правило, раньше за вывоз мусора никогда не платили, должны заключить договор с регоператором сами (п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Если потребитель не направил регоператору заявку, договор считается заключённым на условиях типового документа. Он вступает в силу на 16-й рабочий день после того, как регоператор разместил предложение о заключении договора на своем официальном сайте. «Таким образом, из этого следует, что СНТ обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО в интересах его членов, – комментирует руководитель Центра жилпросвета Евгений Каратаев. – В отсутствии подписанного договора оказание услуг регоператором осуществляется на основании типового договора».
Изучив типовой договор, утверждённый постановлением Правительства от 12.11.2016 № 1156, специалисты пришли к выводу: регоператор должен был ежемесячно направлять в адрес СНТ платёжные документы, а также акты оказанных услуг, акты сверок. Потребитель обязан оплачивать только фактически оказанные услуги по обращению с ТКО. Между тем, по словам председателя, до апреля 2021 года услуга не оказывалась и не могла оказываться – не было контейнера. Платёжные документы, акты оказанных услуг и акты сверок от регоператора до минувшего апреля в адрес СНТ не поступали.
Мёртвые души
Второй примечательный момент. Как уже написано выше, сумма долга, заявленная регоператором в суде, практически в два раза меньше, чем в первоначальной претензии. Откуда же взялась эта цифра? Изучив материалы, предоставленные председателем СНТ, эксперты Центра жилпросвета нашли ответ на этот вопрос. В нашем регионе норматив накопления ТКО установлен постановлением Региональной энергетической комиссии от 27.04.2017. При этом до 5 августа 2021 года не существовало нормативного объёма отходообразования для такой категории потребителей как садоводческие товарищества. Регоператор рассчитывал стоимость услуги для СНТ как для собственников квартир или жилых домов, исходя из того, что отходы и там, и там схожи по составу: 2,073 кубометра на проживающего человека в год.
Утверждённый РЭК тариф на услугу по обращению с ТКО для зоны «Юг» с января 2020-го – 498,44 руб./м3, с июня 2020-го – 542,61 руб./м3. В СНТ, как мы помним, 55 участков. Регоператор в своих расчётах принял нормообразующий показатель – 110, то есть по два человека с каждого участка. И не важно, что по факту людей может быть меньше или они не производят столько отходов, поскольку приезжают на дачу только на выходные. Тем не менее, по логике регоператора в месяц СНТ образует 19 с небольшим кубометров мусора. Исходя из неё и образовалась заявленная в претензии сумма. «В исковом заявлении к СНТ сумма задолженности указана в два раза меньше, – комментирует Евгений Каратаев. – Можем предположить, что у регоператора имеются подтверждающие документы (например, маршрутные листы) на меньшее количество объёма ТКО, либо регоператор исключил из расчёта зимние месяцы. Но и с этой суммой председатель СНТ не согласен».
Резюмируя вышесказанное, в Центре жилпросвета выделяют три главных момента. Во-первых, регоператор, фактически не оказывая услуги (со слов председателя СНТ) в спорный период, предъявляет к оплате необоснованные денежные суммы. Во-вторых, для расчёта предъявляемой к оплате стоимости «не оказанных услуг» регоператор применяет нормообразующий показатель – 110 человек, несмотря на то, что собственников участков всего 55. В третьих, регоператор не направлял в адрес СНТ в спорный период акты оказанных услуг и платёжные документы.
От себя хочется добавить: не меньше вопросов вызывает дата, с которой «ЭкоТек» поставил на счётчик «Ремстроевца». Почему с июня 2020 года, а не с июля 2018-го, когда регоператор зоны «Юг» приступил к работе?
Специалистами Центра жилпросвета совместно с Центром юридических услуг в сфере ЖКХ помогли председателю СНТ составить дополнения к направленным в суд возражениям на исковые требования регоператора. «Изучив судебную практику по данному вопросу в нашем регионе, мы пришли к неутешительному для садоводов выводу: суды выносят решения о взыскании суммы долга и неустойки с СНТ в пользу регионального оператора, – говорит Евгений Каратаев. – Однако в целом по России практика складывается неоднозначная. Можно сказать, что позиция суда склоняется к тому, что услуга должна быть оплачена по факту, а не по нормативу».
Центр юридических услуг в сфере ЖКХ вступил в дело на стороне ответчика. Предварительное заседание (изначально дело планировали рассмотреть в упрощённом порядке) назначено на 14 ноября. Мы будем следить за развитием ситуации.
Кстати
Если садоводческое товарищество, в котором вы состоите, оказалось в аналогичной ситуации, Центр жилпросвещения Кузбасса рекомендует:
– направить в суд отзыв на исковое заявление, в котором чётко и аргументированно изложить возражения по каждому пункту искового заявления, приобщив к отзыву подтверждающие документы (фотоматериалы, пояснения членов СНТ, расчёты стоимости услуги и т.п.);
– обязательно явиться на судебное заседание (лично либо через представителя);
– ходатайствовать о вызове свидетелей со стороны СНТ.
Посмотреть комментарии
Ребята, чем закончился судебный процесс? Я правильно понимаю, что он состоялся в 2021 году? Вопрос не праздный, у нас сейчас тоже суд.процесс с оператором ТКО.