Создатель Вселенной Грёз

27 января 2020 | Алена Смирнова

На открытии персональной выставки Александр Степанович по праву оказался в центре внимания.

В Кузбасском центре искусств проходит персональная выставка художника Александра Макеева «Пролетающее во времени». Специалисты утверждают, что его картины имеют не только музейную ценность, но и коллекционную, и даже инвестиционную.

Зыбкие пространства Макеева

В день презентации работ, принадлежащих кисти нашего талантливого земляка, в Кемерове было объявлено штормовое предупреждение: ожидался снег и порывистый ветер. И естественным желанием каждого горожанина было поскорее укрыться от стихии. Однако за дверями Кузбасского центра искусств метель продолжалась даже под крышей. Правда, уже в художественном мире, созданном Александром Макеевым.

Здесь тоже будто идет снег, пространство покрывает иней, туман, дымка. И приходилось долго всматриваться в каждую его картину, чтобы разглядеть лица, понять сюжет, расслышать истории героев. Похоже, и сам Макеев словно ищет кого-то – то ли близкого человека, то ли родственную душу, то ли забытые чувства, пролетающие во времени…

Показательный момент с выставки: первокурсники Кемеровского областного художественного колледжа как вкопанные застыли перед полотном Макеева «Цветы для принцессы» (2019 год), – пытались разглядеть в большом тёмном пятне колокольчики, розы или пионы. Я и сама хотела найти хоть какие-то нежные бутоны – но тщетно. Зато как будто заметила на мгновение появившийся нечеткий женский силуэт. И сразу выдумала свою историю – и, конечно же, романтическую…

Мне удалось поинтересоваться у самого Александра Степановича, какие же цветы он написал.

«Дело в том, что там речь идет вообще не о цветах, – с улыбкой ответил Макеев. – Эта картина о жизни вообще».

«Судя по краскам, которые вы использовали, жизнь-то не очень радужная?», – снова поинтересовалась я.

«Ну как сказать, – вздохнул художник. – Радужная жизнь бывает не только на солнечном цвете. Она может быть и ночью, при луне. Вспомните Фета: «Сияла ночь. Луной был полон сад» – картина понятна».

«То есть каждый видит сюжет через призму личного опыта, применяя свой интеллектуальный багаж?» – попыталась я все-таки докопаться до истины.

«Мне бы хотелось этого», – признался мастер.

Картина «Цветы для принцессы».

Картины по зову сердца

Отметим, что начинал художник свою творческую карьеру как автор тематических работ, посвященных Великой Отечественной войне. Я спросила у Александра Степановича, не планирует ли он написать картину к 75-летию Великой Победы.

«Я не из тех художников, которые что-то готовят к юбилею, ведь это не конфетки и не торт! – ответил Макеев. – Тем более для меня День Победы – не салют, а личные ассоциации, которые живут только во мне».

Думаю, секрет успеха его картин именно в неоднозначности сюжета, таинственности персонажей, использовании «противоречивых» цветов и необычной манере исполнения. Здесь не увидеть классических натюрмортов, знойных красавец и прекрасных пейзажей. Недаром Александр Макеев является одним из основателей особого жанра живописи – сибирского авангарда, жанра романтических фантазий, нетрадиционного для нашего изобразительного искусства. Работы Александра Макеева камерны, сердечны, но при этом не лишены душевного сплина. Самого живописца называют философом, который пытается понять, прочувствовать секреты мироздания и тайны бытия. Многие из его работ находятся в собраниях российских музеев, а также в частных коллекциях, в том числе и у зарубежных ценителей искусства.

На счету автора десятки выставок. Его полотна даже участвовали в торгах аукционов в России и Европе. Конечно, я нескромно полюбопытствовала у Александра Степановича о стоимости самой дорогой из его работ, ушедших с молотка, однако об этом он предпочел умолчать… Кстати, реальные возможности стать знаменитым на весь мир Макееву предоставлялись не раз, его приглашали работать в Австралию, Германию, США, Японию. Однако художник не мог представить себя вдали от Родины.

Работы Александра Макеева всегда нужно рассматривать очень внимательно.

Истинный патриот

Родился Александр Макеев в 1949 году в городе Топки. В 1977-м окончил Кемеровское художественное училище, его набор стал вторым выпуском этого учебного заведения. И именно Макеева первым из выпускников нашего училища приняли в Союз художников России, а было это в 1980 году. К настоящему времени у него уже множество побед в престижных конкурсах, почетных званий и серьезных наград за самобытное творчество. Вот и нынче Ирина Федорова, председатель комитета по вопросам образования, культуры и национальной политики Законодательного собрания Кузбасса вручила ему Почетный знак «За заслуги перед Кемеровской областью». А заместитель главы города Кемерово по социальным вопросам Олег Коваленко в торжественной обстановке передал художнику Почетную грамоту администрации.

В прошлом году Александру Степановичу исполнилось 70 лет, именно к его юбилею предполагалась данная выставка, символично насчитывающая 70 работ и представляющая всё его творчество в ретроспективной последовательности. Однако мастер сам отодвинул сроки ее открытия. Кстати, в нынешней экспозиции уже есть и картина 2020 года, которая называется «Бегущие».

Марина Чертогова, заместитель директора по научной работе Кемеровского областного музея изобразительных искусств, отметила на открытии персональной выставки Макеева, что обычно художники живут в своих мастерских затворниками. Но тут случай иной.

«Александр Макеев – представитель поколения семидесятников, – напомнила она. – Это самое старшее на сегодняшний день поколение, которое всё еще в строю… Александр Макеев в их числе, но во многом отличен от них. Подумать только, в 1975 году, еще будучи студентом, он стал участником крупной выставки. А ведь советский период был очень жестким – и в отборе членов Союза художников, и в отборе участников выставки. Для того периода так, как складывалась судьба у Александра, – редкостный случай, если даже не исключительный. Это первое, что его отличает от остальных. Второе, Александр Макеев – из тех многих кузбасских художников, который поселился и с удовольствием живет в незабвенной Ивановке, сохранившей девственную красоту природы. Вот только он не имеет никакого отношения к этой деревне. Он здесь чужой среди своих. Александр изобрел свой собственный мир: грезы, миражи, сновидения – всё стерто, в полумраке. Это его мир образов».

Марина Юрьевна также отметила, что советские годы были золотым временем для живописцев, а сейчас ситуация совсем другая.

«Нынешнее молодое поколение художников более рациональное, прагматичное, – пояснила она. – Ведь творчеством прокормить себя невозможно, а молодежь находит те сферы жизни, где она востребована. Художники преподают, занимаются полиграфическим или ландшафтным дизайном. Единицы из художников – те, которые предпочитают заниматься исключительно искусством и работают потому, что есть желание высказаться. Так живет и Александр Макеев, едва ли не последний из могикан».

Выставка А.С. Макеева «Пролетающее во времени» в Кузбасском центре искусств продлится до 6 февраля.

Фото Алены Смирновой. 

Оригинал статьи


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Новости: самое читаемое

(Visited 28 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *