История одного дня: первая железная дорога в России

04.03.2021
11 ноября 2020 | Аркадий Кимеев

Новый день — и новая история от «Кузбасс FM» и Макса Климова. Сегодня вы узнаете много нового об открытии первой в России железной дороги.  Прослушать оригинальную запись этого выпуска программы «История в истории» вы можете в социальных сетях «Кузбасс FM». А если хотите быть первыми, кто познакомится с очередной историей дня, то настраивайте свои радиоприёмники на волну 91.0 ежедневно в 10:30. 

История железнодорожного транспорта насчитывает уже не одно столетие. Далёким прародителем рельсовых дорог можно назвать древнегреческий диолк – каменную дорогу для перевозки кораблей через Коринфский перешеек. Что-то более похожее на современные железнодорожные пути появилось только в начале 19 века в Уэллсе. Правда, до 1825 года по таким дорогам пассажиров перевозили лошади. И лишь потом появились железнодорожные локомотивы. Россия в этом процессе несколько отставала от Великобритании, но, надо сказать, несильно. 11 ноября 1837 года в России была открыта первая пассажирская железная дорога из Петербурга в Царское Село.

За три года до этого, в 1834-ом, горное ведомство России пригласило на работу профессора Венского политехнического института, строителя той самой первой в Европе железной дороги – Франца Антона фон Герстнера. Он-то и подготовил императору Николаю I доклад о необходимости железнодорожного сообщения в России. Специальный комитет рассмотрел все технические и экономические аспекты предложения и нашёл его реализуемым и разумным. Герстнеру выдали привилегию на постройку Царскосельской железной дороги, которая должна была соединить Петербург и Царское Село. Строительство требовало немалых денег – целых три миллиона рублей. Благодаря, так называемой, подписке, то есть сбору средств (или как сейчас сказали бы, краудфандингу), необходимая сумма была собрана в течение полугода.

К весне 1836 всё было готово к началу работ. Всю трассу разделили на участки и распределили между подрядчиками. Техническое руководство строительством осуществляли 17 инженеров, пятеро из которых уже выполняли подобные работы в Англии. Стройку тщательно охраняли 30 смотрителей и столько же солдат и сторожей. Всего в период работ в строительстве было задействовано до 1800 человек. Практически вся железная дорога закупалась за границей. Из Европы заказывали рельсы, стрелочные переводы и крепления, даже первый паровоз прибыл из Англии. Но точной калькой западной дороги российская всё-таки не стала. По решению Герстнера, ширина колеи между рельсами в России была расширена до 1 метра и 83 см, в то время как в Европе она составляла 1 метр и 43,5 см. С точки зрения Герстнера, европейский стандарт не подходил России, и для создания правильной конструкции паровозов и вагонов его нужно было расширить. Хотя есть мнение, что это делали с куда более хитрым расчетом — для того чтобы в случае военной угрозы европейские поезда не могли так просто колесить по территории России. Эта разница в стандартах наших и европейских железных дорог до сих пор создаёт определённые трудности.

Торжественное открытие первой пассажирской железной дороги состоялось 11 ноября 1837 года в присутствии императора, всех министров и дипломатов. Первым рейсом управлял сам Герстнер. В 2 часа 30 минут пополудни пассажиры заняли свои места, и поезд плавно тронулся, оставив позади перрон в Петербурге и устремившись в Царское Село. Там первый поезд встретили овациями и радостными криками «Ура!» уже через 35 минут. Здесь же, в Царском Селе, прибывших ждали накрытые столы и торжественный банкет по такому историческому поводу. Событие это оказалось неожиданно резонансным. Всюду, на плакатах, в газетах и даже на конфетах появились изображения паровозов. А на сцене Александринского театра давали водевиль «Поездка в Царское Село», главная роль в котором была отведена паровозу. Но это уже совсем другая история.

Оригинал статьи

(Visited 8 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *