Есть такая работа – делать детство

29 сентября 2020 | Алена Смирнова

Современные детские сады приобретают полифункциональное значение. Здесь не только воспитывают, но и учат, и лечат, и всесторонне развивают, и приобщают к прекрасному. Фото Фёдора Баранова.

В минувшие выходные в Кузбассе, как и в целом по стране, работники дошкольного образования отмечали свой профессиональный праздник. Наш регион славится не только традициями, но и тем, что постоянно интегрирует новые образовательные и воспитательные элементы в жизнь учреждений для самых маленьких.

Система в цифрах

По данным областного Министерства образования и науки, в Кузбассе на сегодняшний день 1111 дошкольных организаций. Среди них 872 – муниципальные и частные детские сады; шесть начальных школ – детских садов; 123 школы, в которых созданы группы для малышей, и 110 православных и индивидуальных центров, осуществляющих присмотр и уход за ребятишками. Более 130 тысяч мальчишек и девчонок ежедневно отправляются в свои группы. Как подчеркнули в профильном ведомстве, доступность дошкольного образования в нашем регионе составляет 93%. В 2015 году была ликвидирована очередность для детей в возрасте от трёх до семи лет.

Напомним, что сейчас в Кемеровской области идет активное строительство детских садов. С начала 2020-го распахнули двери пять заведений, еще 16 сейчас находятся на стадии строительства. В новые учреждения пойдут малыши Кемерова, Новокузнецка, Белова, Осинников, Полысаева, Киселёвска, Юрги, Кемеровского и Прокопьевского муниципальных округов. Причём появление этих садиков будет способствовать решению проблемы очередности в ясельных группах.

Преемственность традиций

В то время как одни дошкольные организации еще только начинают профессиональную летопись, другие продолжают пополнять свою нерукотворную сокровищницу новыми историями и судьбами. Так, например, в этом году Ильинскому детскому саду исполнилось 85 лет. Юбиляр является не только старейшим садиком Новокузнецкого района, но одним из рекордсменов Кузбасса.

«Как отмечают краеведы, острая потребность в дошкольных учреждениях возникла в нашем селе в начале 1930-х годов, – рассказывает заведующая Ильинским детсадом Наталья Уманская. – И причина на то весьма прозаична: период был непростым – голодомор. Землякам приходилось кормить не только себя, но и помогать жителям из других регионов – ближних и дальних. В те годы Ильинка была большим селом, поэтому неудивительно, что на его территории образовалось сразу три колхоза. Каждый из них на период страды организовывал отдельную детскую площадку, чтобы у колхозников была возможность трудиться, а их кровинушки оставались под присмотром. На зиму комнаты упраздняли. Причём каких-то специальных зданий для них не отводилось, «уголки детства» располагались там, где придется. Из трех колхозов самым успешным считался «Красный показатель», а потому и работы было больше, времени на воспитание детей у сельчан практически не оставалось. Его ударники труда решили возвести стационарное, постоянное дошкольное учреждение. Задуманное осуществилось. Произошло это знаменательное событие как раз в середине тридцатых годов. В начале было предусмотрено чуть больше тридцати ясли-мест, немногим погодя появилась отдельная группа для детворы старшего возраста. Заведующей назначили Антонину Ивановну Логинову. Она проработала в этой должности 25 лет».

А в 1960-м выстроили отдельное здание, отвечающее всем запросам. К слову говоря, в нём Ильинский детсад располагается и по сей день. Строили на совесть. Заведовать начала Лидия Пономарева – в руководящей должности она пробыла тоже четверть века. В нынешнем году Лидии Степановне исполнилось 90 лет, и она ещё принимает активное участие в жизни детского сада – рассказывает о войне, великолепно декламирует стихи.

В 1985-м её сменила Наталья Уманская, которая возглавляет ДОУ до настоящего времени – уже 35-й год. Кстати, она и сама некогда воспитанница этого учреждения. Таким образом, за 85 лет в детском саду было всего три руководителя! Добавим, что учреждение работало даже в круглосуточном режиме.

«Сейчас красной нитью через все проекты наших сотрудников проходит стремление сделать образовательный процесс более интересным для детей, обеспечить усвоение программы без перегрузок и утомления, – отметила Наталья Викторовна. – Другой важный аспект – формирование у воспитанников целеполагания, то есть понимания того, зачем проводится то или иное занятие. Педагоги ДОУ разработали много типов дидактических игр. Среди них есть игры настольные и подвижные, речевые и музыкальные, коллективные и индивидуальные. Отдельный проект посвящён интеграции образовательных областей. Но самое большое внимание уделяется познавательно-исследовательской деятельности ребятишек и детскому экспериментированию – направлению, некогда совершенно новому для системы дошкольного образования. Оно было введено в 2013 году основополагающим документом «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».

Ретро-снимок из жизни Ильинского детского сада. Фото из альбома Натальи Уманской.

 Прекрасное поколение

В посёлке Калачево Прокопьевского муниципального округа живет династия воспитателей, педагогический стаж которых насчитывает уже более 90 лет, – это Вуд-Вуд – Михальченко – Назарова. Их династия зародилась в 70-е годы прошлого века. Валентина Ильинична Вуд-Вуд, окончив педагогическое училище в Новокузнецке, устроилась сначала нянечкой в сельский детский сад, а затем стала воспитателем. Как отмечают её земляки, она всегда отдавала детям много душевного тепла, старалась найти для каждого своего воспитанника занятие по душе, разделяла их радости, тревоги и беды, и дети находили в ней преданного друга – никогда не предаст и не выдаст откровенное. Молодые педагоги научились у нее ответственности, выдержке, терпению.

Второй педагог этой династии – младшая сестра Валентины Ильиничны – Наталья Михальченко. В своё время она окончила профильный институт в южной столице Кузбасса. Свой профессиональный путь связала с тем же детсадом, что и сестра. А с 1984 года и до выхода на пенсию в 2017-м занимала должность руководителя этого учреждения. Наталья Ильинична в своей работе любимое изречение возвела в статус профессионального кредо:

«Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит свет солнца, другое – высохшую горную вершину… Каждому нужен особый уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии».

Продолжила династию во втором поколении Наталья Александровна Назарова, дочь Натальи Ильиничны (стаж работы уже 14 лет). Можно сказать, что она выросла с мамой на работе. После школы приходила в садик, помогала делать тёте Вале и маме пособия по математике, грамоте… Так что дальнейшую свою жизнь не представляла без родных стен. К слову, сейчас садик стал дошкольным отделением Калачевской СОШ – «соседи» прекрасно уживаются под одной крышей.

Идти в ногу со временем

Педагог-психолог мысковского детского сада «Теремок» отмечена в числе победителей областного конкурса «Кузбасское БлогоОбразование». Поясним, что это состязание проводится с целью выявления, поддержки и поощрения позитивного опыта использования коллективных и индивидуальных образовательных блогов в педагогической деятельности.

Всего 43 претендента из Кемеровской области презентовали свои работы в двух номинациях: «Коллективный блог» (блог класса, группы, детского объединения, сообщества педагогов, образовательной организации), «Индивидуальный блог» (блог работника образования). В итоге в числе победителей оказались всего шесть участников конкурса.

34-летняя мысковчанка Ирина Думановская – воспитатель и педагог-психолог МБДОУ №15 «Теремок», вошла в тройку лидеров в номинации «Индивидуальный блог». На своей виртуальной площадке Ирина Владимировна делится событиями из жизни группы детского сада, творческими наработками за время своей педагогической деятельности и разнообразной полезной информацией для родителей и коллег. К примеру, педагог особенное внимание уделяет роли сказки в воспитании детей.

«Сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое используют и педагоги, и родители, – говорит Ирина Думановская. – Именно со сказки начинается знакомство малыша не только с многогранной вселенной литературы, но и с миром людских взаимоотношений. Сказки наглядно демонстрируют детям образ персонажей, стирают границы воображения. Нравственные понятия, которые представлены во всей своей хрестоматийности, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях внутри семьи, детского общества. Происходит становление эталонов, оказывающих непосредственное влияние на желания и поступки ребенка».

Также психолог добавляет, что у всякой сказки есть конкретное назначение и даже целебные свойства. Отсюда появляется такое направление, как сказкотерапия. Например, для повышения стрессоустойчивости полезно использовать рассказывание страшилок в группе детей (старше 7 лет) и подростков. Бытовые сказки показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к неприятностям, ссорам, делятся маленькими хитростями.

«Сказки способствуют овладению ребёнком связной выразительной речи, умению излагать свои мысли последовательно, конкретно и внятно, – отметила Думановская. – Сказка – это еще и урок, «грамота» которого является важным условием формирования гармоничной личности. Мы разработали и апробировали на практике комплекс занятий с использованием сказки, куда также включили игры, драматизации, рисование, лепку, способствующие развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи».

 Между тем

В преддверии Дня работников дошкольного образования 45 лучших педагогов получили федеральные и областные награды на торжественном приеме в администрации Правительства Кузбасса. Так, за добросовестный труд, достижения и заслуги в сфере образования нагрудный знак «Почетный работник воспитания и просвещения РФ» получили старший воспитатель детского сада № 219 города Новокузнецка Елена Будник и педагог-психолог калтанского детского сада № 15 «Звездочка» Ирина Бирюкова.

Также почетными грамотами Министерства просвещения РФ награждены воспитатели Татьяна Адиханова (детский сад № 12, Кемерово), Лариса Ковалева (детский сад № 54 «Веснушки», Междуреченск), Ирина Никитина (детский сад № 110 «Жемчужинка», Прокопьевск), Наталья Селезнева (детский сад № 61, Киселевск) и Елена Фатеева (детский сад № 6 «Родничок» Мариинского района). Еще семь педагогов отмечены областными медалями «За веру и добро» и «За достойное воспитание детей».

Оригинал статьи


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


(Visited 1 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *