Когда вся жизнь – игра

28.04.2022

28 апреля 2022 | Информационный портал Кузбасс

«Крошечка Хаврошечка». Фото театра кукол Кузбасса.

Бенефициантка наша уже почти 30 лет играет для детей. И если откровенно, это не то, о чём она когда-то мечтала. Но оказалось тем, что навсегда теперь в ее сердце. Всё это – об актрисе театра кукол Кузбасса Ольге Паммелл, у которой скоро полувековой юбилей. Она великолепно владеет куклой, чувствует партнёров, легко находит контакт с юными зрителями. Особый дар наблюдательности, безупречный вкус и чувство меры – стиль работы актрисы. Наш разговор вышел очень тёплым, обо всем на свете.

Ольга Паммелл (Эмих) работает в театре кукол Кузбасса с 1993 года. Окончила кемеровский государственный институт культуры и искусства по специальности «режиссёр самодеятельного театрального коллектива».

Детство золотое

И хотя по документам Ольга Паммелл режиссёр, актрисой мечтала быть с самого детства. Настоящей, драматической. Выступать, нести радость и эмоции, ловить восхищённые взгляды, получать аплодисменты и цветы. Что, собственно, и делала. Уже лет с трёх. Даже занавес сама мастерила. «Не повезло» младшим братьям, они всегда были при ролях тоже. А зрительный зал заполняли многочисленные родственники. За эту поддержку наша героиня до сих пор очень благодарна своей семье. Ребёнку важна вера в него, даже очень маленькому. Помнит Ольга, что в школе мучилась на уроках математики и физики, потому что уже тогда знала, что ей это точно не пригодится. Повезло, что в своё время попала в известный детский театр «Бэмби», которым руководила Людмила Лапшина. Так, они, кстати, пересеклись и с мальчиком Петей Зубаревым, который тоже «болел» театром. Сегодня же Пётр Зубарев – режиссёр нашего кукольного театра, в котором и играет Ольга. Такая интересная история.

Случайность, ставшая судьбой

В 1993 году попала Ольга Паммелл в театр кукол. Думала, временно. Её позвал работать однокурсник, которого туда же пригласили режиссёром, – тот же Пётр Зубарев.

И до сих пор Ольга помнит во всех подробностях свой первый выход на сцену. Тогда актриса играла в спектакле «Конёк-Горбунок» без куклы, в живом плане. И ужасно волновалась. Ей казалось, что она делает всё не так. Но постепенно стала овладевать мастерством артиста-кукловода. Помогали все: актёры, режиссёры, художники.

– Было очень круто, работали-то все мэтры: Виктор Тушканов, Ян Зверянский, Аркадий Нохрин, Тамара Шишкина, Ольга Яцук. Я не знала, что такое кукла и как её держать в руках. Обучались кукловождению в процессе, подсматривали за старшими товарищами. Первая кукла, которая мне досталась, – это ужасно больших размеров Алиса. Не знала, как оживить её. А потом была игра с тростевой куклой (самой сложной для кукольника), я даже ночь перед спектаклем не спала, волновалась. Руки после спектакля болели с непривычки, – вспоминает актриса.– Но, к счастью, нашлись в театре и куклы попроще. Например, планшетные. Тогда и расслабиться получилось, и удовольствие от игры пришло в полной мере. И я играла зайчика в спектакле «Лисёнок Плут» свободнее и увереннее. А режиссёром тогда была Раиса Мищенко, очень строгая женщина. Многому у нее научилась. Идёт, например, репетиция. И вдруг она кому-то делает замечание. Говорит какое-то время, а ты при этом должен стоять по стойке смирно, нельзя опустить куклу. А рука и спина уже отваливаются, но терпишь. Дисциплина. А с приходом режиссёра Дмитрия Вихрецкого стало ещё интереснее: актёры начали заниматься пластикой, вокалом и сценической речью. А если б не случилось стать актрисой? Я бы всё равно выбрала театр! Это мой образ жизни, это то, без чего не смогу прожить.

Кукольные истории

– Верите в какие-то приметы?

– Упал текст с ролью на сцену – сразу не поднимай, сядь на него. Это у всех актёров. А вообще у нас кукла – друг и партнёр, ругать никак её нельзя. Надо беречь, договариваться с ней. Наладишь связь, дружбу с куклой – всё получится. Не будешь относиться с трепетом – может и обидеться.

– А есть любимая кукла?

– Не одна. Есть у нас в репертуаре моноспектакль «Гуси-лебеди», в котором я играю всех персонажей. Их много, около двадцати. Спектакль идёт 45 минут. Так вот, эти роли все любимые, спектакль мне очень дорог. Впрочем, как «Теремок» и «Крошечка-хаврошечка»…

– Как думаете, театр меняется?    

– Если сравнивать с теми простецкими спектаклями, которые шли двадцать лет назад, то мы очень сильно поменялись. Мне нравится, что художник сейчас не один, штатный театральный. Очень много приезжих художников и даже осветителей. Мы не варимся в собственном соку, что очень радует. А вот гастролей стало меньше. Раньше дома почти и не жили. Объезжали города, сёла и деревни по всему Кузбассу. Детям радость дарили.

– А зритель маленький стал другим?

– Нет, дети всегда одинаковые. И очень требовательные. Они – самые честные. И самые строгие критики. Если ты видишь, что ребёнок не вовлечён, то это что-то ты не так делаешь. Ребятишки, кстати, часто выкрикивают что-то с места. Так было и так будет. Иногда это очень смешно. Сын нашей актрисы Ольги Яцук, Станислав Садыков, сейчас играет в театре. Он и вырос за кулисами, по сути. И был у нас такой спектакль «Золотой цыплёнок», в котором Лиса крадёт яйцо. И каждый раз на этот моменте маленький Стас выкрикивал из зала почему-то басом: «Обмануваааа». Сколько раз смотрел, столько и выкрикивал. Мы уже даже ждали этого момента.

– Бывают ли у вас как у актрисы упаднические настроения?

– Нет. Я всегда всем довольна. По сути, занимаюсь любимым делом, за которое ещё и деньги платят. Единственное, рано выступать не люблю. Артисты вообще не ранние пташки. Но тут всё просто: голос спит почти до полудня. Кстати, даже в вузах занятия по актёрскому мастерству ставят ближе к обеду.

– 25 мая новой взрослой постановкой «Праздник» отметят ваш бенефис. Выбор роли был сложным для вас?

– Да, это постановка Петра Зубарева. В основе сюжета – переписка двух школьных подруг, придуманная замечательным автором Натальей Заякиной. Одна из них покинула провинциальный городок, в котором выросла, стала актрисой, работает в филармонии, у неё есть семья. Вторая по-прежнему живёт в глуши, копается в огороде, детей не было, муж ушёл. Вроде впору отчаяться и обидеться на весь свет. Однако не всё так однозначно.

Так вот. По сути, роль актрисы Лёли мне ближе, но я решила работать на сопротивление и выбрала Зину. Мне интересно, что из этого выйдет.

Ещё одним экспериментом в спектакле стала необычная коллаборация: роль общего школьного возлюбленного героинь сыграет мой хороший друг, артист театра драмы Кузбасса Михаил Быков.

Спектакль о простых вещах, о том, что есть только миг между прошлым и будущим… Так вот, в этот миг надо постараться быть счастливыми. Здесь и сейчас.

– Какими простыми вещами вы сейчас счастливы?

– Очень счастлива своей семьёй. Мама поправляется. Мужем счастлива, сыном. Собака радует. Работа доставляет удовольствие. Болит ли голова, зуб, душа – на сцене все проходит. Не знаю, с чем это связано, но сцена действительно лечит.

Анна Тимощук.

Прямая речь

Театр – это мир, в котором я живу с самого детства, абсолютно волшебная и магическая сила, которая даёт возможность верить, любить, мечтать и творить чудеса.

К вопросу о гастролях и фестивалях. Мы много где бываем и видим другие театры. И есть с чем сравнить. Как же хочется, чтобы у нас было хорошее, большое, светлое пространство! Ведь первый театр, с которым знакомятся дети, – это кукольный.

 

Наиболее значимые роли:

– роли в пластической сюите «Пер Гюнт»;

– Двуглазка, мачеха в спектакле «Крошечка Хаврошечка»;

– Петрушка в «Петрушка и ЧП»;

– Рассказчица в «Гуси-лебеди»;

– Герцогиня в «Волшебная ночь»;

– Жадность в «Доктор Фауст»;

– Лиса в «Дачная история».

Оригинал статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *