Газификация, льготная ипотека, кредиты для бизнеса, торговые пути на Восток, высокотехнологическое производство, развитие регионов – всё это обсуждалось на Красноярском экономическом форуме «Время Сибири». Важность завершившегося конгресса подчеркнуло внимание к его повестке президента Российской Федерации Владимира Путина, который прислал приветствие участникам мероприятия.
«Для обсуждения актуальных проблем всестороннего развития Сибири, других важнейших вопросов социально-экономической повестки – в Красноярске вновь встречаются представители органов власти, бизнес-сообщества, экспертных кругов из нашей страны и ряда иностранных государств. Насыщенная программа КЭФ, широкие онлайн-трансляции его мероприятий нацелены на то, чтобы ближе познакомить участников с богатейшим промышленным, технологическим, культурным и туристическим потенциалом сибирских регионов, с теми поистине уникальными возможностями, которые открываются перед инвесторами», – подчеркнул Владимир Путин.
Обращаясь к участникам пленарного заседания Красноярского форума, вице-премьер Виктория Абрамченко также отметила важность принятия Стратегии развития Сибири, в которой определены ключевые направления и отрасли развития.
«Сибирь – это уникальный макрорегион с богатыми природными ресурсами, имеет выгодное географическое положение, научную и кадровую базу, что обуславливает высокий потенциал развития. И наша задача – обеспечить рост экономики региона за счёт имеющегося потенциала, развивать инфраструктуру, улучшать экологию и создавать условия для повышения благосостояния населения. Настало время вкладывать свой управленческий опыт, знания и капитал в новую, сильную Сибирь», – сказала Виктория Абрамченко.
Инвестиции в Кузбасс
В рамках деловой программы Красноярского экономического форума-2023 губернатор Кузбасса Сергей Цивилев, возглавивший делегацию региона, подписал соглашения с регионами и важнейшими игроками российской экономики.
«Все соглашения, которые мы сегодня подписываем, усилят устойчивое развитие Кузбасса. Результатом их реализации станут улучшение инвестиционного климата, новая инфраструктура, жилое и социальное строительство, развитие научного потенциала. Расширение межрегионального сотрудничества позволит обмениваться опытом, внедрять лучшие практики других регионов, а также активно запускать импортозамещающие программы – это одна из актуальных задач на сегодня. Мы будем интенсивно развивать производство для потребностей Кузбасса и других регионов», – подчеркнул Сергей Цивилев.
Соглашение с ПАО «Сбербанк России» оговаривает привлечение инвестиций, создание благоприятной предпринимательской среды, формирование экологически ориентированной инфраструктуры (в том числе социальной сферы, транспортной и дорожно-коммунальной отрасли), развитие цифровизации экономики и другие задачи. В частности, документ включает взаимодействие, направленное на повышение научно-образовательного потенциала региона, в том числе в рамках реализации программы деятельности научно-образовательного центра «Кузбасс».
Соглашение о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической и культурной сферах с правительством Тывы заключено на пять лет с момента подписания в связи с окончанием срока предыдущего соглашения, подписанного в 2018 году. Новый план мероприятий по реализации заключённого ранее соглашения с Новосибирской областью продлён на три года – по 2026-й. Документы предполагают сохранение и расширение двусторонних связей в области промышленности, строительства, транспорта и связи, сельского хозяйства, образования и науки, культуры и национальной политики, туризма и в других сферах.
Импортозамещающий проект ООО «Перспективные Технологии» по производству новых видов горнодобывающего оборудования предусматривает инвестиции объёмом не менее 500 млн рублей. Около 100 млн рублей из них предполагается направить на организацию выпуска конвейерных роликов, не менее 200 млн рублей – на производство редукторов, 100 млн рублей – на выпуск электрооборудования. Реализация проекта позволит создать не менее 400 новых рабочих мест. Численность сотрудников завода компании увеличится в три раза по сравнению с нынешней.
Проект находится на сопровождении в Инвестиционном агентстве Кузбасса – подведомственном учреждении Минэкономразвития региона.
Завод в Кемерове с 2007 года занимается проектированием и изготовлением ленточных механизмов и другого горно-шахтного оборудования, а также его ремонтом и сервисным обслуживанием. Основные виды продукции – конвейеры различных конфигураций, промышленные металлоконструкции, машины для погрузки и транспортировки горной массы.
Сибирь как транспортный хаб
Одним из вопросов, который обсудили 2 марта участники совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» в рамках экономического форума, стал проект «Развитие местной и межрегиональной авиамаршрутной сети на территории Сибири».
«Мы утвердили обновлённый проект внутрирегиональных перевозок. Теперь он будет внесён на рассмотрение в правительство РФ, в Государственную комиссию по транспорту и Росавиацию. Главная цель – улучшить транспортное сообщение с труднодоступными территориями Сибири. Мы сможем получить федеральное финансирование для субсидирования местных авиаперевозок. Эти решения очень важны», – рассказал председатель Совета МАСС, губернатор Кузбасса Сергей Цивилев.
По расчётам экспертов, проект по оптимизации и развитию маршрутной сети местных воздушных линий в Сибирском федеральном округе на 2024-2026 годы предполагает следующие результаты:
− охват постоянного населения труднодоступных районов субсидируемыми перевозками на местных воздушных линиях вырастет в 2,6 раза – с 160 тыс. до почти 430 тыс. человек;
− количество пассажиров, перевезённых на местных воздушных линиях с применением специального (сниженного) тарифа, увеличится в 4 раза – с 170 тыс. до 690 тыс. человек;
− существующую маршрутную сеть местных воздушных линий предполагается расширить с 138 до 157 пунктов назначения;
− по многим существующим направлениям предполагается увеличение частоты полётов и доступной провозной ёмкости, также планируется устранить хронический сезонный дефицит.
Цель проекта – системное развитие местных (внутрирегиональных) авиаперевозок в СФО. Новацией стало определение критериев «труднодоступности» и «отдалённости» населённых пунктов. Проектируемая маршрутная сеть местных воздушных линий распределяется в зависимости от обеспеченности населённых пунктов сетью наземных автомобильных или железных дорог.
Под субсидирование авиаперевозок попадут территории, где отсутствует круглогодичная или сезонная наземная связь с «большой землёй». Также это будут населённые пункты, где расстояние до административного центра по дорогам с твёрдым покрытием превышает 600 км, для покрытий переходного типа (в том числе частично) – 500 км, грунтовых – 400 км. Кроме того, авиасообщение планируется наладить с перспективными для туризма отдалёнными территориями СФО.
Проектом предусмотрены два механизма софинансирования перевозок: субсидирование выпадающих доходов эксплуатанта и перевозок отдельных категорий пассажиров. Выбор механизма финансирования – за регионами.
Дорожная карта развития Сибири
На пленарном заседании «Время Сибири» Красноярского экономического форума-2023 председатель совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», губернатор Кузбасса Сергей Цивилев рассказал о подготовке плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года.
«В январе правительство Российской Федерации утвердило Стратегию развития Сибири, по поручению председателя правительства Михаила Мишустина в течение полугода должна быть сформирована дорожная карта её реализации. В рабочую группу вошли представители всех сибирских регионов. Сегодня мы рассмотрели первые предложения, в течение месяца все идеи будут проработаны, в итоге представим дорожную карту для первого рассмотрения Совету МАСС», – рассказал Сергей Цивилев.
Рабочая группа подготовила свыше 500 предложений. В первую очередь учитывались конкурентные преимущества и экономическая интеграция каждого региона. Все мероприятия и проекты сгруппированы в три блока, соответствующие ключевым векторам в Стратегии развития Сибири: социальный, экономический и инфраструктурный. Также в план включены: разработка профильных государственных программ, создание единых информационных систем, снижение административных барьеров, применение адресных схем льготного финансирования и другие предложения.
В своих предложениях по плану реализации Стратегии многие регионы акцент сделали на ускоренном развитии инфраструктурных проектов, обеспечивающих также автотранспортную связанность регионов. Кузбасс в решении этого вопроса выступает с инициативой по строительству транспортного коридора Кузбасс–Хакасия. Соглашение о строительстве объекта представители Кузбасса подписали на ПМЭФ-2019 – с Алтайским краем, республиками Алтай, Хакасия и Тыва.
Все регионы указывают на необходимость укрепления международных связей со странами Азии, прежде всего с Китаем. Кузбасс имеет развитое транспортное соединение с Транссибом и находится в непосредственной близости с КНР. В связи с этим для ускоренного экономического развития Сибири наиболее перспективно создание железнодорожного трансграничного коридора через Таштагол до города Урумчи в Китае. Это будет один из крупнейших международных инфраструктурных проектов современности, который даст возможность напрямую развивать международное сотрудничество Сибири со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а также привлечёт инвестиции в крупные инфраструктурные и коммерческие проекты.
«Мы приняли несколько важнейших решений. Во-первых, мы не субъекты-конкуренты: сила Сибири – в нашем единстве. Мы разрабатываем совместные программы, вместе развиваемся и при объединении нашего потенциала становимся намного привлекательнее для инвесторов. Все проблемы мы условно делим на две части: общие СФО, которые решаются сообща, и индивидуальные для каждого субъекта. Каждому региону мы будем помогать, если есть необходимость, как это происходило и в период пандемии», – рассказал губернатор Кузбасса.
Глава региона отметил, что Сибирь адекватно справляется с существующими вызовами, но задействованы ещё не все резервы, можно показать гораздо больший результат. На КЭФ как на главном экономическом форуме Сибири подписано много соглашений, приняты решения, которые повысят конкурентоспособность и эффективность работы округа.
Вице-премьер Виктория Абрамченко: «По оценкам Минэкономразвития, в Сибири может быть реализовано более 200 инвестиционных проектов к 2030 году, которые позволят создать свыше 200000 новых рабочих мест и привлечь почти 7 трлн рублей инвестиций. К середине текущего года в правительство должен быть представлен детальный план достижения целевых показателей по каждому промышленному кластеру».