Первый. Надёжный. Наш

26.05.2020

26 мая 2020 | Газета «Кузбасс»

Первая погрузка.

На Бачатском угольном разрезе состоялся торжественный запуск в эксплуатацию первого в России экскаватора модели ЭКГ-18М. В разработке уникальной машины непосредственное участие приняли специалисты компании «Кузбассразрезуголь» (предприятие сырьевого комплекса УГМК).

Модернизация в тандеме

Новейший экскаватор ЭКГ-18М поступил на один из крупнейших разрезов Кемеровской области, входящих в состав УК «Кузбассразрезуголь», ещё в декабре прошлого года. Огромную карьерную машину привозили по частям и монтировали уже на месте. Сборка этого гиганта, на фоне которого даже могучий «БелАЗ» кажется техникой весьма скромных масштабов, заняла порядка трех месяцев. Затем ЭКГ-18М прошёл обкатку во время промышленных испытаний, отработал без сбоев и замечаний.

Запуск в эксплуатацию новичка экскаваторного парка совпал со знаменательный датой: ЭКГ-18М торжественно ввели в работу 19 мая, в день рождения «Кузбассразрезугля», компания отметила 56-летие. Символичен и присвоенный экскаватору номер 300, ведь уже в следующем году Кузбасс отметит 300-летие промышленного освоения. По традиции, имеющей мореходные корни, перед началом работы о ковш экскаватора разбили бутылку шампанского. И если экипажу нового корабля обычно желают большого плавания, то бригаде первого в стране ЭКГ-18М пожелали трудовых рекордов и безопасной работы.

С экскаваторами этого класса, широко используемыми в горнодобывающей отрасли, кузбасские горняки хорошо знакомы. Своё производственное крещение базовая модель ЭКГ-18 получила на Краснобродском угольном разрезе девять лет назад. На сегодняшний день уже десять таких экскаваторов работают на предприятиях компании. Техника производства ПАО «Уралмашзавод» хорошо себя зарекомендовала. А на сегодняшний день при создании новой модернизированной модели сделали машину более современной и удобной.

«Компания «Кузбассразрезуголь» уже давно занимается добычей полезных ископаемых, наработанный за многие годы опыт подсказывает, что без сотрудничества завода-изготовителя и предприятия, которое эксплуатирует технику, хорошей машины не получится, – говорит Алексей Оноприенко, директор по сервису в Сибирском федеральном округе сервисного центра «УЗТМ-КАРТЭКС» (официальный представитель по монтажу и обслуживанию экскаваторов «Уралмашзавода). – По сути, завод изготавливает технику под конкретного заказчика, и под каждую машину составляется техническое задание, в котором все нюансы прописываются. «Кузбассразрезуголь» – заказчик требовательный, специалисты угольной компании и конструкторы завода вместе обсуждали, какие коррективы необходимо внести. Такой тандем приносит свои плоды».

Большому экскаватору – новых рекордов!

Послушная машина без «слепых зон»

Плодом совместной технической мысли кузбасских угольщиков и уральских машиностроителей стала модифицированная версия ЭКГ-18, получившая дополнительное обозначение «М». Этот экскаватор похож на своего предшественника только внешне, ряд оригинальных решений, которые применены при доработке большинства основных узлов и систем, выводят машину на новый уровень. Качественные изменения коснулись ходовой части – на новой модели применена более надёжная система натяжения и ослабления гусеничных лент. За счёт более современных и энергоёмких электродвигателей повышена мощность экскаватора. Герметизация кузова и шкафов с электрооборудованием обеспечивает защиту от попадания пыли и осадков. Кроме того, на ЭКГ-18М смонтирован новый механизм торможения днища ковша открытого типа, это уменьшает цикл разгрузки в автосамосвал. 220-тонный «БелАЗ» всего через пару-тройку минут отъезжает от экскаватора с полным кузовом.

Ещё один плюс – конструкция подъёмной лебёдки оснащена новыми канатами, которые сделаны по импортному образцу. То есть здесь нет огромных шпилек и гаек, которые бригада крутит в поте лица.

«На предыдущих моделях у нас уходили сутки, чтобы поменять канаты. Представляете, сколько сил приходилось тратить, и сколько экскаватор простаивал! А сейчас по регламенту у нас на замену будет уходить всего четыре часа», – объясняет машинист экскаватора ЭКГ-18М Виктор Федякин, работающий на Бачатском разрезе почти 30 лет.

Бригадир с удовольствием проводит экскурсию по экскаватору. Про каждый узел он готов рассказывать очень подробно. Видно, что с новой техникой опытный горняк, как говорится, уже «на ты». Останавливаемся в просторной кабине, где возвышается кресло машиниста.

«Смотрите, у меня около кресла на одном мониторе выведены разные параметры. Это информационно-диагностическая система, которая контролирует работу узлов и обеспечивает защиту машины от эксплуатации в режимах перегрузки. Именно здесь отображается уровень смазки того или иного механизма, какое давление в пневмосистеме, температура за бортом, в кабине и кузове, уровень крена экскаватора, – продолжает Виктор Федякин. – Если машинист забыл при работе поднять лестницу, голосовой сигнал сообщает об этом, что помогает избежать ошибок, это особенно важно в ночные смены, когда под утро уже накапливается усталость. И, конечно, установлена очень удобная система видеонаблюдения, которая насчитывает восемь камер и выводит изображение сразу на два монитора. Я одновременно могу наблюдать за всем, что происходит внутри и снаружи экскаватора, «слепых зон» нет. Ещё для меня как для машиниста важно, что экскаватор стал послушнее в управлении. Я работал на семи разных моделях и могу сказать, что ЭКГ-18М – одна из лучших машин».

Виктор Федякин — машинист первого в России ЭКГ-18М.

Достойный конкурент зарубежным «собратьям»

Ещё одна особенность ЭКГ-18М – экскаватор и почти всё установленное на нём оборудование отечественного производства (за исключением системы сигнального освещения RedKillZone в виде опоясывающих машину ламп с красной световой проекцией, которая помогает избегать столкновений с самосвалами в тёмное время суток). Вопреки распространённому мнению, будто российская тяжёлая техника при своей надёжности отличается непростыми условиями для экипажей в плане комфорта, новая модификация экскаватора оснащена промышленными системами отопления и кондиционирования. В -30°С «за бортом» в кабине будет тепло, а в +30°С, наоборот, прохладно.

На ЭКГ-18М установлена автоматическая система пожаротушения ТУНГУС, производимая у нас, в Кузбассе. Она обеспечивает защиту всех узлов экскаватора от возгораний.

«В сотрудничестве специалистов угольной компании и конструкторов «Уралмашзавода» удалось создать совершенно другую машину, более надёжную, удобную и безопасную в работе. Этот экскаватор по своим характеристикам ничем не уступает зарубежным аналогам», – резюмирует начальник энергомеханического департамента АО «УК «Кузбассразрезуголь» Игорь Кирилов.

Руководствуясь принципом постоянного технического перевооружения, УК «Кузбассразрезуголь» продолжает обновлять свой экскаваторный парк. В этом году в филиалы компании поступит ещё четыре машины новейшей модификации. К «первенцу» на Бачатском угольном разрезе присоединятся еще два ЭКГ-18М, по одному получат Калтанский и Кедровский разрезы.

Оригинал статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *