ОБЖ – урок для жизни

31.03.2022

31 марта 2022 | Алена Смирнова

Учитель ОБЖ Лариса Григорьева. Фото из личного архива.

В Кузбассе названы имена десяти лауреатов регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2022», а также обладателей специальных призов. Однако кто же стал триумфатором, по-прежнему остаётся тайной за семью печатями – её раскроют позднее.

Кроме того, по результатам состязания свои симпатии выразил и региональный клуб «Учитель года Кузбасса», участники которого выступали в роли альтернативного жюри. Так, членами клуба по итогам конкурса была отмечена Лариса Григорьева, почётный работник воспитания и просвещения Российской Федерации, учитель основ безопасности жизнедеятельности в средней школе № 44 города Полысаево. Её педагогический стаж – 11 лет.

«Моя главная цель участия в конкурсе – поднять престиж учителя данной школьной дисциплины, – подчеркнула Лариса Александровна. – Так сложилось, что предмет ушёл на второй план: его не сдают на ГИА, он не требуется при поступлении в техникумы и вузы. Но современная реальность диктует новые правила. И в них уроку ОБЖ должно быть уделено достойное внимание».

Накануне журналист газеты «Кузбасс» побывал в гостях у Ларисы Григорьевой.

– Лариса Александровна, почему выбор пал именно на эту профессию?

– Мысли уносят меня в детство. Был в моей жизни такой Учитель, к которому всей душой тянулись дети, на урок которого бежали с радостью. Он обладал огромным авторитетом не потому, что его боялись, а наоборот, очень любили и уважали, видели в нём друга и наставника. Уроки истории и начальной военной подготовки всегда были особенными, привязанными к жизни, с личными воспоминаниями и опытом. А мы, дети, могли смело, без страха быть непонятыми высказывать своё мнение, получать помощь или совет. Когда пришло время выбора моей профессии, родители почему-то решили, что я должна стать работником торговли. Обсудила этот вопрос и с моим учителем – Николаем Евгеньевичем. Внимательно выслушав меня, он произнёс: «Лариса, не то выбираешь! Не туда тебе надо идти. Другой у тебя путь!» Прошло время, и эти слова оказались пророческими! Не набрав нужного количества баллов в торговый институт, я осталась без профессии. Конечно, слёзы и разочарование… Но слова Николая Евгеньевича навсегда остались в моей памяти…

В достаточно зрелом возрасте судьба преподносит мне шанс! Я оканчиваю педагогический университет. Путь в профессию долгий, но верный! Глубоко в детстве я уже пробовала себя в роли учителя: всегда помогала в учёбе «слабеньким»; играя дома в школу, проверяла тетради, выставляла отметки и даже писала «планы уроков». Казалось бы, откуда эти желания и умения у маленькой девочки? Возможно, таким и был замысел моей судьбы.

– Признайтесь, страшно было в первый раз войти в класс в роли учителя?

– Страшно. В голове один вопрос сменял другой: как привлечь внимание детей? Как научить их всему, что пригодится в жизни? Как найти взаимопонимание, обрести доверие и уважение? И снова на помощь пришли школьные воспоминания. Я точно знала, почему мне нравился или не нравился какой-то урок. Моя личная любовь определялась отношением к учителю: если я не боялась, а уважала и любила педагога, то и предмет становился любимым. Из детского опыта складывалось моё представление о взаимоотношениях учителя и ученика.

Планируя свои уроки, стараюсь поставить себя на место ребёнка, почувствовать его состояние. Да, это очень сложно, кажется, невозможно. А всё потому, что нам, взрослым, думается, что, имея опыт, мы правы. Но это не всегда так! У любого проступка ребёнка есть разные причины: конфликт с родителями, плохие отношения с одноклассниками, неважное настроение или болезнь… А мы видим следствие, вершину айсберга. Только беря курс на любовь, педагог открывает сердце и душу ребёнка. Причём на любовь, я бы сказала, божественную, то есть безусловную и безграничную. Только так наши дети смогут безопасно выйти в жизнь, вспоминая добрые наставления учителя.

– Лариса Александровна, в чём задача современного педагога?

– Помочь в становлении личности безопасного типа. В сегодняшнем оцифрованном пространстве сбиты внутренние настройки, дети это интуитивно чувствуют особенно остро и протестуют, как могут! У них нет житейского опыта, нет иммунитета против неправды, они принимают ситуацию сердцем и чувствами. Взрослый мир глобальных изменений для ребёнка сложен. И помочь понять его, научиться ориентироваться в многообразном мире обязаны мы, родители и учителя, – главные воспитатели новых поколений!

Слово «воспитание», на мой взгляд, можно разложить как «питание оси». Ось и стержень жизни – душа человека, её бессмертие, её величие и многообразие. Только с этой позиции мы можем воспитывать ребёнка, не лишая его возможности оставаться самим собой. Именно так я понимаю свою миссию.

– Какова ваша цель как наставника?

– Не навредить, помочь! Это очень трудно, потому что срабатывает стереотип, что ребёнок должен быть послушным. А ведь дети учатся у нас, взрослых. Представьте ситуацию: ученик спрашивает учителя не очень дружелюбным тоном: «А почему у меня двойка?!!» Видим на лице возмущение, недовольство, претензию. Отвечаем сердито: «Значит, было за что, я не обязана помнить!» А если поменять интонацию, проявить понимание? И ребёнок всё поймёт, и учитель не оттолкнёт от себя. Только так закладываются добрые взаимоотношения. Так торжествует любовь, и у детей вырастают крылья. Моя личная концепция воспитания и обучения опирается на золотое правило общения: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Если на уроке ОБЖ ребёнок начинает говорить о волнующих его проблемах не только в семье и школе, но и в мире, я понимаю, что иду в правильном направлении, способна сказать слова, которые помогут ему в жизни сейчас и даже много лет спустя. А значит, успешно выполняю важную миссию учителя ОБЖ – созидаю в детях личность безопасного типа.

– Концепция преподавания ОБЖ изменилась с годами?

– Нет. Вопросы безопасности по-прежнему актуальны. Время бежит, а проблематика остаётся. Говорим о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, старшеклассники проходят военные сборы, учимся оказывать первую медицинскую помощь и многое другое. Основы безопасности жизнедеятельности – область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них.

– Знания, которые дети получают на ОБЖ, интегрированы в разные сферы жизни. Есть ли примеры из педагогической практики, которые подтверждали бы важность, практическую ценность этой школьной дисциплины?

– Сейчас пример такой перед глазами: старший брат нашей семиклассницы (сейчас это уже выпускница) в гараже серьёзно повредил руку циркулярной пилой. От обилия крови мама растерялась, а ребёнок четырнадцати лет нашла в себе силы, сконцентрировалась и вспомнила весь алгоритм оказания первой помощи. В итоге девочка до приезда скорой остановила кровотечение. Парень находился в сознании.

Свои навыки ребята отрабатывают и в рамках слёта-соревнования «Школа безопасности». На соревнованиях определяется уровень готовности к практическим действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Также во внеурочное время наши ребята занимаются в отряде «Юный инспектор дорожного движения (ЮИД)», созданном в центре образования «Точка роста» (появился в стенах школы в 2020 году): дети изучают ПДД, правила движения на велосипеде и, конечно, отрабатывают навыки оказания первой помощи на имеющихся в Центре манекенах и имитаторах ранений.

Я разработала и другой курс внеурочной деятельности, который называется «Все цвета, кроме чёрного». Он посвящён психологии, потому что эта область знаний напрямую связана с ОБЖ.

– Алгоритм оказания первой медпомощи отрабатывается на манекенах? Что детям даётся сложнее всего?

– В нашей школе хорошее материально-техническое оснащение. К примеру, есть имитаторы ранений, на которых объясняется тема «Открытые повреждения». Это пластиковая накладка на часть тела, имитирующая разные повреждения, в том числе и кровотечение. Так вот, некоторых детей пугает вид крови. Кроме того, не все могут побороть страх и провести искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. В данных случаях ребята сдают тему теоретически, то есть они не выполняют на манекене никаких манипуляций. Однако именно на таких наглядных пособиях школьники закрепляют полученные теоретические знания и применяют их по необходимости в реальной жизни.

– Ваши воспитанники участвуют в научно-практических конференциях?

– Очень часто. Вопросы самые разные, но многие касаются школьной жизни. К примеру, сейчас ученица 10-го класса проводит исследование, посвящённое школьной мебели. В результате она должна будет сделать вывод, удобна она или нет, и вынести свои рекомендации на всеобщее рассмотрение.

Участники регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года – 2022». Фото Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Между тем

Участниками регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года – 2022» стали 34 педагога Кемеровской области: 33 победителя муниципальных этапов и представитель областной организации. Один профессионал, имя которого пока держат в секрете, будет представлять Кузбасс на федеральном этапе состязания.

Конкурсные испытания состояли из заочного и очного туров. Заочный этап включал в себя следующие задания: «Медиавизитку» и экспертизу «Мотивационного письма». На очном этапе участники провели мастер-класс и учебное занятие, а также приняли участие в митапе, то есть в неформальной беседе об актуальных вопросах педагогики.

По итогам испытаний определено 10 лауреатов: Анна Досова (учитель физики школы № 25, Салаир, Гурьевский МО), Наталья Егорова (учитель английского языка школы № 2, Топкинский МО), Виталий Иванчихин (учитель биологии лицея № 36, Осинниковский ГО), Виталий Кадочников (учитель русского языка и литературы школы № 36, Кемеровский ГО), Александр Козлов (учитель физической культуры Искитимской СОШ, Юргинский МО), Денис Лобанов (учитель математики и информатики Каменноключевской школы, Прокопьевский МО), Елена Отрощенко (учитель начальных классов школы № 79, Новокузнецкий ГО), Роман Паршков (учитель химии Губернаторского многопрофильного лицея-интерната), Анастасия Стаценко (учитель математики гимназии № 18, Ленинск-Кузнецкий ГО), Алексей Чепурной (учитель биологии и географии Тальжинской ООШ, Новокузнецкий МО).

Специальным призом в номинации «Лучшая медиавизитка» была отмечена Маргарита Мамочкина, учитель информатики школы № 31 пгт Краснобродского. Приз «За креативный подход в профессии» был вручен Людмиле Кузнецовой, учителю профессионально-трудового обучения швейного дела Тисульской ШИППП. За многолетний вклад в профессию Наталья Грищенко, учитель физики школы № 7 из Мариинского МО, была отмечена специальным призом в номинации «За преданность профессии». За лучший старт в профессии награду получила Елена Федосеева, учитель информатики и ИКТ школы № 33 Тайгинского ГО. Приз зрительских симпатий заработала учитель иностранных языков школы № 31 Киселёвского ГО.

Кроме того, организационный комитет конкурса учредил специальный приз «За активную жизненную позицию», который был вручен Юлии Ждановой, учителю физической культуры гимназии Юрги. Награду «За волю к победе» получил Вячеслав Кадашников из Крапивинского МО.

Оригинал статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *