Решение – за собственником!

05.12.2019

5 декабря 2019 | Наталья Гузева

В прошлой публикации  за 28.11.2019 г. мы начали рассказ о круглом столе, который прошел в редакции нашей газеты. Совместно с департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса мы решили организовать серию таких встреч, чтобы собственники многоквартирных домов (МКД) региона смогли «из первых рук» получить информацию по самым разным темам: взаимодействия с управляющей компанией и поставщиками услуг, формирования тарифов и так далее. Сегодня мы коснемся более конкретных вопросов, связанных с обслуживанием дома.

 Война протоколов

Напомним, в работе круглого стола приняли участие начальник областного департамента жилищно-коммунального и дорожного комплекса Олег Ивлев, зампредседателя облсовета народных депутатов, сопредседатель регионального штаба ОНФ Юрий Скворцов, руководитель Госжилинспекции Кемеровской области Ирина Гайденко и и.о. генерального директора областного Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Руслан Галимов.

Все эксперты сходятся во мнении, что залогом успешного взаимодействия управляющих компаний и жильцов является диалог. От этого выигрывают все: и люди, получающие качественную услугу, и предприниматели, коими являются управляющие компании. Это и собираемость платы, и плотное взаимодействие при обслуживании дома, которое также облегчает жизнь «управляшек». Но все-таки, если конструктивного сотрудничества УК и жителей не получается, управляющую компанию вполне реально поменять. И уже довольно большое количество кузбасских собственников жилья именно так и поступило.

Как пояснила Ирина Гайденко, у жителей есть право в любой момент поменять управляющую компанию либо избрать иной способ управления домом. Причем с 1 мая 2015 года такие услуги могут оказывать только компании, имеющие лицензии. Для смены УК необходимо провести собрание собственников. И если за это решение выскажется более 50% владельцев данной недвижимости, прежнюю управляющую компанию отстранят от дел. Но! Для начала людям нужно определиться, как они станут обслуживать общее имущество. Будет ли это ТСЖ? А может, все вопросы решит собрание жильцов или выбор падет на новую управляющую компанию? В последнем случае гражданам необходимо выбрать ту УК, что придет на место прежней. Затем подается заявление в Госжилинспекцию, прикладывается протокол собрания и пронумерованные(!) бюллетени. В течение десяти дней ГЖИ рассматривает пакет документов, и если нет вопросов, в реестр лицензий вносятся изменения. Одномоментного решения вопроса в данном случае быть не может: необходимо внести соответствующие данные в реестр ГИС ЖКХ и уведомить прежнюю управляющую компанию надлежащим образом о расторжении договора.

За пять лет (начиная с 2015 года) в нашем регионе жители 2754 домов воспользовались своим правом и поменяли управляющие компании. В нынешнем году в ГЖИ поступило 420 таких протоколов.

Но есть такой нюанс: в спорных случаях, как только в ГЖИ появляется протокол собрания жильцов, проголосовавших за смену УК, тут же «конкуренты» несут свой. При этом прежний протокол аннулируется. И в Кузбассе имеются такие дома, где битва «управляшек» идет нешуточная: по три протокола в месяц поступают в ГЖИ. В первую очередь, от такой ситуации страдают сами обитатели многоэтажек – ведь в этой суматохе об обслуживании дома жилищники нередко забывают, да и нервные клетки жильцов тратятся в бесконечных спорах. Впрочем, такая ситуация складывается не только у нас – это общероссийская проблема.

«В подобных случаях у жильцов дома часто возникают вопросы: мы не голосовали, подписи подделаны, это фальсификация, – рассказывает Ирина Викторовна. – И тогда мы обращаемся в правоохранительные органы. Это могут сделать также и сами жильцы. Но следует помнить: окончательное решение в этом вопросе может принять только суд».

Фото Федора Баранова.

Важна инициатива

Роль жителей в эффективном управлении собственным домом трудно переоценить. Этот, казалось бы, весьма общий тезис Олег Ивлев проиллюстрировал любопытным примером. Несколько лет назад он столкнулся с ситуацией, когда две практически одинаковых, рядом стоящих кемеровских многоэтажки зимой имели прямо противоположные проблемы: часть квартир в домах, образно говоря, замерзала, а жители других жаловались на постоянный перегрев. Оказалось всё банально: за годы во многих квартирах менялись собственники, люди делали ремонт, устанавливали батареи разного типа и с разными коэффициентами нагрева, не соответствующие проекту дома. В результате оказалось, что система отопления МКД полностью разбалансирована. Управляющая компания на собраниях с жильцами в обоих домах предложила одно решение: установить во всем доме одинаковые алюминиевые радиаторы. В рассрочку. Жители одной из многоэтажек согласились. И проблема ушла: во всех квартирах температура нормализовалась. А вот собственники другого дома были категоричны: это ваша проблема, вы и решайте. И жалобы на холод или перегрев с этого адреса поступают в Госжилинспекцию до сих пор…

Кстати, необходимо обратить внимание на такую важную деталь: отныне даже смена старой батареи на новую является хоть и не перепланировкой, но переустройством. И прежде, чем выполнить работы, нужно посоветоваться со специалистом. Особенно острый вопрос – кондиционеры, которые граждане заботливо вывешивают за окно на фасаде здания. Бывали случаи, когда те просто падали чуть ли не на прохожих. Поэтому прежде, чем предпринять что-либо из переустройства, следует хотя бы проконсультироваться по этому вопросу в управляющей компании. Ведь в случае (не дай Бог!) ЧП ответственность будет лежать на вас.

Как пояснила Ирина Гайденко, в январе текущего года были внесены изменения в законодательство. И теперь нежилые помещения тоже подпадают под определение «перепланировка». Это означает, что специалисты (а это архитектура, проектные организации) должны выдать свой вердикт: возможно ли такое вмешательство в принципе. Если речь идет о так называемых «карманах», которые дверями «прирезали» себе жильцы, то есть два варианта: это будет временное пользование или отчуждение? В первом случае необходимо согласие двух третей собственников дома. Если же вы хотите забрать себе квадратные метры собственности подъезда, согласиться с этим должны все хозяева. Ну, и платить за лишние квадраты собственности тоже, разумеется, будете вы. Усложнился и перевод помещения из жилого в нежилое – тут все 100% собственников прилегающих помещений должны согласиться с этим вариантом. Кроме того, в обязательном порядке у такого помещения должен быть отдельный выход.

То же самое касается и остекленных балконов. Все мы помним, что это происходило в прежние годы: балконное ограждение возводилось из разных материалов и по разным технологиям. В ряде случаев работу жильцы проделывали самостоятельно. Но раньше не было жестких требований по этому поводу, зато сейчас это не просто требование закона, но и нередко вопрос безопасности граждан.

«В прошлом, да и в этом году во время ураганов порядка двадцати таких балконов в Кемерове просто «полетели», – рассказывает Олег Ивлев. – Выяснилось: у кого-то деревянные конструкции, у других – алюминиевые, кто-то вообще на гвоздь раму закрепил… Но это – фасадная часть, за которую отвечает управляющая компания. Или козырьки на балконах верхних этажей, с которых падает снег. Ответственность за это несут и жители, и управляющая компания. Поэтому я еще раз призываю граждан выстраивать диалог с УК. Ведь требования управляющей компании направлены в данном случае на обеспечение безопасности жителей».

Ирина Гайденко привела такой пример: в соседнем Новосибирске были случаи, когда требование управляющей компании к жильцу очистить козырек своего балкона от снега было проигнорировано. Жилищники сделали это сами, но включили плату за работу в квитанцию. Несогласный собственник обратился в суд, однако решение было вынесено в пользу управляющей компании. Так что игнорировать такие вопросы не получится. Лучше попробовать договориться с жилищниками – наверняка вам подскажут какой-либо выход.

Кстати

В Госжилинспекции Кемеровской области работает телефон горячей линии: (8-3842) 36-93-32. Звонить следует по будням, с 9.00 до 18.00. В другое время тоже можно оставить сообщение, оно сохранится в записанном виде. Но все-таки, как подчеркнули в ГЖИ, первый адрес обращения – управляющая компания.

Оригинал статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *