6 декабря 2021 | Надежда Бойкова

На выставке представлено малоизвестное направление творчества Марка Шагала – библейские зарисовки. Фото Фёдора Баранова.

Имя этого художника знает большинство, однако в России нечасто проводят выставки его работ. Подлинники Шагала есть далеко не в каждом музее. При жизни плодотворно работавший, безбедно живший Мовша Хацкелевич до сего дня не имеет полного каталога созданных им полотен. А уж о серии литографий, которые представлены сегодня в Кузбасском центре искусств, вообще мало что известно. Мы говорим о зарисовках к Ветхому Завету и эскизах витражей «Окна Иерусалима».

Тайна Ветхого Завета

Российско-французский гений Шагал – еврей по национальности. С рождения он воспитывался в традициях своего народа, знал Тору, Талмуд и древ­не­ев­рей­ский язык. Посещал с семьёй синагогу. Однако, как он признавался сам позднее, Библию тогда он не понял, а лишь мечтал о ней.

«С ранней юности я был очарован Библией, – писал он. – Мне всегда казалось и кажется сейчас, что эта книга является самым большим источником поэзии всех времён. С давних пор я ищу её отражение в жизни и искусстве. Библия подобна природе, и эту тайну я пытаюсь передать».

Шанс познакомиться с древней книгой поближе представился художнику, когда известный французский издатель, куратор выставок, галерист и искусствовед первой половины XX века Амбруаз Воллар дал ему заказ на изготовление серии иллюстраций к Ветхому Завету.

Надо сказать, этот Воллар – немаленькая фигура в развитии и расцвете живописи авангардизма. Он тот, благодаря кому мир научился любить Пикассо и других мастеров, но что ещё более важно, Воллар заставил людей покупать картины авангардистов за большие деньги.

Чтобы выполнить заказ качественно, Шагал отправился с семьёй в путешествие по Палестине, Сирии и Египту. Он хотел пропитаться темой, «увидеть Библию», чего и достиг успешно: поездка побудила его создавать картины на вет­хо­за­вет­ные темы, которые мир позже будет знать как «Библейское послание». Увидеть их сегодня можно в созданном самим автором музее в Ницце.

Что касается зарисовок к Библии, гений начал работать над ними в 1930-е годы, а закончил в 50-е. Специально для этого он овладел техникой литографии.

– Изготавливаются камни-формы, затем на них сто, двести, триста раз печатаются копии одного сюжета, то есть это ограниченная печать, – пояснил начальник экспозиционно-выставочного отдела Кузбасского центра искусств Семён Родионов. – Затем камни или уничтожаются, или хранятся в музеях. Литографии продаются в коллекции. Всё это оттиски с оригинального камня, сделанного Марком Шагалом, им же отпечатаны. Литография не может быть перепечатана.

Специалисты центра искусств расположили работы в порядке, совпадающем с хронологией библейских событий. Всё начинается с сотворения мира.

Работы умело подчёркнуты трековым светом, краски играют, образы будто оживают на плоскости. Сложно соотнести технику Марка с техникой других великих гениев авангардизма. Это не Малевич с его полной безόбразностью и не Пикассо, разлагающий все природные формы на примитивные геометрические фигуры. Кто-то может назвать стиль Шагала отчасти наивным искусством, но и тут нет стопроцентного попадания.

– Важна не только техника, важны сюжеты и то, как они переданы, – говорит Семён Родионов. – Интересно выбран сам художественный язык. Мы выстроили экспозицию совместно с приглашёнными специалистами из Знаменского собора. Так вот, даже они не смогли понять, что здесь и где. Перед нами образы. Мы видим наивность, но и экспрессию, динамику – всё то, что завещал нам авангард. Мы погружаемся в содержание, перед нами встаёт тот сюжет, который описан подле каждой зарисовки.

Действительно, каждая литография снабжена отрывком из Ветхого Завета. Имена его героев у многих на слуху, все мы что-то да слышали об Адаме и Еве, Каине и Авеле, Моисее, Давиде, Соломоне, а потому тёплая камерная экспозиция в центре искусств отзовётся в сердце любого зрителя.

Подарок еврейскому народу

Санкт-Петербургский «Арт-Центр» привёз в Кузбасс 64 подлинные литографии руки Марка Шагала. Среди них есть 24 работы из серии «Окна Иерусалима». Это эскизы витражей для синагоги при госпитале в Иерусалиме. Каждый из сюжетов представлен дважды.

– Одна часть – это эскиз витража, – рассказывает Семён Родионов. – Здесь видно, как сложна, продумана, выверена и структурирована его работа. То, как состыковываются краски, как они играют, абстрактная часть на эскизе – чистый авангард. Затем Шагал изготовил витраж, а после сделал ещё и литографию витража – то, что вы видите на второй части. Совершенно другой взгляд автора мы наблюдаем в его поздних работах по сравнению с самой известной его картиной «Над городом».

На открытии этой синагоги при госпитале Марк Шагал отметил, что еврейский народ всегда мечтал о библейской любви, о дружбе и мире среди всех людей. «Я надеюсь, что я здесь для того, чтобы протянуть руку представителям культуры, поэтам и художникам, живущим со своим народом», – говорил он.

Двенадцать окон посвящено истории двенадцати колен Израилевых. Специалисты рекомендуют изучать их, принимая во внимание личную историю мастера и его причастность к еврейскому народу.

«Всё время, пока я работал, – рассказывал Марк, – я чувствовал, что мой отец и моя мать смотрят из-за моего плеча, а за ними те миллионы евреев, которые исчезли недавно и тысячи лет тому назад».

Шагал приезжал заранее и смотрел, где будут располагаться витражи, чтобы быть уверенным в правильном их освещении. Он применил специальную технологию нанесения пигмента на стекло – до трёх на одной панели. Это наполнило каждую работу множеством переливов и оттенков. Фигуры животных, рыб, цветов, еврейские символы, наполненные солнечным светом, словно движутся по прозрачному стеклу, наполняя своды синагоги волшебством и тайной.

Везде свой

Марк Шагал родился, жил и работал в Витебске, тогда входившем в состав Российской Империи, сегодня относящемся к Республике Беларусь. Витебск – мощнейший лейтмотив всего творчества мэтра. Можно сколько угодно говорить, что Шагал его ненавидел, рвался покинуть, но витебские дома, заборы, люди всегда просачивались в его работы, жил ли он во Франции, или в другой стране.

Ещё до того, как отправиться в Париж, Марк Шагал открывает в родном городе художественный университет. Витебск даже считался столицей авангарда в России. К Шагалу едет много других художников, чтобы работать вместе. Прибыл в Витебск за вдохновением и компанией единомышленников даже сам Казимир Малевич.

Многим нравится считать Марка Шагала «своим» автором. Он и еврей, и россиянин, и француз, и белорус, по сути. Но почему он везде свой? На его полотнах не всегда легко можно точно определить, какой город какой страны на них изображён.

Шагал сложнее, чем авангард как таковой. Неспроста, когда он трудился вместе с Малевичем в Витебске, большинство учеников перешло от первого ко второму, поскольку супрематизм Казимира был живописцам понятнее, чем многожанровый стиль Марка.

Находчивые галеристы центра искусств оформили выставку двумя фильмами. По традиции на стены зала подаются цифровые проекции. Первый трёхминутный ролик рассказывает об основных этапах жизни и творчества гениального мастера. Другой, расположенный в кульминационной точке экспозиции, растягивается на 20 минут и погружает смотрящего в ветхозаветные тайны Шагала со всей полнотой.

Кстати, найти фильм было непросто, поскольку, как мы уже отметили, почти ничего неизвестно о библейских зарисовках Шагала. Тем не менее удалось создать диджитал-часть, анимировать её, и теперь познакомиться с этим направлением творчества автора стало проще в стенах Кузбасского центра искусств.

От этого сам Шагал проще не становится. Как не может до конца быть понятным смысл ветхозаветных историй, отображающих уход человека от бога.

64 работы пробудут в Кемерове до 10 января. Выставку можно посетить по Пушкинской карте. В центре искусств проводятся экскурсии, а также имеется новинка – портативные аудио­ги­ды.

Для посещения мероприятий необходимо предъявить QR-код вакцинированного от COVID-19 или переболевшего либо отрицательный результат ПЦР-теста.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo