Важная встреча с «Городом Эн»

27 апреля 2021 | Анна Тимощук

Фото предоставлено Прокопьевским драмтеатром.

28 апреля в Прокопьевском театре состоится премьера спектакля «Город Эн» по роману советского писателя Леонида Добычина. Большое событие не только для Прокопьевского театра, но и для всего театрального мира. Это будет первое прикосновение к автору в российском театре. Интернет даёт только сведения об одной постановке маленьким театром в Латвии, в самом Даугавпилсе, о котором пишет Добычин.

 История спектакля

Началась она на театральной лаборатории «Эксперимент 123», которая прошла в Прокопьевском театре в январе этого года. Её темой стала «Неизвестная классика известных классиков». В рамках лаборатории было поставлено четыре эскиза. Одним из них и стал театральный набросок «Город Эн», сделанный режиссёром Артёмом Устиновым (Самара) за традиционные для лаборатории пять дней. И публика, и критики, которые принимали участие в лаборатории, очень хорошо приняли его и высоко оценили.

– Артём сделал тонкий деликатный эскиз в духе исследования текста, словно какие-то энтузиасты сегодня раскапывают древнюю цивилизацию, разбираясь в слоях текста, истории, памяти, – высказался о нём Павел Руднев, художественный руководитель «Эксперимента 123», известный театральный критик и театровед.

И теперь нас ждёт настоящее перевоплощение лабораторного эскиза в полноценный спектакль. За постановку всё также отвечает режиссёр Артём Устинов и художник Игорь Каневский (Санкт-Петербург). В 2017 году они вместе работали над спектаклем «Зима, когда я вырос» по книге Петера ван Гестела в ТЮЗе им. А.А. Брянцева (Санкт-Петербург).

С Прокопьевским театром Артём также успел посотрудничать. В 2014 году он принимал участие театральной лаборатории. Тогда он представил эскиз по пьесе Юлии Тупикиной «Ба», из которого впоследствии вырос полноценный спектакль, и несколько лет он с успехом шёл в театре.

 От эскиза к постановке

Легендарный роман Леонида Добычина «Город Эн», над которым Артём Устинов работает на этот раз, был написан в 1934 году. В СССР он находился под запретом из-за обвинений в «формализме». В произведении от лица главного героя рассказывается история его взросления в вымышленном провинциальном городе Эн, на которое оказывают влияние отголоски важных исторических событий начала XX века. Писатель Леонид Добычин – особое, заповедное имя в русской литературе. В своих произведениях изображает столкновение «бывшего» мира с послереволюционной действительностью. Переиздавать Добычина начали только после начала перестройки, в 1989 году.

– Добычин – это писатель обыденности. Но он может описать эту обыденность так, что ты начинаешь ощущать себя в каком-то ребусе. Город «Эн» – это роман-конструктор, с первых же станиц он вываливает на тебя такое количество деталей, что ты начинаешь тонуть. Я человек аналитического склада ума, поэтому мне нравится всю эту кучу материала анализировать, и в работе над спектаклем этот момент анализа есть. То есть мы рассказываем не саму историю города Эн, а ещё и историю людей, которые прямо сейчас в этом романе копаются, выискивают там какие-то зёрна, события, героев, реалии того времени, из чего вообще состояла жизнь вот этого маленького мальчика. Мы, по сути, занимаемся исследовательской работой. И это очень здорово, что театр может позволить себе поработать с режиссёром не только над тем, что понятно, но и над тем, что непонятно никому. Вдруг что-то из этого может интересное получиться?» – рассуждает Артём Устинов.

Вслед за Артёмом высказался и художник Игорь Каневский: «Артём мне предложил делать спектакль после лаборатории. И я сразу сел читать этот роман. И прочитал его несколько раз. Он тихий такой, без каких-то динамичных событий. Но этим ещё больше приковывает внимание, потому что приходится самому искать нюансы и складывать из них драматичные истории внутри романа. Они не описываются, но на них есть намёки. Это очень интересно. Мы взяли в работу над спектаклем все возможные средства, которыми обладаем сегодня. Это огромное количество деталей того времени, разложенные на столах, которые рассматриваем под лупой, под взглядом видеокамеры. Мы делаем теневой театр из этих вещей, используем современные методы наложений. Хотим приблизиться к тому самому взгляду, который Добычин закладывал в это роман».

Оценить результат этой экспериментальной исследовательской работы зрители смогут оценить на премьерных показах спектакля, которые состоятся 28, 29 и 30 апреля.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo