Адаптация – слово знакомое и часто вспоминаемое в сентябре. Мамы, папы, бабушки, дедушки первоклассников произносят его с дрожью в голосе, всё остальные с лёгким выдохом – это уже не к нам. На самом деле, привыкание к школе происходит с первого сентября у каждого ребёнка. А взрослые, чтобы прочувствовать момент, могут вспомнить себя в первый день на работе после отпуска. Мы поговорим сегодня об особых школьных рубежах – первом и десятом классах. У каждого свои особенности, свои причины неудач, свои способы решения вопросов, свои рекомендации. Поможет нам в этом Юлия Градусова, педагог-психолог кемеровской гимназии № 42.
Первоклашки
Итак, дорогие родители, то, о чём вы обязательно прочитаете, загуглив «адаптация к школе», – успокойтесь сами и любите и принимайте своих детей такими, какие они есть!
В чём важна помощь родителей (в том числе самим себе)?
- Принятие норм и правил школы, осознание себя в новом, школьном статусе и усвоение нового режима жизни, понимание и выполнение инструкций.
- Не надо убирать рюкзак на самую дальнюю полку «Это к школе!» Выдайте ребёнку портфель хотя бы за неделю до, пусть ходит с ним по дому и рисует новыми карандашами. Не сточит он их за неделю, честное слово! Не забываем оборудовать или модернизировать рабочее место первоклашки.
- Рюкзак и всё его содержимое, обувь-одежду, бантики и любые не менее важные предметы выбирайте вместе с ребёнком. Обсуждайте, показывайте варианты, давайте ему право высказывать мнение и выбирать. Все вещи, которые его ждут, он должен увидеть не утром первого сентября, а заранее. И снова есть смысл походить в этом по квартире, хотя бы школьные туфли чуть разносить, чтобы не было неприятных сюрпризов в первый день в школе.
- Недостаток информации порождает тревогу, которой и так достаточно в жизни первоклассника. Рассказывайте! Рассказывайте всё, что знаете: как будут звать учителя, где будет столовая, сколько будет уроков, когда будут забирать, что делать, если произошло что-то необычное или неприятное.
- Рассказывайте о том, как вы были школьниками. Покажите свои школьные фотографии, если остались, поведайте любимые школьные истории, вспомните свою первую двойку и эмоции по этому поводу. Ребёнок должен понять, что все ходили в школу, все хоть раз получали двойку и при этом выжили. Смотрите вместе фильмы про школу, обсуждайте их и отвечайте на все появляющиеся вопросы.
- Не лишне вспомнить о навыках самообслуживания: аккуратно есть, пользоваться общественным туалетом (да, это тоже важно), а также о способности обратиться за помощью к незнакомому взрослому, если вдруг отстал от класса. Сентябрь – не время для курса молодого бойца по завязыванию шнурков и застегиванию пуговиц.
- В первые школьные недели ни учителю, ни своему чаду не задавайте вопроса «Ну как?» Учителя вообще пока не мучайте (радуйтесь, если к вам вопросы не появились раньше времени), а правильные вопросы ребёнку звучат так: «Что было интересного? Понравилось? Испугался? Успел? Расстроился? Переживал? Красивая?» И не удивляйтесь тому, что самым интересным была столовая и перемены. Еда, знаете ли, мощный эмоциональный стимул. А всё остальное зависит исключительно от созревания эмоционально-волевой сферы и уровня эмоционального интеллекта.
- Создайте условия, покажите пример и помогите ребёнку пережить, проговорить и обсудить все его испытываемые эмоции. Не успехи, оценки и неудачи, а только его эмоции по всем этим поводам.
- Сообщайте первоклашке о своей любви. В этот период ему как никогда надо быть уверенным в том, что мама и папа его любят. Больше обнимайте, чаще говорите о любви, проводите больше времени вместе хотя бы в выходные.
- Приходите на родительские собрания, участвуйте в жизни класса и школы и не откладывайте при необходимости поход к школьному психологу, пока вас самих туда не пригласили.
Что важно для будущего первоклассника?
Любовь и единые требования близких. Соблюдение режима дня, приближенного к школьному, сон 9-10 часов. Понимание границы своего личностного пространства и необходимости подчинения требованиям и инструкциям со стороны значимых старших.
Десятиклассники
Они плавно и неторопливо входят в учебный процесс (экзамены сданы, а следующие ещё не скоро). Новички вливаются в коллектив, привыкают к новым требованиям и учителям, выстраивают отношения на новом уровне. Но десятиклассникам ещё трудно представить, что в школе они – старшие. Теперь о взрослых детях по-взрослому.
Какие могут быть трудности?
Сегодня редко кто продолжает обучение в 10-м классе в том же классном коллективе, в котором учился раньше. Кто-то переходит в другую школу, гимназию, лицей. Кто-то в параллельный класс в своей же школе. Кто-то остаётся в своём классе, но сюда приходят новые ученики. Иными словами, классный коллектив часто оказывается совсем другим.
А поскольку после 9-го класса уходят из школы чаще всего слабоуспевающие ученики, то средний интеллектуальный уровень в старшей школе оказывается сравнительно высоким. В результате бывший отличник может неожиданно для себя оказаться средним или даже слабым учеником. А бывший «твёрдый четверочник» – неуспевающим. Родители не всегда задумываются об этом, настаивая на учёбе в каких-то престижных учебных заведениях. И часто не понимают, почему вдруг их ребёнок становится мрачным, подавленным или, напротив, злобным и агрессивным.
Дело же в том, что при резкой смене критериев оценок, при потере привычного статуса в группе сверстников возникают значительные (и, что самое главное, часто неосознаваемые) сдвиги в области самооценки, отношения к себе. Происходит как бы разрыв преемственности в становлении идентичности, в сфере основных переживаний человека, связанных с осознанием самого себя. Часто это ведёт к развитию разного рода защитных механизмов, которые позволяют человеку сохранять привычную высокую самооценку, привычное отношение к себе за счёт искажения восприятия действительности и самого себя. Это выражается внешне в неадекватном поведении, в снижении конструктивности поведения, в возникновении аффективных реакций, а также чувства подавленности, депрессии и прочих самых разных проявлениях. Возникает то, что принято называть социально-психологической дезадаптацией.
Другая нередко встречающаяся в 10-м классе проблема – установка на продление моратория. После напряженного 9-го класса многие юноши и девушки «расслабляются». Они как бы впадают в беззаботное детство: неожиданно на первый план выступает общение со сверстниками (как у подростков), снижается интерес к учёбе, а повышается к спорту, досугу и всему, что не учеба и не работа. Это можно понять.
По-видимому, для многих такой мораторий просто необходим как отдых, как передышка. Более того, опыт такого широкого и разнообразного взаимодействия с окружающей действительностью, даже опыт наслаждения новой «почти взрослой» жизнью (не связанной с одной только учёбой) имеет огромное развивающие значение в этом возрасте.
И всё же это хорошо лишь как временное явление. Если же формируется установка на такую жизнь или школьник уже приходит в 10-й класс с такой установкой (по данным социологов, сегодня немало родителей хотят, чтобы их дети перешли учиться в 10-й класс именно для того, чтобы был продлён мораторий детства), то это должно становиться заботой и учителей, и школьного психолога.
Что осложняет жизнь десятиклассника?
– проблема самосознания;
– проблема личностного роста;
– неадекватный уровень притязаний;
– несформированность жизненных планов;
– несформированность потребностей;
– несовпадение учебных и профессиональных интересов;
– низкая социальная активность при стремлении к социальному одобрению.
Что посоветовать родителям?
Сохранять чувство юмора и оптимизма при общении. Помогайте своему взрослеющему ребёнку научиться грамотно, распределять своё время и планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха, и, по возможности, для дневной сон. Помните, что сами, будучи подростками, вы не всегда вели себя идеально (в том числе с точки зрения собственных родителей).
В следующем четверговом выпуске мы продолжим тему подготовки к школе. И расскажем о том, как помочь адаптироваться школьникам, которые из начальной школы перейдут в пятый класс.