Не села батарейка

18 апреля 2020 | Газета «Кузбасс»

Личный транспорт на электротяге – тема для Кузбасса пока экзотическая, но уже весьма перспективная: за два года парк легковых электромобилей в регионе увеличился в восемь раз. Дальнейший рост могут простимулировать очередная отмена ввозной пошлины на электрокары, а в нашей области – еще и транспортного налога. Но, пожалуй, главное условие: возможность заправлять машину рядом с домом или работой. Вопрос развития зарядной инфраструктуры для транспорта будущего мы обсудили с энергетиками и экспертами в сфере ЖКХ.

Госкорпорация Россети открыла первую бесплатную электрозаправочную станцию (ЭЗС) в Кемерове около двух лет назад. Тогда, по данным аналитического агентства «Автостат», в нашем регионе числилось восемь электромобилей. На начало 2020 года их зарегистрировано уже 67. Региональная сеть ЭЗС к тому времени выросла до девяти станций. В апреле Россети планируют установить десятую в зарядку в Новокузнецке – станция уже пришла в город, сейчас решается вопрос с местом установки. Это быстрая зарядка, такая же, как на трассе между городами.

В Кузбассе, как и по всей стране в целом, самая распространенная модель электромобиля – Nissan LEAF с пробегом.

«На кузбасских ЭЗС, безусловно, чаще всего заряжаются бюджетные модели Nissan LEAF, но и владельцев Tesla можно на наших заправках встретить, – говорит заместитель директора по реализации и развитию услуг Кузбасского филиала Россети Сибирь Роман Ровенский. – Ситуации ведь бывают разные. Не хватило заряда аккумулятора при движении между городами – общественная станция выручает. Абсолютно по всем зарядкам мы фиксируем энергопотребление, то есть спрос на них есть».

Японские автомобили старых поколений от общественных ЭЗС по времени заряжаются столько же, сколько от обычной бытовой розетки – несколько часов. Зато по-прежнему это их владельцам ничего не стоит.

«Действительно, популярные среди наших соотечественников марки легко заряжаются от обычных розеток дома или в гараже, – соглашается Ровенский. – Развивая электрозарядную инфраструктуру, мы ставили целью популяризацию электротранспорта. Не обеспечить бесплатную зарядку для действующих владельцев электромобилей, которые уже решили для себя вопрос с его зарядкой, а двинуть ситуацию вперед, дать импульс. Это своего рода сигнал автовладельцам: следующей машиной вполне может стать электрокар».

Заряд у дома

Большинство автовладельцев по понятным причинам хотели бы ставить свой электрокар на зарядку рядом с домом или работой. У жителей частного сектора в этом плане особых проблем нет: можно купить и уставить мини-зарядную станцию в гараже или подключиться из дома через бытовую розетку. Организовать это в многоквартирном доме с точки зрения жилищного законодательства довольно проблематично. Любые манипуляции с использованием общего имущества должны получить одобрение собственников. В этом смысле даже спущенный из вашего окна провод, который тянется вдоль фасада МКД (общее имущество) к вашей машине, может вызвать вопросы. Подобные действия без решения общего собрания незаконны и небезопасны: незакрепленной провод может оборваться, замкнуть и так далее, поясняют в Центре жилищного просвещения Кемеровской области.

«Во дворе многоквартирного дома установка зарядной станции теоретически возможна, но на сегодня это не регламентировано никакими документами – ни в целом по России, ни в Кемеровской области, – уточняет эксперт центра. – Мы должны понимать, что двор – это территория общего пользования, и все собственники имеют одинаковое право на неё. Соответственно, вопрос по установке зарядной станции необходимо рассматривать на общем собрании. Если собственники дадут свое согласие, потребуется разработать проектную документацию, получить согласование в органах местного самоуправления и у поставщика ресурса. Я думаю, только проектирование обойдется в круглую сумму, при этом все расходы лягут только на немногочисленных владельцев электромобилей».

В Санкт-Петербурге, по словам нашего собеседника, на уровне субъекта федерации застройщиков обязали закладывать в проекты элитных жилых комплексов зарядные станции. Но тут речь идет о новом дорогом жилье, стоимостью более 150 тыс. руб. за квадратный метр. В то же время аналогичное правило действует для девелоперов, возводящих крупные торговые центры. На их стоянках должны быть предусмотрены места для парковки электромобилей, оборудованные зарядными станциями.

Закинуть сети

В наших реалиях владельцы электрокаров и жилья классом выше эконома могут попробовать подключаться к электросети в подземном паркинге. Однако тут возникает вопросы: как считать использованную электроэнергию и как за нее платить?

«По аналогии с нежилым помещением в МКД: собственник расплачивается за потребленные коммунальные ресурсы по показаниям индивидуального прибора учета, – объясняют в Центре жилищного просвещения. – Данные приборы должны подключаться к сетям дома до общедомовых приборов учета. Технически в паркинге можно организовать отдельную точку подключения при соблюдении всех норм и правил, что для одного-двух владельцев электрокаров будет довольно затратно».

