Жизнь как полёт

09.02.2024

9 февраля 2024 | Алена Смирнова

Пилот-инструктор I класса Николай Асанов. Фото из личного архива.

9 февраля в нашей стране отмечается профессиональный праздник – День гражданской авиации России. Задач у пилотов много: перевозить пассажиров, путешествующих по служебным или личным делам, почту и разного рода грузы. Кемеровчанин Николай Ананьевич Асанов стоял у истоков зарождения гражданской авиации в Кузбассе. 31 января ему исполнилось 88 лет, он один из старейших пилотов региона.

В аэропорту Николай Асанов отработал 55 лет, из которых 32 года находился за штурвалом самолёта. За это время он провёл в полёте 24 тысячи часов! В 2011 году вышел на заслуженный отдых с административной должности.

Желание стать лётчиком возникло по наитию, в роду специалистов данного профиля не было.

«Наш дом стоял неподалёку от старого аэродрома, и каждый раз я с замиранием сердца смотрел на пролетавшие самолёты. Представлял, как однажды и сам буду управлять машиной с крыльями», – вспоминает Николай Ананьевич.

Когда будущий лётчик учился в 10-м классе, начал заниматься в местном аэроклубе, полностью освоил его образовательную программу.

«Далее продолжил обучение уже от военкомата, – рассказывает собеседник. – Летом мы жили в палаточном лагере и проходили тренировку на двухместном самолёте УТ-2. Пока постигали азы профильных наук, пришёл приказ от Министерства обороны, согласно которому 18 человек нужно было направить в гражданскую авиацию. Я оказался среди них. С парнями поехали в училище, находящееся в Бугуруслане Оренбургской области. Два года учились на По-2. Раньше больших самолётов и не было».

После получения свидетельства пилота Николай Ананьевич уехал в Новосибирск, где располагалось управление гражданской авиации.

«В ту пору в Кемерове только начал образовываться аэропорт, и мы с товарищами попросили перевести нас в родной город. Тогда были только маленькие самолётики: Ан-2 и По-2. Там тоже прошли подготовку у инструкторов, сдали экзамены. После на По-2 начал возить почту по области: в Новокузнецк, Прокопьевск, Мариинск», – добавил Николай Асанов.

Когда новички налетали определённое количество часов, им доверили перевозить пассажиров, кстати говоря, на этом же самолёте.

Выполнял пилот и санитарные задачи: перевозил больных, пострадавших. Где только ни приходилось садиться. Подходящую площадку сам подбирал с воздуха.

«Самое главное было – не сесть на припорошённые снегом пни», – объяснил лётчик.

Занимался он и опылением полей на кукурузнике.

«Летали даже в Казахстан в разгар сезона заготовки хлопка», – вспоминает земляк.

Через некоторое время в Кемерове появились самолёты Ан-24.

«Когда в городе построили новый аэропорт, начали летать оттуда. Кстати, на Ан-2 я полетал недолго: года четыре. Бывало, что в перерывах между рейсами рыбачили неподалёку от места стоянки. Однажды даже повстречались с медведем. Благо он напугался нас не меньше, чем мы его… Потом перешёл как раз на Ан-24. Этот самолёт уже порядочный, скорость – 450 километров в час. Рейсы у нас были в Красноярск, Иркутск, Алма-Ату, Ташкент. На этом самолёте возили пассажиров. Позднее парк пополнили Ан-26 – это чисто грузовые воздушные суда. На нём летали по России: возили груз в Мурманск, Дикси, Комсомольск-на-Амуре, Магадан, Анадырь, на Чукотку, словом, где только ни были. Конечно, с грузом летать спокойнее, чем с пассажирами», – объяснил Николай Ананьевич.

Экипаж Ан-26 состоял из командира, двух пилотов, бортмеханика, штурмана, бортпроводника, радиста и оператора.

«Командир и бортмеханик – железный состав, они не менялись, всегда были вместе», – уточнил кемеровчанин.

Часто экипаж мучили грозы.

«Был случай, когда по прямой трассе не могли попасть в Москву. Нам помогали зайти с другого коридора… Также тяжело встречать рассветы, нужно себя контролировать, чтобы не уснуть. Но у нас коллектив был большой, поэтому знали, как действовать», – рассказал Николай Ананьевич.

Кстати, по его словам, пилоты – люди несуеверные, вопреки многим слухам.

«В 1960-х годах в кемеровском аэропорту появились новые самолёты: Ту-154, Ил-76», – добавил собеседник.

Сейчас Николай Арсанов выступает за активное долголетие: регулярно занимается спортивной ходьбой. На протяжении всей жизни катался на лыжах и посещал бассейн.

«Если бы я не стал пилотом, всё равно нашёл бы работу в аэропорту. Авиация всегда в почёте. Профессия лётчика сложная. Времени на раздумья нет, поэтому он должен всё знать и во всём разбираться. Я люблю самолёты. А сейчас Международный аэропорт имени Алексея Леонова вообще не узнать. Стал таким добротным, красивым, удобным, комфортным, просторным. Коллегам в преддверии праздника желаю прежде всего крепкого здоровья – оно главное в нашем деле. Также желаю семейного счастья, благополучия. Чтобы не забывали друг друга и как можно чаще встречались и поддерживали», – обратился к коллегам Николай Асанов.

Справочно

Николай Асанов награждён орденом Красного Знамени, нагрудным знаком «Отличник Аэрофлота», нагрудным знаком отличия «За безаварийный налёт часов», юбилейной медалью «100 лет гражданской авиации России».

Оригинал статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *