Воспитание ремнём безопасности

29 июля 2021 | Валентина Акимова

Фото пресс-службы ГИБДД Кузбасса.

Одной из наиболее действенных мер по защите водителей и пассажиров при ДТП является использование пассивных средств безопасности: ремней и детских кресел в автомобилях, мотошлемов для байкеров. Собеседник редакции – начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД Кузбасса Татьяна Моторина.

– Как именно удерживающие устройства и мотошлемы снижают тяжесть последствий при дорожных авариях?

– Автомобиль в момент столкновения мнётся и останавливается. А непристёгнутые водитель и пассажиры по инерции продолжают с большой скоростью двигаться вперёд, причём задние «летят» на тех, кто сидит впереди, травмируя их дополнительно. По законам физики, сила удара равна массе тела, умноженной на его ускорение. Удар головой водителя или пассажира о лобовое стекло бывает такой силы, что на нём остаются «звездочки». Хотя стекло это двух- или даже трёхслойное. Такие удары приводят к тяжёлым травмам даже при мелких ДТП.

Современные трёхточечные ремни безопасности надёжно фиксируют человека в автомобиле и позволяют уберечь от серьёзных повреждений не только его голову, но и внутренние органы – за счёт особого распределения давления.

Детские автокресла по статистике на 71% снижают риск гибели при ДТП среди младенцев и на 54% – среди детей в возрасте до 12 лет.

Что касается мотошлемов, их задача – уберечь головы байкеров от серьёзных повреждений при падении с мотоцикла. Но если байкер действительно заботится о своей безопасности, то не лишней будет и полноценная мотоэкипировка с защитой суставов, спины и жизненно важных органов.

Стоит упомянуть и про подголовники. Они в автомобиле не только для красоты и удобства. Подголовники помогают предотвратить травмы шейного отдела позвоночника в случае резкого разгона или торможения.

Кстати, всё, что не закреплено в салоне автомобиля, может причинить травмы пассажирам. Поэтому стоит отказаться от привычки перевозить предметы, и особенно тяжёлые, на полке за задним сидением: зонты, подушки, игрушки, сумки…

– Иногда автомобилисты, чтобы обмануть систему, которая подаёт сигнал о непристёгнутом ремне безопасности, используют заглушки. Или застегивают ремень за спиной. Чем это чревато?

– При наличии в автомобиле подушек безопасности такая беспечность может сыграть с водителем и пассажирами злую шутку. Подушка раскрывается за тысячные доли секунды и летит навстречу человеку, а непристёгнутый человек летит навстречу подушке. Столкновение может оказаться фатальным.

Чтобы не допустить этого, в некоторых современных автомобилях подушки безопасности устроены так, что вообще не срабатывают в случае аварии, если пассажир или водитель не пристёгнуты. Максимальную безопасность может обеспечить только совместное применение ремней безопасности и подушек!

Однако если с вами ребёнок и он находится на переднем сидении в автокресле, развернутом против хода движения, «его» подушку безопасности следует отключить. Обязательно! Это требование прописано на солнцезащитных козырьках в самих авто. Потому что иначе раскрывшаяся подушка безопасности может сломать детское кресло и причинить вред маленькому пассажиру даже при незначительном ДТП.

– Существует мнение, что лучше не пристегнуться и вылететь в момент столкновения, чем остаться пристёгнутым в автомобиле. Так ли это?

– Это миф, причём довольно распространённый. Для непристёгнутых пассажиров и водителя существует вероятность не только вылететь из автомобиля при аварии, но и попасть под него в случае опрокидывания.

Посмотрите на пилотов гоночных болидов – у них вообще пятиточечные ремни безопасности. Там и скорости другие, и последствия столкновений. Тем не менее они крепко пристёгнуты. Явно организаторы подобных гонок не стали бы рисковать жизнями пилотов.

– Какую ответственность за неиспользование средств пассивной безопасности предусматривает закон?

– Водителю, если он не пристёгнут сам или перевозит непристёгнутых пассажиров, грозит административный штраф в размере 1000 рублей. Такая же ответственность предусмотрена и за отсутствие мотошлемов у водителя и пассажиров мотоцикла. Пассажиры в обоих случаях тоже несут ответственность за нарушение ПДД, для них штраф составляет 500 рублей.

При ежедневном надзоре за дорожным движением сотрудники ГИБДД Кузбасса регулярно выявляют подобные нарушения. Только за шесть месяцев этого года ими составлено более 6,5 тысячи административных постановлений за неиспользование ремней безопасности и почти 7 тысяч – за нарушение правил перевозки детей в автомобиле.

Но важнее не выявить нарушение, а предотвратить беду. Потому инспекторы проводят разъяснительную работу с водителями, раздают им тематические листовки, рассказывают о последствиях, к которым может привести игнорирование средств пассивной безопасности.

…25 июня в пгт. Крапивинский случилась авария. Водитель «Лады Гранты» выехал на встречную полосу и создал помеху автомобилю «ВАЗ 21093», который, уходя от столкновения, врезался в опору линии электропередачи. Ни водитель «девятки», ни оба его пассажира не были пристёгнуты. В результате все, кто находился в её салоне, получили травмы. Водитель так ударился о лобовой стекло, что осколок впился ему в голову…

В целом по Кузбассу за шесть месяцев 2021 года произошло 1019 ДТП, в которых погибли 75 человек и были ранены ещё 1376.

 

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo