Обнаженное недоразумение. «Одержимая»: рецензия на фильм
15.07.2022Российский детективный триллер с элементами нуара и эротики – звучит одновременно интригующе и пугающе. Простой вопрос, какие удачные отечественные триллеры вы можете вспомнить? Многие наверняка потеряются, но спустя пару секунд вспомнят про «Метод», «Казнь» и «Чикатило» (с оговорками). Да лет пять-десять назад жанр переживал не самые лучше времена. Но за последние три года российские сериалы и фильмы заметно продвинулись в данном направлении. Поэтому и на «Одержимую» мы шли с нотками надежды. Оправдались ли они? Нет. Почему? Расскажет КиноКузбасс.
Сюжет
Фильм повествует о двух главных героях – судмедэксперте Лизе и следователе Воронине. Создатели начинают историю с Лизы. Она представляет собой полигамную любительницу случайных сексуальных связей. Причем её порог отбора настолько низок, что пора ставить диагноз «нимфомания». Один из любовников пытается завлечь её тем, что начинает говорить о квантовой физике и… у него срабатывает. И дело явно не в том, что Лизе сносит крышу от эрудированных парней. Он мог рассказать ей анекдот про Пупу и Лупу и получить аналогичный результат. При этом у Лизы есть подруга Анна, которая является её полной противоположностью. Она игнорирует все подкаты Лизы и даже относится к ней с явным осуждением.
Сама по себе сексуальная раскрепощенность главной героини могла бы быть любопытной чертой характера. Но по сути это всё, что характеризует Лизу. Что она представляет собой как личность, что ей движет? Неясно совсем. Ближе к концу создатели пытаются объяснить такое поведение, но выглядит она топорно и притянуто за уши.
Очень скоро начинается сюжет. К Лизе на секционный стол попадает девушка, с которой она совсем недавно переспала. По всем признакам погибшая стала жертвой маньяка, убийца задушил её и оставил на теле татуировку: здание с неизвестным мужчиной в окне. А скоро начинают появляться новые жертвы, которых объединяет то, что у них была связь с Лизой.
Тут-то на сцену и выходит Воронин. Мрачный следователь с бионической рукой. Год назад у него пропала дочь, склонная к развязному образу жизни. С тех пор он выезжает на место преступлений с одержимостью и страхом, одновременно надеясь найти дочь, но боясь узнать, что она умерла. Воронин по сути является вторым главным героем и самым хорошо прописанным персонажем фильма.
Кто-то скажет, что законник одержимый местью за пропавшего близкого – клише. Но во первых: в данном фильме оно работает, а во вторых, он выглядит выигрышно за счёт других персонажей. Если главная героиня является малоинтересным персонажем с размытым характером, то у второстепенных персонажей характер отсутствует совсем. Большинство из них низведены до уровня персонажей функций – они нужны фильму только для того, чтобы сказать пару реплик, сделать пару действий и продвинуть сюжет на полтолчка вперёд. При этом в бесконечном потоке лиц почти никто не запоминается, кроме главных героев и их напарников.
Стоит отметить, за полтора часа фильма сюжета в нём как такового – минут 30. Всё остальное – планы покатушек персонажей из пункта А в пункт Б, пролёты над Питером и морем и эротические сцены. К слову о последнем, поначалу данный шаг подкупает интерес, так как первая сцена снята удачно и красиво. Но со временем сцен становится так много, что ими перенасыщаешься. За первые минут двадцать фильма нам показали 3-4 эпизода межчеловеческих интимных взаимоотношений. Ещё до середины фильма данный шаг уже выглядит не как смелое решение, а как попытка заполнить пустоту сюжетных дыр. А через пару сцен начинает падать и качество исполнения.
При этом создатели пытаются сделать фильм более загадочным, чем он есть на самом деле. Тут и там со зрителем пытаются заигрывать сценами уровня Дэвида Линча и Дэвида Финчера. Но первый выдавал завораживающий сюр, в котором очень умело был запрятан скрытый смысл. А второй прописывал запутанную, но грамотную и внятную историю. Создатели «Одержимой» ни сделали ни первого, ни второго.
Кроме отсутствия нормальной сюжетной линии, фильм перенасыщен деталями, которые никак не влияют ни на атмосферу, ни на ход истории. Например, бионическая рука Воронина. Мы узнаём про неё, когда в середине фильма преступник бьет его топором по кисти и следователь даже не хмурится. А после схватки Воронин с мрачным видом снимает перчатку и проверяет конструкцию. Мы сидели и ждали, когда это чеховское ружье выстрелит. Что он в драке с её помощью защитится от раны, или применит её как-то ещё. Но нет, нам просто показали, что у него нет руки, и он потерял её от укуса собаки. Влияет ли это на сюжет? Нет. Добавляет ли это атмосферы, поначалу интересно, но потом всё равно. Это выглядит как ружье Бондарчука, которое просто висит весь спектакль и зритель думает: «А зачем оно нужно?».И так в фильме происходит со всеми оригинальными деталями. Они либо никак не используются для истории, либо всплывают в самом конце.
Главная же история про серийного убийцу в фильме выглядит самой вымученной и слабой. Антагонист и его мотивация буквально высосоны из пальца, а финальный сюжетный твист также предсказуем, как и нелеп.
В целом, сюжет «Одержимой» предсказуем, рван и сшит самыми дешевыми белыми нитками. И что ещё хуже, он пытается выглядеть умнее и загадочнее, чем он есть на самом деле. Фильм полон деталей, которые при грамотном использовании и хорошей истории позволили бы создать шедевр. Но отсутствие крепкого фундамента основной истории весь построенный нарратив рушится дешевый китайский конструктор.
Картинка и звук
В визуальном плане фильм очень любопытен. Оператор Тим Лобов как мог выкручивался чтобы визуально облагородить пустоту содержания. Выкручивался буквально – камера в фильме порой делает повороты на 90-180 градусов. Также работают и размытые кадры на заднем фоне (привет «Настоящий детектив»). Также хорошо в фильме поработал художник постановщик. В метафоричных кадрах всё смотрится вкусно и красиво.
Впечатление от картинки портит рваный монтаж. Повествование порой резко и неожиданно меняет ритм, то ударив по тормозам, то включив пятую передачу. Подобные скачки не интригуют, а лишь сбивают с толку. Если верить слухам, создатели изначально пытались сделать мини-сериал, но что-то пошло не так. Похоже, что именно это заметно сказалось на монтаже и манере повествования.
В плане саундтрека фильм достаточно хорош. В нём много удачно подобранных композиций, которые дополняют общую атмосферу. Проблема лишь в том, что фильм местами перенасыщен ими. Бывали моменты, когда нам не хватало тишины. По итогу, и картинка и звук получают от нас плюс, но с очень большими оговорками.
Актёры и персонажи
Из всего актёрского состава выгоднее всех выделяется Олег Васильков. Его персонаж и симпатию вызывает и внушает уважение, вполне похож на безкомпромисного следователя. Лукерья Ильяшенко отлично смотрится в кадре, что с одеждой, что без. Но как персонаж она не цепляет совсем. Но тут претензии к сценаристам, а не к актрисе.
Остальные персонажи фильма варьируются от людей с явными психическими отклонениями, до просто блеклых личностей. И тут не вина каста, актёрам просто не от чего отталкиваться с подобным сценарием. Поэтому актёрский состав получает от нас полбалла.
Итог
«Одержимая» получился привлекательной, но совершенно пустой кинокартиной. Неискушенного зрителя может подкупить обилие эротики. Но если сравнить её с работами Гаспара Ноэ или Ларса Фон-Триера, то это как детские рисунки и «Мона Лиза». Особенно слабо фильм смотрится на фоне упомянутых выше «Метода» и «Казни». До откровенно плохого кино «Одержимая» не дотягивает, слишком много плюсов. Но они не стоят того, чтобы идти в кино и терпеть из-за них полтора часа недоразумения основного сюжета.
Читайте также:
- Клип смешной, а фильм отстой. «Красная шапочка» —…
- «Бег»: рецензия на фильм
- «Искусственный интеллект»: рецензия на фильм
- «Неадекватные люди 2»: рецензия на фильм
- «Реальные пацаны против зомби»: рецензия на фильм
- «Огонь»: рецензия на фильм
- «Последний богатырь: Корень зла»: рецензия на фильм
- Охотник на монстров: рецензия на фильм