Дракон, упавший с неба…

24.09.2021
17 июня 2021 | Лариса Максименко

Вениамин Тараканов с женой Ниной… Фото из архива Игоря Тараканова.

Кузбасские истории: как наш 18-летний рабочий спас одну из первых американских кругосветок

88 лет назад в Белове среди бела дня вдруг сел… самолёт.

Первый – в жизни города.

К тому же… американский.

С великой американской целью – облететь земной шар.

У лётчика – Джеймса Маттерна (США) – это была уже вторая попытка кругосветки. Первая оборвалась на полпути в 1932-м. Вторая – старт был в Нью-Йорке 5 июня 1933-го, и всё пошло отлично, и вдруг – экстренная посадка в Сибири.

США, 1933 год. Начало кругосветки Джеймса Маттерна… В одиночку – по небу – вокруг Земли…

И сбежавшиеся к пустырю люди видели – что-то и лётчику, и самолёту плохо.

…Так что же с Маттерном в небе в 1933 году в кругосветке над нами случилось? И как прошли два его дня у нас? И кто его кругосветку выручил? «Кузбасс» разыскал тех, кто знал скромного героя-беловчанина, и его семью. А как?…

«Был Таракан – он самолёту помог» – эта фраза звучала мне в ответ на вопрос много раз и вела чётко по городу, по верному курсу…

Вениамин Тараканов – тот самый кузбасский рабочий, помогший Маттерну… Фото из архива Михаила Живописцева.

Удар и удача

– Был Таракан, он самолёту помог, ОН всё сделал… – повторил, посмеиваясь в усы, на встрече, как договорились, в центре города, и Игорь Тараканов. – Так говорил мне отец – про деда моего, Тараканова Вениамина Николаевича, рабочего цинкового завода. Дед рукастым, мастеровым был…

(Кстати, фамилия заметная и городу запомнилась – в первую очередь тем, что Таракановы – четыре поколения, Николай, Вениамин, Евгений, Игорь – известная династия с цинкового завода. А ещё – было чудо с Таракановыми в Великую Отечественную. У Вениамина была бронь, а брат его воевал танкистом, горел, обожженного его с фронта привезли в эвакогоспиталь… в родное Белово. Никто дома не знал. Но незнакомая медсестра случайно на улице, случайно что-то спросив и с семьёй познакомившись, сказала, в их госпитале – тоже есть Тараканов, не жилец. Пошли, посмотрели – брат! Забрали домой – выходили!)

…А в 1933-м судьба свела американца и беловского рабочего Веню Тараканова так.

Утром 7 июня Маттерн уже летел над Сибирью. По сохранившимся строчкам ТАСС, главного информагентства СССР, «…через некоторое время после вылета из Омска… почувствовал сильное головокружение. Оказалось, …из-за неисправности газопровода от мотора проник газ. Почти в бессознательном состоянии Маттерн сделал посадку в Белове…»

Причём сел в девять утра по местному времени рядом с цинковым заводом, о котором и понятия не имел, почти уже падая…

– А в городе в то время помощь в ремонте можно было бы получить только на цинковом, – говорит Игорь. – И пока разобрались, что – американец, что ремонт самолёту, повреждённому при посадке, нужен и в чём именно техническая проблема… И многие «цинкачи» браться за самолёт отказывались… И деду Вене поручили, как ведущему специалисту… Ему было тогда лет 17-18…

Возможно, ему поручили ещё и потому, что он подростком планер строил, какое-то представление о самолётах имел… А может, на заводе об этом и не знали…

Он увлекающимся человеком был, талантливым – во всем. Позже, в Великую Отечественную, всего в 20 с небольшим уже был начальником мехцеха…

…И в тот год, когда сел Маттерн, дед Веня уже увлекался фотоделом, и у нас хранилось дома, пока не потерялось, фото. Человек 15, дед, лётчик – у самолёта, раскрашенного под дракона.

Самолёт был легкий, очень простой (помнит фото Игорь. – Авт.). Это если из нашего времени смотреть. А в 1933-м – лучший – в плане прогресса… И если с обшивкой (тканью) случилась тогда дыра, то деду предстояло какой-то брезент взять, приклеить, отлакировать. Если проблема была в другом, то предстояло что-то выточить, отковать…

…Михаил Живописцев, известный беловский историк, краевед, рассказал также, что впервые услышал о самолёте и рабочем в 1970-м от старожила, краеведа Зяблицева. И, разыскав в тех годах ещё живого Вениамина Николаевича Тараканова, расспросил о самолёте.

– Я его тогда нашёл на совете ветеранов. На исходе дня – жизни… Он вспоминал: было очень трудно ему ремонт делать. Не было базы знаний. Но он разобрался от и до…

…Прошло с того момента, как в Белове жестко сел американец, два дня. Народ к самолёту на пустыре, к круглосуточному сторожу при нём – так и не привык. Люди шли и шли – взглянуть на летающую «машину». И каждый – «Знай наших!» – посматривал на американца и Веню с мехцеха, что-то делавших с самолётом…

И 9 июня перед полуднем американец и рабочий пожали друг другу руки.

«Мотор!»

Дракон, нетерпеливо дрожа, радуясь небу, унося Маттерна, скрылся в прозрачной глубине, взяв курс на северо-восток. Ему махали с земли: «Ура! Йес! Есть! Удачи!»

А это уже на Чукотке, после крушения… Кругосветка не вышла, но заслуги перед мировой авиацией были велики, Маттерн вернулся в США героем.

