Важные люди в жизни наших детей в эти выходные отмечали свой профессиональный праздник – День работников дошкольного образования. Именно в детсаду, с воспитателями, наши ребятишки приобретают первые знания, умения и навыки, проходят адаптацию. А что изменилось за то время, когда мы сами из детей превратились в родителей? Ирина Ивановна Белозерова (воспитатель младшей группы «Ладушки» кемеровского детсада №14) вот уже более 40 лет встречает мальчишек и девчонок на своем рабочем месте. Она поделилась своими наблюдениями.
Всегда любила маленьких детей. Наверное, поэтому и стала воспитателем. Начинала работу с яслей. Сейчас детей до года берут только в какие-то частные сады, а раньше система была отлажена и в государственных. А все для того, чтобы мамы могли выйти раньше на работу. Хорошо ли это, или нет, – не мне судить. Но ребятишки у нас были не обделены вниманием: в манеже – «ползунки», в другом – те, кто уже начинал делать первые шаги. Подгузников раньше не было, но наготове всегда была внушительная стопка запасных штанишек.
Уход и присмотр. Это то, что раньше было в приоритете. А сейчас акцент делается на обучение и развитие. Время очень динамичное, дети стали гораздо развитее. Во многих садах есть дополнительные занятия, на которых они могут поплавать, заняться хореографией, физкультурой, рисованием, шахматами. Так можно понять, к чему есть способности у дошколенка. Очень здорово, что темы для развивающих занятий в наше время можно черпать в интернете. Столько интересных и новых техник для поделок, рисования! Даже пластилин и карандаши можно выбрать такие, чтобы не пачкали руки детей и парты.
Режим всегда есть и будет. От этого зависит правильное распределение сил и энергии у малышей. Дети, к которым нужен индивидуальный подход, были всегда. Но сейчас их гораздо больше. Кстати, сейчас больше и аллергиков. В работе всегда выбираю продуктивную деятельность, потому что вижу, что детям больше нравится творить. Ребятишки во все времена были разные и в развитии, и в самообслуживании. На самом деле, навыки приобретаются быстро, потому что рядом всегда пример товарища, но нет мамы (которая моментально реагирует на ребенка и делает всё за него).
С детьми не скучно. Это и смешные высказывания, и поступки. Утренники одни чего стоят! Кстати, раньше все были зайчиками и снежинками, а сейчас – феи и единорожки, бэтмены и черепашки-ниндзя (все это очень интересно). Конечно, мы играем вместе. Девчонки могут мне косички заплести, я часто бываю у них в «парикмахерской». Так идёт сближение и понимание между ребенком и взрослым. Ребятишкам вообще очень нравится, когда педагог исполняет какую-то роль, в этом случае они легко и быстро копируют и повторяют.
Про профессию. Она требует необыкновенной самоотдачи и преданности. И самая высокая оценка труда – это доверие ребёнка и простое человеческое «спасибо» родителей. Раньше воспитателей очень уважали. Родители были благодарны уже за то, что ребенок под присмотром целый день был в саду. Сейчас родители – очень разные, очень много «продвинутых» в хорошем смысле этого слова. Никогда не конфликтую, понимаю, что каждый ребенок – лучший для своих мам и пап. И просто нужно знать особенности малыша, чтобы найти к нему подход. Ведь главное – детей надо любить и понимать, проживать вместе с ними любые события и моменты. Они очень чуткие создания и сразу распознают обман. Иначе в эту профессию идти не стоит.
Воспоминания мам и пап
Лариса К.: «Я помню, что в сад надо было вставать жутко рано. Дома холодно, а в постельке тепло. И просыпалась я под гимн СССР по радио (в 6 утра!). Садик на другом конце города, ехать целый час (я сижу в полном троллейбусе на коленях у какой-то тетеньки). Как хорошо, что у моей дочери детский сад во дворе. Новый и очень уютный. А в саду ждала Любовь Григорьевна, она научила меня завязывать шнурки».
Ирина П.: «Почему-то так всегда было. Одна воспитательница добрая, а другая – строгая. Добрая – Лариса Теодоровна, всегда помогала застегивать пуговицы на кофточке. На полдник давали теплое молоко с пенкой и мягкий пряник. Это было так вкусно! Наших детей такими сладостями не удивишь, да и накормить их стало гораздо труднее. Мы такими привередами не были».
Арсений М: «У меня в детстве был бассейн в саду – это была большая роскошь по тем временам. Вода теплая и пахнет хлоркой, но плавать я любил, быстрее всех переплывал этот «лягушатник».
Дмитрий Г.: «На утреннике я как-то был в тройке «лошадей» (мы изображали зимние месяцы – декабрь, январь и февраль), которая везла ребятам Деда Мороза. До сих пор помню эту радость в груди от столь важной роли. Бежали мы очень старательно. А вот стихи на утренниках читать не любил – очень стеснялся. Кстати, сын пошел в меня – не выманишь его на середину зала. Хорошо, что мы можем побывать у детей на праздниках. К нам родители не приходили, не принято было, наверное».
Анна О.: «А спали мы на раскладушках, так как комната в детсаду была одна. Их после обеда доставали из шкафа, а после сна – убирали. Нянечка Валентина Иванова была добрая, это важно для маленьких детей. А воспитатели нам много книг читали – как же мы любили слушать, сидели на стульчиках и не дышали».
Елена Т.: «Несколько раз родители забывали меня забрать из сада. Каждый надеялся на другого. А телефонов то не было. Ходила с воспитательницей по гостям, потом меня каким-то чудом находили мама с папой. Сейчас такая ситуация кажется невероятной. С детского сада терпеть не могу горошницу и запеканку морковную».