Сделай свой ход в истории

15.06.2020

15 июня 2020 | Анна Тимощук

Первый тираж уже отпечатанных игр пока хранится в школьном музее. Фото из архива кемеровской школы №31.

Кемеровские школьники теперь смогут изучать историю родного края играючи. Точнее, играя. В настольные игры. Первый тираж уже отпечатан, 400 комплектов игр будут переданы в школы и учреждения дополнительного образования, библиотеки, музеи Кузбасса. В новом учебном году их будут использовать на уроках истории, классных часах для ребят из начальной школы.

Обучающий материал в виде настольных игр – итог работы учителя кемеровской школы №31 Сергея Токмакова и команды старшеклассников. Сергей Ильич преподает историю уже 22 года, в школе он еще и руководитель музея.

Автор идеи и создатель дидактического материала вместе с юными единомышленниками провёл большую исследовательскую работу. Для игр были подобраны интересные факты о нашем регионе, вкладе Кузбасса в Великую Победу, земляках, прославивших область и город. Отдельную тему посвятили абсолютному чемпиону мира по самолётному спорту Владимиру Мартемьянову. Дело в том, что школа №31 носит имя этого аса высшего пилотажа, в музее образовательного учреждения хранятся его личные вещи, собрано много материалов о Владимире Давыдовиче.

– Сергей Ильич, кто поддержал вас в выпуске игр?

– Еще в октябре 2019 года наш школьный народный музей стал победителем Всероссийского конкурса молодёжных проектов и получил грант в размере 500 тысяч рублей на реализацию проекта «История Кузбасса в настольных играх».

– Сколько игр вы разработали?

– Для интересной подачи знаний по истории родного края разработано четыре настольные игры. Руководитель проекта у нас – Лиза Галимова, ученица 10 «Б» класса. Именно она как физическое лицо выиграла грант. Я – наставник.

Проект – это большой труд моих десятиклассников. А сама Елизавета осуществляла общее руководство и разрабатывала настольную игру «Воздушный ас В.Д. Мартемьянов». Ваня Петришин разрабатывал игру «Кузбасс – кузница Победы», Полина Рыбакова – игру «Мой Кузбасс», Роберт Наргизян и Саша Кудрин – игру «Кузбасс в лицах».

Ребята сами разрабатывали вопросы для анкет, а затем и для настольных игр. Проводили анкетирование среди учащихся школ города по краеведению. Корректировали макеты. Играли в настольные игры со своими родственниками.

– В чем особенность этих игр?

– Настольная игра «Мой Кузбасс» посвящена основным событиям в истории развития Кемеровской области – Кузбасса, памятникам культуры и природы. Игра «Кузбасс – кузница Победы» посвящена истории в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Игра «Кузбасс в лицах» – землякам, внёсшим большой вклад в его развитие, Почётным гражданам Кемеровской области и городов Кузбасса. Игра «Воздушный ас В.Д. Мартемьянов» посвящена жизни и деятельности Заслуженного мастера спорта СССР, абсолютного чемпиона мира по высшему пилотажу, кавалера ордена Трудового Красного Знамени, Почётного гражданина города Кемерово Владимира Давыдовича Мартемьянова.

– Это игры-ходилки?

– Верно. И лото. Они включают в себя: правила игры, брошюру с рекомендуемой литературой при изучении истории Кемеровской области – Кузбасса, игровое поле, карточки с вопросами, фишки и игральный кубик. Играть в них могут от двух до шести человек. Перед началом игроки выбирают фишки и определяют очерёдность хода. Все фишки выполнены по тематике игры: в игре «Мой Кузбасс» они в виде контура Кемеровской области и элемента Герба Кузбасса – короны, в игре «Кузбасс – Кузница Победы» фишки изготовлены в виде военной техники (пушки, танки, самоходные орудия), в игре «Кузбасс в лицах» – в виде угольных вагонеток. После выбора фишек игроки начинают игру, по очереди бросая кубик.

Вопросы в настольных играх включают в себя Гербы городов Кемеровской области, информацию и фотографии Почётных граждан Кемеровской области и городов Кузбасса, информацию о наградах СССР, Российской Федерации и Кузбасса, «Семь чудес Кузбасса», основные даты событий истории региона, памятники Кемеровской области и другие интересные сведения из истории. То есть они – разные по сложности. Поэтому желательно, чтобы первоначально с детьми играли взрослые люди. Им тоже будет достаточно интересно проверить свои знания.

– Опыт создания настольных игр по краеведению у вас был до этого?

– Нет. Первый такой проект. Сейчас главное – проанализировать и узнать мнения учителей и педагогов дополнительного образования о наших играх. А потом уже будем принимать решение. Могу сказать точно, что в нашей школе они будут применяться и во внеурочной деятельности, и при подготовке учащихся к краеведческим олимпиадам, квестам и другим конкурсам. Планы на будущее – попытаться как минимум создать электронный вариант этих игр.

К слову, 18 июня в 11.00 в режиме онлайн на платформе ZOOM состоится презентация настольных игр в рамках реализации проекта «История Кузбасса в настольных играх».

– История как предмет детьми часто недооценивается. Как их замотивировать на познание?

– У ребят из начальных классов, да и пятых-шестых классов тоже, на первом месте стоит интерес. Если им интересно на уроке и у них получается, они будут хорошо учиться по данному предмету и любить его. Вот и всё. Если же говорить о проекте «История Кузбасса в настольных играх», то это краеведческий проект. Играя в настольные игры, дети знакомятся и познают историю родного края. В игровой форме, всем известно, познавать новое намного проще и интересней.

Проведённое моими ребятами анкетирование показало, что учащиеся, в общем, плохо знают историю своего края. А с истории малой Родины начинается история России. Поэтому мы попытались найти пути повышения интереса школьников к истории родного края через настольные игры.

Сергей Ильич Токмаков – историк и наставник.

Оригинал статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *