Перевернуть отношение к музыке
22.10.2019Минувшая неделя в Кузбассе была музыкально окрашена: сначала, 17 октября, стартовал Сибирский музыкальный форум «Акколада», а 18 октября прошел первый спектакль Дмитрия Маликова «Перевернуть игру». Разные по своей форме, оба этих действа похожи по сути: и там, и там красной нитью проводится идея особой важности искусства в нашей жизни и необходимости прививать детям любовь к музыке с раннего возраста.
Взаимосвязанные рывки
Форум «Акколада» объединил несколько направлений: для зрителей каждый день выступали по два коллектива – духовые оркестры и хоровые ансамбли, а для профессионалов прошли мастер-классы, лекции и круглые столы. Узнать новое и пообщаться с коллегами в Кемерово приехали делегации со всей Сибири.
«Сегодня в Кузбассе все чаще проходят крупные культурные мероприятия с участием артистов, коллективов и организаторов из разных регионов страны. Это неслучайно. В Кузбассе строится Культурно-образовательный и музейно-выставочный комплекс, который позволит стать нашему региону культурным центром Сибири. Задача участников форума – найти интересные решения, учитывая запросы общества и достижения технологий, которые в дальнейшем можно применить для развития музыкальной культуры. Рывок в культуре и рывок в экономике взаимосвязаны», – подчеркнул губернатор Сергей Цивилев.
Все участники форума так или иначе затрагивали тему создания культурного кластера. По мнению генерального директора Российского национального музея музыки Михаила Брызгалова, это даст серьезный импульс развитию региона. Кроме того, родители будут спокойны за детей, которые смогут получать качественное образование дома. Да и молодежи не придется уезжать из Кузбасса после окончания творческих вузов: и в своем регионе можно будет найти работу по специальности и реализовать свои амбиции.
Искусство новой формации
Строительство культурного кластера, безусловно, повлияет на жизнь всего Сибирского федерального округа, однако затрагивает оно в первую очередь все-таки жителей Кузбасса. Но есть такие проблемы, решать которые приходится ежедневно во всех филармониях страны. В первую очередь речь идет о том, как привлечь молодых зрителей на концерты. Именно этой теме был посвящен круглый стол, который провела генеральный директор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова. По ее словам, даже в культурной столице России приходится буквально бороться за каждого зрителя, особенно молодого. В ход идут разнообразные акции и необычные выступления. Например, на иммерсивном концерте симфонический оркестр капеллы спустился в зал, к публике.
«Зрители располагались тут же, рядом с музыкантами и дирижером, и мы разрешили делать им всё, что угодно, – рассказала об одном из опытов Ольга Сергеевна. – В итоге на второе выступление, которое состоялось в тот же день, пришло людей в два раза больше, а всё благодаря откликам, селфи и роликам в социальных сетях, которыми делились наши первые зрители».
С не меньшим успехом в стенах капеллы прошел концерт модного ди-джея.
«Пришедшая молодежь «заглотила» Баха и Бетховена и даже не поняла этого, – вспоминает Ольга Хомова. – Ди-джей якобы играл на вертушке, а на самом деле это был симфонический оркестр и немного креатива. Главное, чтобы в этот момент, не дай Бог, музыканты не сфальшивили и тем самым не испортили впечатления: иначе зритель может подумать, что плохо играют, и поэтому приходится делать шоу».
Поддерживает коллегу и Бейбит Мухамедин, уже три года возглавляющий Новосибирскую филармонию. Он уверен, что искусство требует апгрейда, и молодежь не придет на концерты, если не начать работать по-другому. Сам Бейбит Алшимбаевич набрал в свою команду школьников и студентов, и теперь новые проекты обсуждаются с ними. Одним из них стало проведение чемпионата по брейк-дансу, когда в Новосибирской филармонии собрались зрители и участники в возрасте от семи до восемнадцати лет. В итоге, один раз попав в филармонию, дети понимают, что это не страшно, и потом приходят еще, вместе с родителями.
Активизация полушарий
Пытаются обыграть свои «фишки» и найти подход к молодежи и другие культурные учреждения Сибири. Так, директор Омской филармонии Ирина Лапшина рассказала о концерте, посвященном Егору Летову, который родился в этом городе.
«Учитывая неоднозначную репутацию музыканта, мы взяли только темы из его творчества, и наш концертмейстер сделал аранжировки на семь произведений, – поясняет Ирина Борисовна. – На концерт «Симфооборона» пришли необычные для нас зрители от 15 до 25 лет, с разноцветными волосами и в яркой одежде. Я разговаривала с ними до концерта, и все как один признавались, что никогда не слышали симфоническую музыку. Само выступление прошло на одном дыхании, зрители не хотели уходить, и музыкантам пришлось повторить еще одну композицию».
Ирина Лапшина видит проблему в том, что никто не показывает искусство современной молодежи. Она 15 лет преподавала мировую художественную культуру в школе и регулярно ходила с учениками в театры, музеи и другие заведения. И сейчас ее бывшие подопечные знакомят с искусством своих детей так же, как делала она, и признаются, что в этом заслуга их учительницы.
Тому, что прививать любовь к классической музыке необходимо с раннего детства, посвятила свой доклад Дина Кирнарская, проректор Российской академии музыки имени Гнесиных. Дина Константиновна напомнила, что именно музыка активизирует работу полушарий мозга и помогает справляться с разными задачами. В правом, творческом отделе зарождается идея, которую в дальнейшем развивает левое, логическое полушарие. Соответственно, отдавая ребенка в музыкальную школу на фортепиано, гитару или другие инструменты, родители делают большой вклад в его будущее!
От «Уроков» до успеха
Удивительно созвучно этой идее прошли образовательные спектакли «Перевернуть игру», автором и исполнителем одной из ролей которых стал известный певец и композитор Дмитрий Маликов. В основе спектакля лежит спор между родителями и дочерью, отвергающей «скучную» классическую музыку. И вот на сцене появляются фантомы знаменитых композиторов, каждый из которых рассказывает свою историю. Это помогает девочке понять, что симфоническая музыка прекрасна и именно на ней основываются другие жанры.
В первую очередь постановка рассчитана на подростков, которым дается возможность под иным углом посмотреть на классику. Спектакль «Перевернуть игру» с успехом прошел во многих городах страны, и, как показывает опыт, большинство зрителей впоследствии с удовольствием открывает для себя симфоническую музыку. Как рассказал Дмитрий Маликов перед началом спектакля, особой подготовки со стороны зрителей не требуется, а вот после постановки родителям надо будет разрешить детям пользоваться интернетом, чтобы они больше узнали о классической музыке и начали ее слушать.
Также Дмитрий отметил, что это очень важный для него проект, и он благодарен руководству Кузбасса за возможность показать «Перевернуть игру» детям и познакомить ребят с прекрасной музыкой.
В Кузбассе мероприятие проходит по инициативе Совета по вопросам попечительства в социальной сфере Кемеровской области.
«Сначала мы провели «Уроки музыки», где ребятишки, которые только-только начинают знакомиться с искусством, выступают на одной сцене с известным певцом и музыкантом Дмитрием Маликовым. А сейчас Дмитрий приехал с образовательной программой и спектаклем, который прошел с большим успехом на московских сценах», – рассказала Анна Цивилева, председатель совета.
«Перевернуть игру» посмотрели жители четырех городов нашей области – Кемерова, Новокузнецка, Прокопьевска и Салаира. Кроме того, была организована онлайн-трансляция в кинотеатрах в малых городах региона и на сайте СТС-Кузбасс.
Читайте также:
- «Мы всегда были нишевым продуктом» — группа «Plazma»…
- «В каждой музыке — Бах». Лилия Печёнкина (орган)
- Директор кузбасского СХП «Михайловское» Алексей…
- Межнациональный совет Кузбасса высказал своё…
- Задача «Динотерры»: чтобы отношение к учёным стало…
- Замдиректора Центра дополнительного образования…
- Россияне выразили свое отношение к спорту