Интервью с начальником Северного межрайонного отделения ПАО «Кузбассэнергосбыт» Дмитрием Карповым.
Мы давно не задумываемся, включая дома свет или бытовую технику в розетку, благодаря кому по проводам наших квартир бежит электрический ток. Между тем целая цепочка предприятий обеспечивает нас электричеством: генерирующие, сетевые и сбытовые компании. Крупнейший поставщик энергии Кузбасса – ПАО «Кузбассэнергосбыт». Оно состоит из Центрального, Южного, Восточного и Северного отделений, обеспечивающих электроэнергией всю область. Сегодня, в преддверии Дня энергетика, о трудностях и радостях работы мы говорим с начальником Северного межрайонного отделения Дмитрием Карповым.
– Дмитрий Владимирович, знаю, что Вы уже на этапе выбора профессии отдали предпочтение энергетике. Почему именно она?
– Энергетика – это одна из основных отраслей экономики. В университет я поступал в 1995 году. Ни для кого не секрет, что для страны это были сложные времена. Естественно, при выборе будущей профессии я делал ставку на надежность. А энергетика – та структура, которая везде есть и будет работать всегда. Электроэнергетику можно сравнить с кровеносной системой человека: в каждый удаленный уголок страны должны вести линии электропередачи. На любом предприятии должен быть специалист, который обслуживает электроустановки. Неудивительно, что даже в те годы такие специалисты были востребованы.
Да и сегодня выпускники энергетических вузов нарасхват. Даже в нашей компании чувствуется нехватка квалифицированных кадров. Мы принимаем сотрудников, но поскольку сбытовая деятельность довольно специфическая, нам приходится обучать их. Суть работы нашей компании – обеспечить поставку электроэнергии потребителям. Мы как гарантирующий поставщик рассчитываемся с генерирующими, сетевыми и инфраструктурными организациями, поэтому нам важно обеспечить своевременное поступление оплаты от клиентов – мы контролируем расчеты с конечными потребителями: гражданами и юридическими лицами.
– Что дается труднее всего на поприще сбыта электроэнергии и как вы решаете проблемы?
– Помню, когда я пришел в «Кузбассэнергосбыт» в 2000 году, для меня было открытием, что потребители, заключившие договор и получившие по нему услугу, не рассчитывались за нее. В моей семье воспитание было совсем другим. Еще мои бабушки, в какое бы тяжелое время не жили, получая деньги, в первую очередь платили за свет и воду. Наверное, самым сложным было понять логику должников, чтобы работать дальше.
Сегодня для решения проблем государство дает нам набор законодательных инструментов. Начинаем мы с индивидуальных подходов к каждому клиенту, заканчиваем более жесткими мерами: это отключение электроэнергии, подача исковых заявлений в суд вплоть до серьезной административной ответственности. За каждым юрлицом закреплен инженер-инспектор. К гражданам выезжают контролеры, специалисты по работе с потребителями осуществляют дистанционную работу по телефону и электронной почте. Быть не может, чтобы потребитель не знал, что у него задолженность, и какие-то предложения по урегулированию ему не поступали.
– Есть такое понятие как клиентоориентированность…
– Совершенно верно. Наша задача не отключить, а урегулировать все спорные вопросы. Мы прекрасно понимаем, что ситуации случаются разные. Но ведь и наш ресурс ограничен, мы своевременно платим нашим контрагентам и не можем бесконечно предлагать потребителям рассрочки.
– Дмитрий Владимирович, в каком, на ваш взгляд, положении кузбасская энергетика сегодня? Чем можете похвастаться?
– Честно говоря, энергетики хвастаться не привыкли. Наша работа направлена, прежде всего, на надежность электроснабжения, на устойчивость энергосистемы. Можно, конечно, говорить о высоких показателях, но они не играют большой роли. Главная задача – обеспечить потребителю надежную поставку электроэнергии. Для этого нужно, чтобы каждый клиент и, соответственно, мы исполняли условия договора электроснабжения. Вот и все.
Кузбасская энергетика, независимо от времени года, в условиях перепада температур, ураганных ветров и снегопадов – а это всегда в Сибири было, справляется со всеми трудностями и достойно выходит из сложившейся ситуации.
Если случается порыв, технически его исправляет сетевая компания. Но нередко потребители при аварийной ситуации обращаются к нам. Мы оперативно связываемся с сетевой компанией, узнаем, что случилось, когда авария будет устранена, и обязательно даем обратную связь.
– Зажигать свет в домах кузбассовцев – дело ответственное. На что опираетесь в ежедневной рутине?
– Естественно, на коллектив. Хочу выразить благодарность своей команде. У нас сегодня в отделении трудится 110 человек. Все разные, но каждый способен справиться со всеми задачами. Я могу положиться на любого руководителя и специалиста. У нас очень дружный работоспособный целеустремленный коллектив. Доверяю им на все 100%.
Много наших сотрудников уже вышли на пенсию, отдав отрасли не один десяток лет. Мы поддерживаем контакт с ними, встречаемся на мероприятиях, поздравляем с праздниками.
– Как руководитель каким образом выстраиваете отношения с подчиненными?
– Существует две крайности: тотальная диктатура и принцип «своего парня». Мне кажется, нужно искать баланс. Своим парнем быть не удастся в принципе, когда ты начальник. Полностью абстрагироваться от коллектива и говорить с позиции силы тоже нельзя. К таким руководителям доверие рано или поздно исчезнет. К тому же крайне важно поддерживать контакт со своими сотрудниками. Так и рабочие моменты решать проще, и опытом делиться.
– На работе команда, а дома кто и что вдохновляет вас добиваться успеха?
– Мой тыл – это семья. После работы дома можно отвлечься от производственных задач. Стресс я стараюсь оставлять в офисе и в семью его не несу. Бывает, что обращаюсь за советом к супруге. Елена абсолютно во всем меня поддерживает. Я благодарен ей за это. У меня двое сыновей, старшему Герману 12 лет, младшему Артему 5. Очень дружные, веселые ребята. Дома всегда есть чем заняться. Дети, особенно старший, разделяют и мои хобби. Я часто выезжаю на рыбалку, люблю охоту. Посещаем Томскую область, на кузбасских реках тоже бываем. На первой совместной рыбалке с сыном Германом был любопытный момент. Мы выехали компанией в несколько семей. Так вот он «обловил» всех и старается сохранять лидерство до сих пор. Детям я бы не хотел диктовать выбор профессии, хотя не против, чтобы они шли по моим стопам.
– В каком настроении будете отмечать профессиональный праздник? Как веселятся энергетики?
– Ко дню энергетика мы награждаем отличившихся сотрудников. Очень приятно видеть весь коллектив вместе, ведь приезжают работники участков из других городов. Нынешний год в связи с пандемией отличается от прочих. Мы, конечно, соберем людей, поздравим, вручим награды. А затем каждый сотрудник отпразднует дома в семейном кругу. Уверен, при сложившейся ситуации – это самое разумное решение.
– Дмитрий Владимирович, что вы пожелаете коллегам, поздравляя их с профессиональным праздником?
– Всем энергетикам, независимо от сферы деятельности их компаний, желаю не останавливаться, постоянно двигаться вперед к своей цели и в работе, и в личном развитии. И конечно же, хочется пожелать нашим сотрудникам и их семьям тепла, света и здоровья – это самое важное.
для справки
Северное межрайонное отделение под руководством Дмитрия Карпова. Дата образования отделения: 29 апреля 1997 года. В его составе четыре обособленных подразделения с офисами в Кемерове, Топках, Юрге и пгт Крапивинском. Северное отделение обслуживает более 105 тысяч граждан-потребителей и более трех тысяч юридических лиц.