Маршруты без маршруток

28.01.2022
28 декабря 2021 | Сергей Исмагамбетов

Через три месяца маршруток в Кемерове не останется. Фото Сергея Гавриленко.

Привычные пазики в скором времени исчезнут с кемеровских дорог. В областном центре в следующем месяце стартует очередной этап модернизации городской системы общественного транспорта. Помимо отмены маршруток, кемеровчан ждут и другие новшества. 

Чем не угодили пазики?

Автобусы марки «ПАЗ» за последнюю четверть века прочно обосновались в крупных городах Кемеровской области. Небольшие, рассчитанные чуть более чем на 40 человек (а в часы пик вмещающие и больше пассажиров), зачастую холодные зимой и душные летом, но быстрые и манёвренные маршрутки ездят с короткими интервалами, выручая спешащих по своим делам горожан. Однако после транспортной реформы в Новокузнецке маршрутные такси канули в лету. Теперь настал черёд кузбасской столицы, где общественный транспорт в последние годы претерпевает значительные изменения.

«Ещё три года назад мы стояли у черты, когда из-за большого износа (80%), из-за поломок подвижного состава автобусы просто не выходили на линию. Начиная с 2018-го мы полностью заменили в нашем городе муниципальные автобусы. Новые машины – вместительные, экологичные, с низким полом, – отметил кемеровский градоначальник Илья Середюк. – В следующем году истекают правовые основания для работы маршрутных такси, то есть автобусов с префиксом Т. Именно по поводу работы этого вида транспорта мы в последнее время получаем наибольшее количество нареканий кемеровчан. Автобусы маловместительные, узкие, с высокими ступенями на входе, по которым неудобно подниматься в салон. И кемеровчане не раз обращались с предложением убрать пазики с городских дорог как класс».

Техническое состояние многих автобусов, обслуживающих таксомоторные маршруты в областной столице, действительно оставляет желать лучшего. По данным кемеровской администрации, около 15% маршруток по разным причинам ежедневно не выходят на линию. В УЕЗТУ указали ещё одну причину грядущих перемен, которая связана с изменениями в федеральном законодательстве, в том числе о создании доступной среды для инвалидов. Оказывается, муниципальные пассажирские перевозки можно осуществлять только на низкопольных или полунизкопольных автобусах. Почти все модели ПАЗов под эти требования не подходят.

Меньше маршрутов – меньше автобусов

Заменой пазиков модернизация пассажирской транспортной системы в Кемерове не ограничится. Изменения коснутся всех без исключения таксомоторных маршрутов в Кемерове (всего их 41). Во-первых, из нумерации исчезнет литера Т. При этом сам номер либо останется прежним (к примеру, вместо маршрутки № 15т на линию выйдет автобус № 15), а если маршрут с таким номером уже существует, то изменится незначительно (№ 28т станет автобусом № 228). Первые восемь маршрутов, которые обслуживает муниципальная «Кемеровская транспортная компания», будут переименованы и переоснащены уже в январе 2022 года. Ещё 17 начнут работать в новом формате с 1 апреля. Во-вторых, на обновлённых маршрутах, которые будут субсидироваться из городского бюджета, правом неполной оплаты или бесплатного проезда смогут воспользоваться льготники и пенсионеры, а также школьники и учащиеся, которые имеют скидку по транспортной карте.

Но есть в грядущих переменах моменты, настораживающие кемеровчан. С транспортной карты областного центра исчезнут сразу 16 таксомоторных маршрутов. Это так называемые дублёры муниципальных автобусов, а также троллейбусов и трамваев. Например, будет закрыт популярный маршрут № 5т, который проходит по магистральным улицам, на нём можно легко уехать с Комсомольского проспекта в центр города. Но вместе с тем будет усилен 49-й маршрут, который следует практически по тому же самому пути. Схожая ситуация и с маршрутом № 11т, который ходит из Кировского района до ж/д вокзала. Вместо этого на пять единиц будет увеличено количество автобусов на 51-м маршруте.

Схема движения изменится только на четырёх маршрутах (автобусы № 40, 47, 50, 111), на остальных она останется прежней. В большинстве случаев корректировки будут незначительными. Так, на 111-м маршруте (вместо отменяемого № 1т) автобус с улицы Марковцева не сразу повернёт на Ленинградский проспект, а захватит часть Комсомольского проспекта. Исключение – маршрут № 40, который, согласно но­во­вве­де­ниям, не поедет через весь центр города к Кузнецкому мосту. Он свернёт с проспекта Ленина по улице Терешковой на Кузбасский мост, с которого вернётся на прежний путь следования по проспекту Шахтёров в Кировский район.

Помимо этого, сократится общее число единиц подвижного состава, и у горожан есть опасения, что временные интервалы между рейсами значительно увеличатся. Сегодня в Кемерове только на таксомоторных маршрутах работает 291 машина. А с 1 апреля следующего года по городским дорогам ежедневно в общей сложности будет курсировать 289 автобусов. Эту разницу рассчитывают компенсировать за счёт грамотно составленного расписания с учётом вместимости новых машин.

«С одной стороны, не в наших интересах, чтобы по городу ездили пустые автобусы, которые приносят убытки. Поэтому часть маршрутов будет скорректирована или вовсе исчезнет, – говорит директор МБУ УЕЗТУ Константин Лопатенко. – С другой стороны, мы не хотим, чтобы автобусы были переполнены. И здесь надо брать во внимание разницу между нынешними маршрутками и автобусами, которые придут взамен. В одном комфортабельном НефАЗе большой вместимости спокойно разместятся пассажиры, которые битком забили бы полтора-два пазика. Понятно, что есть часы пик, когда увеличивается пассажиропоток, но в эти периоды мы усиленно даём автобусы. В любом случае, первое время мы будем изучать мнение кемеровчан, смотреть за пассажиропотоком. И если возникнет необходимость, добавим новые маршруты. Кроме того, рассматривается внедрение пересадочного тарифа, чтобы пассажиры могли в течение определённого промежутка времени проехать на нескольких автобусах, заплатив только один раз».

В этом месяце два новых маршрута в Кемерове уже открылись. По многочисленным просьбам горожан к ледовому дворцу «Кузбасс» запустили автобусы с номерами 90 и 90А, которые проходят по магистральным улицам Центрального и Ленинского районов.

Не повторить чужих ошибок

Кемеровские власти учли опыт Новокузнецка, где вызвавшую большой резонанс транспортную реформу провели годом ранее. В южной столице Кузбасса пазики тоже заменили вместительными автобусами, при этом полностью сменив нумерацию маршрутов и сократив их количество наполовину, а кондукторы уступили место непривычным для большинства пассажиров валидаторам. Но все новшества там ввели в один день, 18 ноября, чем совершенно сбили с толку горожан. Люди терялись в новых маршрутах, по 30-50 минут на холоде ждали автобусы (потому что новый пе­ре­воз­чик «ПитерАвто», взявшийся обслуживать подавляющее большинство маршрутов, не выпустил на линию необходимое количество автобусов). В довершение всех бед массово вышли из строя валидаторы, с которыми у новокузнечан отношения сразу не сложились, в городском транспорте и сегодня немало «зайцев».

«Мы сделали вывод, что в сибирских условиях резко проводить изменения в работе общественного транспорта в зимний период, когда температура воздуха нередко опускается ниже -20 градусов, нежелательно. Мы будем делать это поэтапно, как и с валидаторами, которыми сейчас оснащена только часть автобусов в Кемерове. Причём кондукторов мы сохранили везде, – продолжает Константин Лопатенко. – Люди должны привыкнуть к обновлённым маршрутам и расписанию. К тому же мы проводим перенумерацию маршрутов так, чтобы не было больших отличий от прежних вариантов. Плакаты с соответствующей информацией размещены на остановках и в общественном транспорте. Не думаю, что кемеровчане почувствуют большие перемены в работе городского общественного транспорта, всё должно пройти максимально гладко».

Не меньше пассажиров в Новокузнецке транспортной реформой были недовольны и частные перевозчики. Их вытеснила победившая почти во всех тендерах на городские пас­са­жи­ро­пе­ре­воз­ки компания «ПитерАвто». В Кемерове новые маршруты также будут разыграны на электронных торгах. Частников, на долю которых приходится большинство маршруток в областной столице, заранее предупреждали о будущих переменах. Перспектива перехода на новые большие автобусы энтузиазма у них не вызвала.

«Я пока не определилась, участвовать в аукционе или нет. В 2018 году, когда были последние торги, я обновила 80% автопарка на своём маршруте. И куда теперь девать эти пазики? – говорит предприниматель Ирина Попова, в чьём ведении популярный маршрут № 1т. – К тому же цена нового пазика – около двух миллионов рублей. А теперь нужно будет в лизинг брать большие автобусы, стоимость которых больше 12 миллионов. И их на маршруте должно быть несколько. Даже если ско­опе­ри­ро­вать­ся с кем-то, лизинг всё съест, а ведь есть ещё текущие затраты на топливо, зарплаты и так далее. Кроме того, обслуживание этих автобусов влетит в копеечку, детали для них дорогие. И многие частные пе­ре­воз­чи­ки в городе не знают, как быть дальше».

В любом случае торги пройдут, и победители, будь это один перевозчик или несколько, определятся уже в январе. Таким образом, у транспортников будет три месяца, чтобы приобрести новые автобусы. По словам Константина Лопатенко, даже если некоторые маршруты не будут разыграны в предполагаемые сроки или перевозчик не подготовит должным образом автопарк, муниципалитет готов в экстренном порядке докупить необходимый транспорт.

Кстати, на следующий год кемеровские власти наметили ещё одну реновацию. Запланирована модернизация сети и подвижного состава городского пассажирского элек­тро­транс­пор­та. В том числе предполагается реконструкция трамвайного полотна на улице Сибиряков-гвардейцев до разворотного кольца бывшего завода «Химволокно». Также трамвайной линией планируется соединить микрорайон Южный и улицу Соборную.

Оригинал статьи

(Visited 9 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *