Культура выходит из Сети
09.06.2020Вопросы развития культуры, в последние месяцы целиком переместившейся в виртуальное пространство и постепенно возвращающейся в обычный формат, обсудили в рамках онлайн-форума «#КУЛЬТУРАНАДОМ – НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ», организованного кузбасским профильным министерством. В его работе приняли участие видные отечественные деятели культуры и искусства, а также представители федеральных и региональных органов власти.
В борьбе с коронавирусом наметился перелом. После тяжёлых второй половины апреля-первой половины мая количество новых выявленных случаев заражения в России медленно снижается. Регионы начали поэтапно снимать запреты на посещение общественных мест, в том числе учреждений культуры. Как показывает опыт Ульяновской области, где 20 мая музеи и библиотеки вновь открыли свои двери для посетителей, люди соскучились по нормальной жизни. По словам заместителя министра культуры РФ Ольги Яриловой, всего за неделю в ульяновские библиотеки за книгами пришли 18 тысяч читателей.
И в Кузбассе, согласно распоряжению главы региона от 4 июня, снимаются некоторые ранее введённые ограничения. В том числе разрешён показ фильмов в режиме летних кинотеатров под открытым небом с ограничением количества зрителей не более 50 человек одновременно, разметкой территории для обеспечения соблюдения посетителями социального дистанцирования не менее полутора метров и ограничением количества сеансов не более трёх в день. Также возобновляется работа библиотек при соблюдении санитарно-эпидемиологических требований – таких как исключение проведения массовых мероприятий, масочный режим для всех без исключения работников и читателей и ограничение числа посетителей не более сотни человек в день (включая определённое число пользователей, находящихся в помещениях библиотек одновременно из расчёта не менее 20 квадратным метров на человека).
Выпадающие доходы
На сегодняшний день большая часть учреждений культуры в большинстве российских регионов до сих пор открыта только в онлайн-формате. Музеи, театры, библиотеки, филармонии и кинотеатры были вынуждены уйти в интернет под натиском коронавирусной инфекции почти три месяца назад. И вот на пленарном заседании форума «#КУЛЬТУРАНАДОМ – НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ» были отмечены как плюсы, так и минусы работы в киберпространстве. Кстати, форум, в котором приняли участие специалисты со всей страны, прошёл в режиме онлайн. Его центром стал Кузбасс, точнее, импровизированная студия в Кемеровской государственной областной филармонии имени Б.Т. Штоколова.
Модератор форума, министр культуры и национальной политики Кузбасса Марина Евса на пленарном заседании обозначила одну из главных проблем, вызванных пандемией, – финансовые потери, ведь билеты на выставки и постановки не продавались. Только учреждения культуры Кемеровской области недополучили в свои бюджеты около 280 миллионов рублей. А выпадающие доходы в национальном масштабе исчисляются цифрами с девятью нулями. Например, Мариинский академический театр, который часто гастролирует и по России, и за рубежом, недосчитался свыше миллиарда рублей только от непродажи билетов (и это при коллективе в пять тысяч человек, которым надо платить жалование). На поддержку учреждений культуры в сложных условиях правительство РФ выделило 3,8 миллиарда рублей, причём деньги, в первую очередь, должны пойти на сохранение зарплат сотрудников на уровне прошлого года. В этом плане важны и действия региональных властей. В Кузбассе это прекрасно понимают.
«В 2020 году в Кузбассе проводится большая работа по изменению региональных законов, касающихся культуры и, что особенно актуально, библиотечного дела (2020 год в Кузбассе объявлен Годом библиотек. – Прим. ред.), – отметила Марина Евса. – В областной закон о библиотечном деле вносятся изменения, которые предусматривают дополнительные меры поддержки для библиотек. Закон о культуре будет направлен на грантовую поддержку наших творческих работников, некоммерческих организаций, культурных традиций малочисленных народов Кузбасса. Оба законопроекта уже подготовлены, и мы надеемся, что они будут приняты в этом году».
Когда онлайн во благо
Полный переход культуры на просторы интернета продемонстрировал и свои преимущества. В первую очередь, речь идет о доступности. Особенно это почувствовали жители небольших городов, не избалованные живыми выступлениями звёзд российской и мировой величины. Например, 20 марта посмотреть в хорошем качестве (и, главное, послушать) онлайн-концерт пианиста Дениса Мацуева, не выходя из дома и совершенно бесплатно, смог каждый желающий. В условиях самоизоляции и общей нервозной обстановки, вызванных пандемией, виртуальные концерты, театральные постановки и экскурсии сыграли важную роль в повышении морального духа и удовлетворении эстетических потребностей россиян. И, что примечательно, поспособствовали приобщению к академическому искусству молодёжи (а это самая активная часть населения в интернете).
«Самой главной нашей ресурсной базой для работы в онлайн-режиме стал портал «Культура. РФ», где мы собрали тысячи различных записей спектаклей, музыкальных выступлений, выставочных проектов. Общая посещаемость портала за последние месяцы увеличилась почти в 20 раз в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Например, 9 мая посещаемость составила свыше 380 тысяч визитов. Эта самая большая цифра за всю история существования нашего портала, – подчеркнула заместитель министра культуры РФ Ольга Ярилова. – С огромным успехом прошли традиционные всероссийские акции, которые в этом году по понятным причинам были проведены в онлайн-формате – это и «Библионочь», и «Ночь музеев».
В Кузбассе запустили свою онлайн-акцию «#КУЛЬТУРАНАДОМ». На сайте областного Минкульта есть специальный раздел, где собраны записи спектаклей ведущих театров региона, концертов лучших музыкальных коллективов, творческих проектов и многого другого. И культура «на дому» пользуется успехом у кузбассовцев. По словам Марины Евсы, трансляции концертов из органного зала Кемеровской филармонии, который вмещает 400 зрителей, в онлайне смотрит в среднем восемь-десять тысяч человек. Самым популярным стал театральный блок, спектакли только Новокузнецкого драмтеатра посмотрели более 400 тысяч интернет-посетителей.
«Учреждения культуры Кузбасса оперативно отреагировали на сложившиеся обстоятельства и ушли в онлайн, разработали новые форматы взаимодействия с аудиторией, делились интересными проектами на своих страницах в социальных сетях. Считаю, что для культуры Кузбасса открылись новые возможности, в том числе и в области цифровизации, которые будут использованы в дальнейшем и принесут нашим учреждениям только пользу», – отметил губернатор Сергей Цивилев на пленарном заседании.
Онлайн-формат не должен быть отправлен на задворки культурной жизни страны по завершении пандемии, уверены многие участники форума. Виртуальные выступления должны трансформироваться в отдельное направление. И опыт «карантинной» весны 2020-го показал, что здесь есть над чем работать.
«Показывать спектакли в онлайне в дальнейшем – это перспективно. Но нужно это делать очень серьёзно и вкладывать средства. Тогда появится возможность делать качественные записи, видеомонтаж, накладывать хороший звук. Потому что сегодня театры, попавшие врасплох из-за ситуации с пандемией, вынуждены показывать то, что есть, не думая о каком-то особом качестве, и о том, как это смотрится на экране, – пояснил директор Государственного академического театра имени Е.Вахтангова Кирилл Крок. – К тому же нам нужно думать о монетизации онлайн-проектов. Сейчас, понятно, в условиях карантина мы показываем спектакли бесплатно, но в дальнейшем этот момент стоит пересмотреть. У нас есть опыт – ещё до пандемии на сайте нашего театра были онлайн-трансляции всех наших постановок. То есть когда идёт спектакль в Москве, любой зритель в любой точке мира может приобрести пин-код на 24 часа за символические 300 рублей и посмотреть трансляцию с трёх стационарных видеокамер. Мы не зарабатываем на этом каких-то сумасшедших миллионов, но часть расходов это позволяет покрыть, а театр, как известно, дело дорогое».
Трудности выхода в оффлайн
При всех плюсах работы в интернете работники культуры всё-таки с нетерпением ждут окончания карантина и живых выступлений. Гастроли и фестивали в реальном пространстве вдохновляют актёров и музыкантов, дают им ощутимую зрительскую отдачу, столь важную для творческих людей. Да и сам зритель, конечно, рад послушать концерт того же Мацуева в онлайне, но даже самая прекрасная акустическая аппаратура не способна передать всю полноту звуковой гаммы, которую чувствуешь в концертных залах филармонии.
К чести руководителей творческих коллективов, некоторые традиционные мероприятия отменять не стали. Например, полюбившийся кузбассовцам Московский пасхальный фестиваль, в рамках которого прославленный оркестр Мариинского театра отправляется в гастрольный тур по городам России, в том числе с заездом в Кемерово, проведут позже.
«Я никогда не отменял выступления в рамках пасхального фестиваля. В этот раз просил и коллег, и глав регионов перенести наши выступления на более поздний срок, – сказал генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев. – Что касается нашего приезда в Кемерово, Омск, Томск, Новосибирск, я хочу обязательно это сделать в ближайшие два-три месяца. Хорошую традицию очень не хочется прерывать».
Роспотребнадзор и Минкульт РФ совместно разработали рекомендации по выходу учреждений культуры из карантинного режима. Так, в кинотеатрах минимизировать риск заражения коронавирусом планируют при помощи бесконтактной покупки билетов, социальной дистанции, дезинфекцией кинозалов между сеансами. Но у некоторых деятелей культуры есть опасения, что люди даже при таких мерах безопасности побоятся идти в кино.
«Сейчас поменялась мизансцена общения людей. Я недавно смотрел в окно, а там две женщины, видимо, близкие подруги, разговаривали на расстоянии четырёх метров. И эта боязнь заразиться ещё будет преследовать наше общество, – поделился мыслями кинорежиссёр Владимир Хотиненко. – И я думаю, чтобы привлечь зрителей в кинотеатры, нужен личный пример творческих людей, звёзд нашего кино, чтобы они приходили на сеансы».
У представителей музейного сообщества есть свои вопросы по возобновлению работы в условиях продолжающейся пандемии. В музейном деле, довольно специфичном, дистанционная разметка на полу и пространственные ограничения «столько-то человек на квадратный метр» – сомнительные помощники.
«Мы, наоборот, опасаемся лавинообразного прихода посетителей. И здесь важно понимать, в чём разница между музеями и кинотеатрами или концертными залами. Если зритель кинотеатра имеет своё место согласно купленному билету, действие происходит прямо перед ним, то в музее посетитель должен иметь возможность свободного перемещения, – уточнил директор Государственного Русского музея Владимир Гусев. – При ограничениях, например, 20 квадратных метров на человека, с барьерами и разметками залы выглядят не очень-то весело. Человеку стоять сначала в одной очереди, чтобы посмотреть одну картину, а потом в другой, чтобы увидеть вторую? Мы потеряем больше чем на порядок посетителей. Пропускная способность нашего главного здания – от двух до трёх тысяч человек, а при таких ограничениях мы сможем пропускать двести-триста. В сегодняшней обстановке важно не торопиться и не унифицировать условия выхода из карантина, потому что у каждого музея своя ситуация».
Нынешняя ситуация уникальна в прямом смысле слова, ведь с такой пандемией мир ещё не сталкивался («испанка» была 100 лет назад в гораздо менее глобализированную эпоху). Поэтому возвращаться к привычной работе в оффлайне придётся методом проб и, возможно, ошибок. Однако участники форума уверены: культуре необходимо выходить в реальный мир, продолжая при этом осваивать и онлайн-пространство.
Читайте также:
- Пешеход выходит как хозяин
- В Беловском районе молочное скотоводство выходит на…
- В свет выходит книга учителя-краеведа из Юрги,…
- Бизнес выходит из тени
- Россия выходит из Совета Европы
- Сергей Цивилев: строительство моста «Звездный» через…
- На российские экраны выходит военная драма «20/22»
- Культура глазами молодых