Ветеран Кемеровского авиапредприятия рассказал «Кузбасс FM» о былых временах гражданской авиации
01.02.2023В преддверии празднования 100-летия гражданской авиации в Кемеровской области, ведущие «Кузбасс FM» пригласили в студию ветерана Кемеровского авиапредприятия. Летчик первого класса Александр Белов пришел в студию и рассказал о том, как раньше готовили авиаторов и с чем им приходилось сталкиваться на работе.
— Сейчас о другом мечтают, а мы в свое время мечтали каждый быть летчиком или космонавтом. Космонавтом я не мечтал быть, а вот летчиком я мечтал быть класса со второго. Когда как раз папа повез меня на Андоба, с Анжеро-Судженска до Кемеровского аэропорта, где сейчас ДОСААФ. Здания, которое сейчас построено в аэропорту тогда ещё не было. Несмотря на то, что меня сильно укачало, пока мы летели туда обратно, я вышел с самолета и папа меня спросил: «Ну как?». И я ему сказал: «Я буду летчиком». И с тех пор у меня это все отложилось.
Александр закончил 10 классов и уже готовил себя к поступлению и физически и в плане знаний. После школы он поступил в Бугурусланское летное училище гражданской авиации имени героя СССР Петра Фёдоровича Еромасов.
— Это одно из первых, можно даже сказать первое действительно летное гражданское училище, которое было образовано в 60м году. Когда мы поступали, было 13 человек на место. Ребята тоже были подготовленные. Самое главное было здоровье, но знания тоже пригодились. Зачисление было в Новосибирске, я писал заявление, чтобы учится в Омском училище. Но там было очень мало мест. Если в Бугуруслане каждый год выпускалось по 600 человек, то в Омске – 200 человек. По тем временам в Советском союзе было всего пять летных училищ. И получилось так, что в Омск поступили в основном местные. А те, кто с периферии учились в Бугуруслане. То есть ребята с Дальнего Востока, Сибири.
Программа была очень усиленная. Курсанты изучали такие дисциплины как аэродинамика, конструкция самолета и его оборудование, обучались управлению воздушным судном. При этом были и военные дисциплины. Обучение шло как в военном училище: строевая подготовка, наряды, караулы и командование на первом курсе было все военное. Мы числились как военные запаса. Помимо гражданского АН-2 их также учили управлять АН-12, военным самолетом. Кроме того, они изучали и характеристики истребителей. Причем не только советских, но и иностранных, например американских «Фантомов». Со второго курса обучение уже вели пилоты гражданской авиации.
— Прежде чем подняться мы тренировались на тренажерах в училище. Мы также прошли курс учебной летной подготовки, поэтому когда с тренажера перешли в кабину было представление об управлении самолетом
Первое время пилотировал инструктор, а курсанты лишь держались за штурвал. После пары занятий инструктор уже «давал порулить» и ощутить возможности полета и управления машиной. Страха Александр не испытывал, наоборот, все было очень интересно и любопытно. Через определенное количество часов их уже отпускали на учебные задания без инструкторов. Курсанты управляли и на месте командира и на месте второго пилота. Они проводили полет по кругу, коробочкой и другие упражнения.
Один из слушателей поинтересовался: можно ли научиться управлять самолетом на видеоиграх? По мнению Александра, в принципе это похоже на тренажер. Но в тренажере человек сидит в имитации кабины, ощущает настоящие приборы. А дома смотрит на экран компьютера. Это совсем другое.
Были в карьере Александра и сложные ситуации. Например, однажды ему пришлось садить самолет на одном двигателе. Тогда он и его экипаж были в резерве и отдыхали в гостинице. Но потом кто-то из основного экипажа не прошел санчасть. Тогда Александра подняли с остальным резервом чтобы вести самолет в Ташкент. Полет шел нормально, но рядом с Барнаулом возникли проблемы. Бортмеханик обнаружил разрушительную вибрацию в левом двигателе.
— В таких случаях тянуть нельзя, решения нужно принимать быстро. Я был вынужден дать команду выключить двигатель, переходить на аварийное пилотирование.
Он скомандовал второму пилоту передать на землю, что будет аварийная посадка. Второго пилота «замкнуло» от нестандартной ситуации. Тогда Александр и доложил на землю и раздал команды остальному экипажу. Все шло нормально, только перед посадкой бортпроводница постучалась в кабину и сказала, что винт левого двигателя не вращается. Но Александр успокоил её, сказал, что так и должно быть и попросил не поднимать панику. В итоге посадка прошла нормально, а пассажиры сперва так и не поняли, что приземлились раньше времени.
Последний раз Александр управлял самолетом в 1995 году. Решение уйти он принял довольно резко. Причиной стало то, что стали заканчиваться полеты в Кемеровском аэропорту и самолеты также стали убирать. И нужно было решать, либо уходить на пенсию, либо переезжать в другой город: Москву, Новосибирск, везде, где самолеты оставались.
Опыт работы в гражданской авиации отлично пригодился Александру. Во время работы в ней он приобрел один из самых важных для себя навыков — быстро оценивать обстановку и принимать грамотные решения в любых вопросах.
— Я не говорю, что я супер. Я просто анализирую определенные свои поступки и понимаю, что у меня уже привычка быстро оценивать обстановку и принимать решения.
Каких-то строгих традиций, связанных с авиацией, у Александра нет. Но примерно два раза в год он и другие члены экипажа собираются вместе и вспоминают былые времена.
Читайте также:
- В Кузбассе отметят 100-летие гражданской авиации
- В Кузбассе создадут силы гражданской обороны
- В Кузбассе проектируют площадки для санитарной авиации
- Какую роль в авиации играет радиосвязь
- В Кузбассе появился вертолёт санитарной авиации
- В Таштаголе впервые за 30 лет возобновлены полеты…
- Кузбасские студенты проверили знания о науке и авиации
- Aviator - мобильная игра для любителей азартной авиации