Можно включить зарядную станцию в проект ремонта дворовой территории МКД по программе «Формирование комфортной городской среды». Чаще всего проект реконструкции двора подразумевает расширение проезжей части и увеличение парковочных мест – старое асфальтовое покрытие снимается и появляется возможность проложить сети, чтобы установить колонку (за счет владельцев электромобилей). Запитать ее можно от дома – опять же, до общедомового прибора учета, или от трансформаторной подстанции, если она есть в непосредственной близости. Последний вариант в Центре жилищного просвещения называют предпочтительным, поскольку он не увеличивает нагрузку на электросистему МКД. Понятно, что один электрокар значительно на проводку дома не повлияет, но нужно учитывать возможный рост числа авто на электротяге в будущем.

Энергетики в свою очередь готовы предоставить владельцу электрокара отдельную точку подключения, протянув сети, например, к его гаражу.

«Для этого необходимо обратиться в сетевую организацию с заявкой на подключение/увеличение мощности, – уточняет Роман Ровенский. – В каждом случае анализируется техническая возможность. Самый простой путь – присоединение к сетям сетевой организации. Тариф при этом применяется для физических лиц, как если бы зарядная станция была подключена через собственные сети потребителя. Добавлю, что мы как крупнейшая сетевая организация готовы помогать владельцам электрокаров в организации мест зарядки. Речь идет о дополнительных услугах, которые мы оказываем потребителям. Условно говоря, автовладелец приходит к нам, мы заключаем с ним договор на оказание услуг и дальше все процедуры по подключению выполняем сами».

И еще не такое, Илон Маск

Владелец Nissan LEAF кемеровчанин Артем Червов, о котором мы рассказывали два года назад, за это время не только не разочаровался в своем электромобиле, но и подумывает приобрести еще один.

«Сегодня можно купить хорошую машину с исчерпавшим себя аккумулятором, к примеру, за 300 тысяч рублей и новую батарею к ней за 500», – говорит автолюбитель.

Кроме того, свой «Ниссан» Артем собирается усилить, добавив в багажник дополнительную ячейку батарей. Таким образом, пробег на одном заряде увеличится со 120 км до 200.

За пять лет за счет экономии на бензине электрический японец, купленный за 500 тыс. руб. на вторичном рынке, полностью себя окупил. Напомним, Артем заражает машину в частном доме от бытовой розетки и в рабочем гараже. Для поездок по городу этого вполне хватает. Общественной быстрой зарядкой на трассе Кемерово – Ленинск-Кузнецкий Червов пользовался раз 15: заправлялся минут за 20-40, в зависимости от степени разряда батареи.

Гарантийный срок на батарею в электрокаре – в среднем восемь лет. По словам Артема, емкость аккумулятора в его девятилетнем автомобиле сегодня составляет 75%. Многое зависит от правильной эксплуатации, отмечает автолюбитель: так, электрокар не рекомендуется разряжать в ноль, как и заряжать на 100%.

Вопрос, куда девать аккумулятор, когда пробег от одной его зарядки станет неприемлемым, для Артема Червова не стоит (по данным Минпромторга на прошлый сентябрь, российские заводы только готовятся к переработке растущего объема литий-ионных батарей). В будущем электротехник-любитель планирует использовать отработанные автомобильные батареи как накопитель для солнечных панелей на фасаде своего дома: для бытовых нужд будет вполне хватать.

«Я никогда не считал электромобиль игрушкой», – говорит Артем, призывая всех пересаживаться на безбензиновую машину.

Учитывая развитее технологий, за электрокарами будущее, считает и Роман Ровенский. Тенденция к снижению стоимости таких автомобилей и растущая емкость их аккумуляторов, будет способствовать росту парка, в том числе и на территории Кузбасса.

Между тем

В Московской области зарядные устройства для электрокаров интегрируют в уличные опоры освещения. По данным Минэнерго МО, умные фонарные столбы устанавливают в том числе рядом с многоквартирными домами. Мощность зарядной станции – 3,5 кВт, что в среднем позволяет заправить автомобиль за ночь. На опоре имеется инструкция и QR-код, по которому можно скачать мобильное приложение для iOS и Android. С помощью приложения пользователь открывает лючок станции и заряжается. На начало прошлого года в Московской области ввели в строй сотню таких зарядок.

Кстати

В Кемерове бесплатно зарядить электрокар можно по адресам: ул. Островского, 11; пр. Химиков, 39; пр. Ленина, 59а. В Новокузнецке ЭЗС есть на ул. ДОЗ, 10а, ул. Архитекторов, 13, ул. Кирова, 55, ул. Павловского, 13. Будущее местоположение пятой, быстрой зарядной станции сейчас уточняется: скорее всего, ее установят в Центральном районе. Первая в регионе быстрая ЭЗС работает на трассе Кемерово – Ленинск-Кузнецкий на заправке «Лукойл» (5 км от Ленинска-Кузнецкого). Еще одна электрозаправка есть в музее-заповеднике «Томская писаница».

Оригинал статьи


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


(Visited 1 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *