Всё, что нужно знать о повышении цен на проезд в Кузбассе

18 января 2022 | Георгий Фадин

Фото: пресс-служба АКО

С 15 января кузбассовцы начали испытывать лёгкую грусть, заходя в общественный транспорт. Причина  – повышение цены проезда до 25 рублей при безналичной оплате и 30 рублей при оплате наличными. Новость о повышении цен стала неожиданной для многих жителей региона, во многом и за счёт времени, когда произошло событие. Распоряжение о повышении стоимости проезда на официальном сайте Правительства Кузбасса датировано 30 декабря 2021 года. На тот момент актуальней были новости о новогодних праздниках, и многие узнали о повышении цен уже после выходных.

Как бы то ни было, новые тарифы — это реальность, в которой нам предстоит жить. Поэтому мы решили обобщить всё, что знаем о кузбасском транспортном ноу-хау. А тут ещё и ответ на наш запрос в областной Минтранс подоспел. Так что попробуем ответить на ключевые вопросы, связанные с повышением.

Фото: Сергея Гавриленко.

Что изменилось?

Ещё при наличном расчёте школьники и студенты должны будут платить 18 рублей за билет, пенсионеры 15, все остальные 30. А при оплате транспортной картой, проезд для учащихся будет стоить 14 рублей и 12 для пенсионеров. Стоимость транспортной карты для всех составит 70 рублей.

Кроме того, власти ввели систему проездных. Для школьников и студентов месячный проездной будет стоить 700 рублей, недельный — 252, суточный — 84. Для пенсионеров: месячный — 600 рублей, недельный — 216, суточный — 72 рубля. Прочие граждане: месячный — 1250 рублей, 450 — недельный и 150 — суточный.

Почему так резко?

Раньше о повышении цен информировали за несколько месяцев до события. Например в 2018 году распоряжение о повышении цен на проезд было подписано в декабре, но работу по информированию кузбассовцев правительство начало ещё в октябре. Начальник управления по работе со СМИ специально встречался с руководителями региональных СМИ, вследствие чего жители Кузбасса были осведомлены об изменениях тарифов заранее.

Но в 2021-м печальная новость рухнула на голову ещё не отошедших от праздников кузбассовцев комом слежавшегося январского снега. Мы решили поинтересоваться у Минтранса, почему на этот раз власти уведомили населении в такие сжатые сроки.

— Постановление Региональной энергетической комиссией Кузбасса о повышении предельных тарифов на проезд в общественном транспорте было принято 30.12.2021 года. Говорить об изменении стоимости проезда до этого времени не было оснований, – ответили в Министерстве Транспорта.

Просим запомнить этот ответ, мы ещё вернёмся к нему.

Фото: Администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа.

Зачем вообще повышать плату за проезд?

Стоимость проезда и раньше повышалась по вполне логичным причинам. Во всей стране растут цены на энерго-ресурсы и услуги, необходимые для обслуживания транспорта. Но раньше скачки цен в Кузбассе не были такими болезненными — на 4-5 рублей, не больше. В 2022 году многих смутил резкий подъем цены с 20-22 рублей до 30, фактически на 50%. Но, стоит отметить, что тут речь идёт именно о наличной оплате. При оплате проезда банковской или транспортной картой для жителей Кузбасса стоимость составляет 25 рублей. Тем не менее, мы решили уточнить причины повышения цен.

— За истёкший с последнего повышения тарифов период (2018 – 2021) произошло существенное удорожание всех материальных ресурсов (топливо, электроэнергия, запчасти) и услуг, необходимых для жизнедеятельности пассажирского транспорта. Изменение тарифов напрямую связано с необходимостью компенсации экономически обоснованных расходов транспортных компаний-перевозчиков. При этом важно отметить, что бюджет области также продолжит частично компенсировать эти расходы, – объяснили в Минтрансе.

От себя также добавим, что среди собеседников наших репортёров есть и работники общественного транспорта в Кемерове. Многие из них жалуются на местами устаревшую технику, постоянно требующую ремонта. Сейчас в городе идёт преобразование системы транспорта, обновление техники также проходит по всей области. Поэтому рост цен также связан и с приходом в область нового транспорта, который требует средств для закупки, доставки и других расходов.

Министерство объяснило рост цен, но тут же возникает новый вопрос. Помните, мы просили вас запомнить, что, по словам министерства, уведомлять жителей раньше не было необходимости. Здесь же отмечается, что рост цен на ресурсы наблюдался в период 2018-2021 года. И новый транспорт поступает в область уже не первый год. То есть причины для повышения прослеживались задолго до распоряжения. Вопрос повышения стоимости наверняка возник не за пару минут. Увеличение платы за проезд явно не было неожиданностью для министерства, но стало неприятным сюрпризом для большинства кузбассовцев. В связи с чем мы задались вопросом: если причины для повышения появились уже давно, то почему жителей решили уведомить всего за две недели до изменений?

— На сегодня себестоимость одной поездки пассажира составляет 40 рублей. То есть действующая плата за проезд (20 рублей) лишь на 50 % компенсирует затраты перевозчиков. Рост стоимости проезда на 50 % — до 30 рублей, это максимальный рост и применим только к расчётам за проезд в наличной форме. Оплата проезда безналичным способом обойдётся пассажиру в 25 рублей, что на 5 рублей дороже действующего сейчас тарифа.

Если учесть безналичный расчёт, то рост цен и впрямь выглядит не таким резким. Однако, подобное повышение заметно отразилось на тех, кто всегда избегал безналичной оплаты: таких людей очень много среди пожилых жителей Кузбасса. Уже с первых дней повышения цен наши журналисты становились свидетелями жалоб со стороны старшего поколения. Для них стоимость проезда выросла не на 3-5 рублей, а на 8-10, что ощутимее и неприятнее. Впрочем, это проблема решаемая, хоть переход на безналичную оплату многим  пожилым людям и дастся тяжело.

Фото: Фёдора Баранова.

Почему наличными — дороже?

Кроме того, возник вопрос: зачем вообще делать разный ценник для наличной и безналичной оплаты.

— Это сделано с целью стимулирования пассажиров переходить на безналичную оплату стоимости своего проезда, так как безналичная оплата проезда позволяет обеспечить прозрачность финансовых потоков, даёт возможность более точного учёта количества перевозимых пассажиров. Оплата проезда безналичным способом делает процесс оплаты проезда более удобным и доступным для пассажиров.  Пассажирам не нужно «искать мелочь по карманам» и обналичивать средства перед каждой поездкой в общественном транспорте, – объяснили в Минтрансе.

Тут же возник новый вопрос, насколько данная мера допустима с точки зрения законодательства. Тем более, в 2019 году был прецедент, когда скидка при оплате банковской картой была признана незаконной и отменена.

— Постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса прошло процедуру согласования в органах Прокуратуры и Юстиции в установленном порядке, — заверили в Минтрансе Кузбасса.

Правовые ведомства не высказали нареканий, однако у нас опять возник риторический вопрос. Зачем вообще вводить разницу в оплате наличными и безналом? Большинство людей и так предпочитают наиболее удобный способ, и в современных автобусах с кондукторами безналичная оплата – самый заманчивый вариант. А вот в условиях забитого под завязку ПАЗика многим комфортнее передать несколько наличных, а не пробираться до водителя или доверять незнакомцам и передавать карту. Возможно, со временем такая мера будет оправдана, за счёт обновления транспорта и удобства безналичной оплаты. Но сейчас повышение цены при оплате наличными явно не поспособствует большей прозрачности финансовых потоков, но наверняка осложнит жизнь кузбассовцев.

Фото Федора Баранова.

А что у соседей?

Повышение цен на энергоресурсы и обслуживание не локальный процесс: цены растут по всей России. Поэтому мы решили оценить стоимость проезда в других регионах, в особенности у ближайших к Кузбассу соседей.

Начнём с регионов с самыми дорогими ценами за проезд. Тут ожидаемо лидируют Санкт-Петербург и Москва. При оплате наличными или банковской картой самый дорогой проезд в Петербурге – 55 рублей. Однако при оплате местной транспортной картой проезд стоит 36 рублей. В Москве ценовой разброс меньше: 46 при оплате картой или наличными и 42 при оплате транспортной картой. Самая низкая стоимость проезда в Калмыкии: 14 рублей при оплате транспортной картой, 15 при оплате банковской картой и 17 при оплате наличными.

А вот по сравнению с соседями Кузбасс мало чем отличается. Начнём с тех, у которых проезд стоит дешевле. В Республике Алтай и Хакасии поездка обойдётся в 20 рублей. А вот в Новосибирской области проезд стоит почти столько же: 25 на трамвае или троллейбусе и 26 на автобусе. В Алтайском крае билет стоит 28 рублей, а в Томске 30. Наибольшее повышение цен в Красноярском крае – 32 рубля.

Как видно, стоимость проезда в Кемерове несильно отличается от соседних регионов. По сравнению с большинством он даже дешевле. Кроме того, рост цен за проезд этой зимой также наблюдался и у соседей. В каких-то регионах цены повысили ещё в декабре. Поэтому рост цен за проезд — актуальный вопрос не только для Кузбасса.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo