Театр кукол Кузбасса имени Аркадия Гайдара, продолжая возрождать традиции взрослого кукольного спектакля, готов порадовать зрителей премьерой. Сегодня и завтра, 27 марта, в Международный день театра, на подмостках кемеровских «кукол» спешите видеть постановку режиссера Петра Зубарева «Хлам искусства, или Правда о русском театре». Мы же побывали на его сдаче накануне.
Художественный руководитель, создатель и режиссер знаменитого мариинского «Желтого окошка» Петр Зубарев в основу спектакля положил произведения писателей начала XX века, авторов популярного дореволюционного журнала «Сатирикон» Аркадия Аверченко, Аркадия Бухова и Надежды Тэффи.
Все это зарисовки о театре, с большей или меньшей долей юмора и иронии показывающие закулисье – в прямом и переносном смысле слова – этих «храмов искусства».
Нам предложено четыре эпизода, четыре основных аспекта театральной жизни, которые объединяет утверждение «Театр – это такое место, где люди верят в то, чего нет на самом деле».
Рефрен многократно преломляется по ходу действа. Драматург, написавший пьесу, верит в непредвзятость прессы, но сталкивается с алчностью рецензента. Молодая талантливая актриса верит в высокое предназначение театра, для нее он действительно «храм искусства», но на деле роли режиссер раздает совсем не за способности, а, что называется, «за красивые глаза».
Восторженный зритель и поклонник актерской игры желает верить в чистоту души своего кумира, но вместо этого обнаруживает зависть, склоки и сплетни, развитые в творческом коллективе.
А обманутый муж всеми силами пытается закрыть глаза на измену супруги.
Все эти невеселые откровения поданы очень легко, динамично, остроумно. Минимум декораций, все внимание на игре актеров, которые успешно сочетают куклу и живой план. Отдельно стоит отметить великолепные эпизоды-«мосты» в исполнении Станислава Садыкова и Сергея Салтымакова. Их вечно подпитые работники сцены, безуспешно пытающиеся прибить табличку с названием очередной части спектакля, точно не оставят зрителя равнодушным.
Разнообразие приемов кукольного театра, диалоги, пропитанные тонкой иронией, яркая актерская игра, удачно подобранное музыкальное сопровождение (Борис Гребенщиков и Александр Вертинский) и ни с чем не сравнимая атмосфера Серебряного века – это, бесспорно, формула успеха Петра Зубарева.
На «Хлам искусства» стоит пойти и тогда, когда вы ничего не понимаете в театре, и в том случае, если вы его адепт. В любом случае, полтора часа смеха вам обеспечены, и, окунувшись в «Хлам», вы можете внезапно отыскать в нем тот самый подлинный «храм искусства».