В Музее изо Кузбасса – уникальная выставка. Тёплая, душевная, семейная. Бережно хранимые в запасниках шедевры едины в своём порыве показать нам, откуда мы родом, вернуть в детство, вспомнить про родителей и отдать дань материнству. Путеводной звездой в этот удивительный мир стала Марина Чертогова, искусствовед, заместитель директора музея изо по научной работе.
Марина Юрьевна щедро поделилась подробностями: «Экспозиция представляет собой более ста произведений искусства, выполненных в разных техниках: живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Произведения, представленные на выставке, охватывают временной промежуток с конца XIX века и до наших дней. Замечательные художники, скульпторы и мастера со всех уголков страны, включая Москву, Санкт-Петербург, Кузбасс, Иркутскую и Новосибирскую области, а также страны СНГ, внесли вклад в создание этой уникальной коллекции. Все работы так или иначе посвящены теме семьи, но в каждом зале – своя подтема. Детство, материнство, отчий дом… Они сердечные и светлые, я бы сказала, целомудренные. Во многом это связано с тем, что часть авторов – художники-фронтовки, испытавшие тяготы лихолетья и знающие цену жизни. Те, кто уже посетил выставку, как-то отогреваются здесь. Не помню ни одного зрителя, который бы остался равнодушным. Я всем советую выбрать картину, которая понравилась больше остальных, и перед выходом из музея ещё раз к ней вернуться, насладиться, запомнить. И с этим настроем выйти…»
Расскажем о нескольких работах, которые привлекают внимание и оставляют след в душе.
Константин Войнов. «Рождение». На картине показан младенец, спящий в традиционной нганасанской колыбели. Колыбель покоится на как бы спускающейся с неба драпировке, сшитой из оленьих шкур. Олени, согласно мифам северных народов, были подарены людям богами и спущены на землю с небес. Олень сопровождает нганасана не только в течение всей жизни, но даже и после смерти: еда, одежда, тёплый дом, средство передвижения, ритуальная жертва в погребальном обряде. Художественный образ, осмысленный символически, представляет рождение ребёнка, дарованного небесами, как рождение самой жизни и мира. К слову, нганасаны – самый северный народ Евразии и один из самых «старых» коренных народов Арктики: они потомки древнейшего населения Таймыра, охотников эпохи неолита. Тема коренных народов Севера – одна из главных в творчестве Константина Семёновича Войнова, заслуженного художника РФ. На выставке представлены работы «Братья», «Зажечь свою звезду». Хочется процитировать мастера: «Побывав на Севере, я увидел модель жизни человека как такового. Без лишних деталей. Северный быт вообще не предполагает множества вещей, здесь каждый предмет (ложка, кружка, чайник) – драгоценность. Мы в нашем городском мире обросли хламом вещественным и словесным. В северном образе жизни такое невозможно. Там человек держит только то, что действительно необходимо».
Пётр Гармаев. «Счастье» (бронза, литье). Эта работа, по словам художника, отражает его личные переживания, воспоминания о детстве. Для него эта маленькая бурятская девочка олицетворяет счастье, которое, полагает автор, в детском возрасте самое искреннее и доброе. Получилась одна из самых эмоциональных работ, которая восхищает. Пётр Гармаев довольно часто обращается к традиционной бурятской культуре и философии буддизма. Главные темы его творчества: буддийские ламы, сакральные животные, семья, дети. Совершенствовал мастерство и приобретал опыт, работая в мастерских известных скульпторов, в том числе Даши Намдакова, Дмитрия Будажабэ, Гэсэра Зодбоева. «Счастье» Марина Юрьевна Чертогова заприметила уже давно, на трёх выставках она работой мастера восхищалась. Удалось договориться с художником, и у нас теперь есть уникальная возможность увидеть её своими глазами. Мне показалось, что пластическое решение «Счастья» похоже на движения начинающих бегать детей. Они часто расправляют руки за спиной, как крылья.
Валерий Светлицкий. «Первые телепередачи с Большой земли. Посёлок Ларьяк». Внимательный добрый взгляд художника даёт возможность побывать в одном из отдалённых уголков Ямало-Ненецкого автономного национального округа. Это групповой портрет семьи оленеводов, возможно, и их соседей, собравшихся у телевизора, который, представляя благо цивилизации, ещё непривычен в их доме. Радостью светятся лица детей, не скрывают чувств и взрослые. Холодный колорит картины, заданный излучением телеэкрана, нарочит и условен, но именно им (колоритом) автор «собирает» героев в единую композицию. И куда ж без собаки – верного помощника в этих краях.
Анатолий Левитин. «Вечер в саянских черемушках». Картина создана по материалам творческих командировок художника в 1960-е годы в Красноярский край, где велось грандиозное строительство Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС. На картине – жизнь молодого посёлка, основанного в 1974 году, благодаря строительству Саяно-Шушенской ГЭС. Живописный и уютный, посёлок застроен пятиэтажками, но в их дворах растут сосны, а вокруг – Саянские скалы (мне чем-то напомнило это наш посёлок Зеленогорский в Крапивинском районе). Летние сумерки мягко сгущаются над дворами, заполненными людьми. Женщина развешивает бельё, молодёжь «лабает» на гитарах, дети веселятся на качелях, в колясках, поставленных в ряд, спят младенцы. Возле одного из подъездов шумно справляют свадьбу, а у другого – машина скорой помощи. На первом плане – балкон, где ещё одна коляска с ребёнком… Как символ новой жизни. Рассматривать детали на этой картине можно очень и очень долго.
«Я бы хотела, чтобы все, кто пришёл к нам на эту выставку, вернулись ещё раз. Это диалог, каждый приходит и соотносит увиденное со своим личным. Поэтому хорошо, когда искусство – это не просто «пробежал и посмотрел картину», а когда, даже если кто-то впервые пришёл, посмотрел, подумал, впечатлился и… Вернулся. Тогда это будет тропинка в музей, в мир искусства, который сделает жизнь богаче и тоньше», – на такой ноте завершила экскурсию Марина Чертогова.
После посещения экспозиции ещё долго вспоминалась работа керамиста Елены Красновой «Девочка на шаре. Нерпочка» (авторское осмысление классического образа «Девочки на шаре» Пабло Пикассо). И если на картине Пикассо юная акробатка – гибкая и воздушная, грациозно балансирующая на неустойчивом шаре, то здесь – крепенькая бурятская девочка, плюхнувшаяся на мяч. Очень мило, вызывает улыбку. На контрасте (в горле – ком и слёзы на глазах) воспринимается картина известного омского художника Георгия Кичигина «Портрет отца»… Это невероятно сильная работа из цикла «Фотоальбом деда», она про память рода.
Каждый, кто посетит выставку, сможет заглянуть внутрь себя, достать из глубин что-то сокровенное, памятное, настоящее. То, про что мы в череде проходящих дней порой забываем…
Валерий Светлицкий. «Первые телепередачи с Большой земли. Поселок Ларьяк.
Кстати
На выставке «Родные берега» есть уникальная скульптура. Работа И. А. Венковой «Материнство», созданная во второй половине 1970-х годов, поступила в фонды музея в 1984 году и с тех пор ни разу не экспонировалась. Ия Андреевна – заслуженный художник РСФСР, выдающийся мастер советского фарфора. Она работала в монументальной, декоративной и станковой скульптуре, а также в пластике малых форм. Центральной темой её творчества была женщина. Мастерица создавала галереи портретов современниц и образов женщин, пропитанных поэзией.
Важно
В собрании Музея изо Кузбасса сформирована целая коллекция, отражающая тему семьи и детства. Собиравшаяся с 1969 года, она насчитывает более четырёхсот единиц хранения и ныне как таковая демонстрируется впервые.