В кемеровском детском саду № 14 проходят персональные выставки воспитанников. Дошколята группы «АБВГДЕйки» загодя готовятся к экспозициям, каждый из них выбирает своё направление. Такой опыт публичной презентации, общение со «зрителями» развивает детей. Инициатором выставочного проекта стала воспитатель группы Юлия Лушникова. Педагог творчески подходит к своей работе, постоянно участвуя в различных практикумах, тренингах, конкурсах и проектах. Юлия Владимировна уверена, что игра является ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника. Главное – опираться на интересы ребёнка, пробуждать в детях любопытство, удерживать их вовлечённость в обучающие и просто увлекательные сюжетно-ролевые игры.
– Юлия Владимировна, какая цель у персональных выставок?
– Основное – формирование у детей положительной самооценки, выставка – эдакая форма презентации достижений ребёнка.
– Как всё это происходит?
– В группе отведено место для размещения творческих работ. Ребёнок при участии педагога и родителей оформляет выставку, размещая рисунки, аппликации, поделки из природного материала, работы из пластилина, глины, гипса, картины из страз, атласных лент, пряжи.
– Всё как у взрослых!
– Да (улыбается. – Прим. авт.). Будущая экспозиция анонсируется с помощью листовок, объявлений, созданных ребёнком и творческой группой помощников. В торжественной обстановке автор объявляет об открытии выставки, рассказывает о своих работах, технологии создания, делится своими эмоциями, отвечает на вопросы детей. Творческая выставка каждого дошколёнка проходит на протяжении двух недель, затем её сменяет другой автор. И обязательно участнику персональной выставки вручается диплом для пополнения копилки своих достижений.
– Такая презентация творческих работ даёт толчок к чему-то?
– Точно могу сказать, что презентация является своеобразной точкой, от которой ребёнок начинает ощущать свою значимость, видит свои достижения в творчестве. И это, несомненно, стимулирует юное дарование на развитие большей креативности, повышает его самооценку, даёт прекрасную возможность показать свои скрытые таланты.
– А есть какая-то польза для детей-зрителей?
– Конечно! Это же уникальная возможность увидеть своего друга с другой точки зрения, а для кого-то даже стимул попробовать себя в этом виде деятельности.
– Сколько выставок уже у вас прошло? И кто чаще проявляет инициативу: девчонки или мальчишки?
– С начала учебного года прошло уже десять выставок, готовится одиннадцатая. Девочки проявляют большую активность и инициативу. Они приносят рисунки, выполненные карандашами, красками, аппликации из бумаги, ниток, лент. Особая роль отводится созданию украшений: браслеты из бусин, серёжки из смолы, заколки из фетра и бусин. Большой интерес ребята проявили к рассказу одной из девочек о том, как она делала новогодний сувенир в баночке с блёстками. Каждый покрутил в руках, выразил восхищение и желание сделать такой же. У мальчиков выставки немного скромнее. Большая часть выставочных работ – это постройки из мелкого конструктора и модели транспорта из пластилина. Девчонки на первый план выводят красоту, необычность работы, техники исполнения. Мальчишки же меньше стремятся к эстетике, им важна техническая сторона! Чаще они сооружают машины будущего, самолёты с необычными функциями, роботов. В других группах нашего детсада выставки работ детей, конечно, тоже делают, но организуем персональные выставки пока только мы. Эта особенность связана с тем, что именно в нашей группе используются технологии довольно известной среди педагогов программы «ПРОдетей», одним из основных направлений которой является поддержание инициативы детей. А ещё мы планируем создать музей детского творчества. Чтобы эти персональные выставки не исчезали.
– Как ещё вы помогаете воспитанникам развивать в себе личные качества, креативность, самостоятельность?
– У нас успешно реализуется проект со скромным названием «Звезда группы». В начале учебного года в ходе дискуссии мы с ребятами обсудили, какими хотели бы видеть они свои шкафчики в приёмной. Большая часть мальчишек и девчонок пожелала исключить однотипные картинки с животными, игрушками и номерками, заменив их на свои фотографии. Вместе с родителями мы подготовили яркие плакаты, на которых разместили фото детей, подписали их любимые занятия, мечты, достижения. Таким образом, каждый дошколёнок не только заявил о себе, но и узнал много нового о своих одногруппниках. И я наглядно вижу, что такая форма работы выбрана не зря – она способствует появлению у детей чувства уверенности, помогает им «расцвести», проявить индивидуальность, поверить в свои силы и возможности.
Создание пространства для развития детской инициативы – вот какая главная задача воспитателя. Для этого мы в группе, к слову, организовали целых восемь центров активности: науки, искусств, сюжетно-ролевой игры, грамоты и письма, математики и манипулятивных игр, конструирования и спорта. Все материалы для ребят размещены в открытом доступе, что позволяет дошколятам самостоятельно использовать их в активное время, а затем самостоятельно же убирать на место. Коробки, контейнеры и полки для хранения обозначены соответствующими наклейками с надписями, поэтому дети легко находят нужный предмет и так же легко убирают его на место после. Одна примечательная деталь – все надписи сделаны детской рукой. Такая организация предметно-пространственной среды помогает ребятам реализовывать собственные замыслы, формирует привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия, приучает свободно пользоваться игрушками и пособиями.
на заметку
Главное назначение выставок – это формирование у ребёнка положительной самооценки и внутренней мотивации к достижениям. Ведь как важно заметить что-то хорошее, а не акцентировать внимание на том, что ещё не умеешь. Детские рисунки и поделки могут о многом рассказать родителям, о том, как развивается ребёнок, каков его внутренний мир. Работа над оформлением экспозиции выставки, подготовка и проведение её презентации позволяет сблизить всех её участников: родителей, педагога, ребёнка и его сверстников.
Подготовила Анна Тимощук.