P.S. Потом была посадка в Красноярске – на аэродроме. Там авиатехник Харитонов и инженер-лётчик Пахомов капитально починили Маттерну стабилизатор. И – в путь… Но Маттерну завершить и эту кругосветку не удалось. 14 июня он разбил самолёт при вынужденной посадке на Чукотке. 12 дней робинзонил. Пока на него не наткнулись чукчи, они привезли его в Анадырь… Сообщение оттуда ушло в Москву. И 8 июля о том, что Маттерн жив, сообщили советские газеты, за ними – мировые, что нашли Маттерна, которого мир уж считал погибшим (и даже съеденным где-то в тайге в дикой России) И за Маттерном послали советского лётчика Леваневского. Он же, долетев до него в опасном тумане, перевёз потом его с Чукотки на Аляску – при совсем уж нулевой видимости, к потрясению и восхищению Маттерна. И в США вернувшегося с пусть и неполной кругосветки, но полной приключений, Маттерна встретили как героя. А он на встречах потом ещё долго рассказывал с уважением про мастеровых русских и про профессионализм советских техников и лётчиков.

P.P.S. А через два месяца, в сентябре того же 1933-го, беловчане получили первый «свой» самолёт – «У-2», на который собрали всем миром 40 тысяч рублей (при средней зарплате в 370 рублей). Беловчане решили открыть аэроклуб – после прошедшего IX съезда ВЛКСМ и призыва «Дадим стране 150 тысяч лётчиков!» …С прибывшего «У-2» и началась история Беловского аэроклуба, выучившего около 400 лётчиков. В Великую Отечественную, в 1942-м, аэроклуб закрылся: все его инструкторы и последний выпуск ушли на фронт… А Маттерна, его сенсационную посадку аэроклубовцы, встречаясь после войны, вспоминали не раз… Как они были юными и однажды рядом с будущей улицей Аэродромной и будущим аэроклубом сел дракон…

Кстати

В чём была маленькая проблема этой большой американской мечты?

В истории Белова и в семье рабочего не сохранилось, что именно с самолётом Маттерна в 1933-м делал Вениамин Тараканов.

За версией «Кузбасс» обратился к авиаконструктору и лётчику-испытателю Борису Лелюху, в Юргу. Это человек, испытавший 12 (!) им построенных самолётов. К тому же аэроклубовец, конструктор «Юрмаша», доцент Юргинского филиала Томского политехнического университета. Лелюх давно мог иметь «свою» кругосветку. У него – патент.

– Я тогда сконструировал на бумаге самолёт для кругосветного беспосадочного перелёта… Он бы улучшил современный мировой – американский – рекорд на два дня, – вспоминает 80-летний Борис Фёдорович, – и это был бы прорыв. Я даже обращался к Ельцину.

– Жаль, что это так и не реализовано… Но Вы, столько самолётов построив, …можете прикинуть, как Тараканов чинил самолёт Маттерна? Тогда, по данным ТАСС, у Маттерна, севшего у нас, был повреждён руль глубины, стабилизатор, хвостовое оперение самолёта… Сильно разбился?

– Нет. А руль глубины… – сейчас это руль высоты. Он – в конце самолёта, снаружи. Это очень тонкая, изящная, лёгкая, но большая поверхность, она отклоняется ручкой управления из кабины. Руль высоты лётчик мог помять при вынужденной посадке. А рабочий мог выправить помятую дугу руля высоты молотком. Но удары тонкие должен был наносить… Дуга из алюминия, очень тонкая, 0,5-0,6 мм, скорее всего, а если деревянная, то рабочий, правя, фрагменты вклеивал… Руль высоты как раз относится к хвостовому оперению вместе со стабилизатором, килем, рулём направления…

– А если была и проблема с обшивкой в хвосте? Клеил? Чем?

– На оперении, как правило, всё тканью обтянуто… А с поломанным стабилизатором (видимо, был поврежден лонжерон) он с Белова не смог бы взлететь. Стабилизатор нужно было хотя бы временно починить. Это слесарная работа. И рабочий это сделать мог… В целом, занимаясь ремонтом самолёта, ювелирных работ рабочий, думаю, не делал. Но он – разобрался, впервые в жизни видя, починил, сделал самолёт пригодным к полёту. Его работа – прекрасна!

О главном

Круче космоса…

Самый первый виток вокруг Земли на самолёте сделали американцы. Лётчики Пост и Гетти в 1931-м потратили на кругосветку 8 суток 15 часов. Их и старались потом победить Маттерн и другие…

И, как рассказал «Кузбассу» Александр Матвеев, много лет изучающий историю авиации, старший преподаватель СФУ, было огромное количество кругосветных перелётов именно в 1930-х.

– Для лётчиков всех стран они были мечтой и чудом. Кругосветки были очень распространены, – поясняет Матвеев. – Тогда же стали регистрировать рекорды. И военные цели при перелётах никто не забывал.

– Но полёт в нашем полушарии всегда шёл над СССР. А как Советский Союз реагировал?

– К чужому самолёту, пролетевшему или севшему в СССР по предварительной договорённости или экстренно, тогда не относились как к шпиону. Наоборот, лётчиков с кругосветки встречали с восторгом. Ещё и потому, что тогда в мире не было опыта применения самолёта в военных целях.

…И лётчики в начале 1930-х ставили смелые задачи, даже невыполнимые… Но они искали пределы возможностей самолётов… И таким образом шло совершенствование аппаратов… И самолёты уже конца 1930-х – начала 1940-х – это уже такие мощные двигатели и гидравлика… Всего за 10 лет такой технический прогресс произошёл в мировой авиации! Он был круче, чем даже после шла космическая программа.

Оригинал статьи

(Visited 1 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *