«Уважаемая редакция газеты «Кузбасс»! Недавно читала в интернете, что в нашем городе собираются запустить пока не работающие валидаторы в пассажирских автобусах. Когда это произойдёт? В чём преимущества валидаторов, если сейчас и у кондукторов есть терминалы для безналичной оплаты проезда? Да и валидаторы есть не во всех автобусах. Если уберут из автобуса кондуктора, как быть тем пассажирам, кто расплачивается не транспортной или банковской картой, а наличикой? И ещё один вопрос: будет ли ходить до ледового дворца «Кузбасс» и Московской площади общественный транспорт, помимо редкой 83-й маршрутки?»
Ирина М., Кемерово.
За разъяснениями мы обратились в администрацию Кемерова. Там сообщили, что бескондукторную автоматизированную систему оплаты проезда планируется запустить до конца сентября в более чем сотне автобусов (то есть свыше 20% от всего городского пассажирского автопарка), укомплектованных не только валидаторами, но и электронной системой подсчёта пассажиров, а также видеонаблюдением. Среди преимуществ этого нововведения транспортники называют простоту, скорость оплаты и отказ от наличных при ежедневных поездках.
«Валидаторы позволяют оплатить проезд транспортными картами, банковскими картами любого банка, оснащёнными чипом или технологией бесконтактной оплаты, а также мобильными устройствами с функцией бесконтактных платежей. В автобусе будут работать три валидатора: два в салоне и один у водителя», – сказано в ответе мэрии на наш запрос.
Действительно, на первый взгляд всё просто: пассажир заходит в автобус, на входе прикладывает карту к валидатору, тем самым оплачивая проезд, и спокойно проходит дальше в салон. Но, как показывает опыт Новокузнецка, где эта система действует с прошлого года, возникают проблемы. Во-первых, валидаторы в некоторых автобусах периодически не работают. Кроме того, в автоматизированной системе иногда возникают сбои. Так, этим летом у горожанина при оплате проезда новым способом с транспортной карты списали почти 20 миллионов (!) рублей. Выяснилось, что причиной стали неполадки при обновлении программного обеспечения системы валидации. И такие случаи в Новокузнецке не единичны. Однако в кемеровской администрации заверили, что «городская автоматизированная система имеет высокую степень защиты. Если подобная ситуация произойдёт (валидаторы выйдут из строя. – Прим. ред.), то водитель будет обязан последовать в гараж для устранения неисправности».
Во-вторых, опять же исходя из практики Новокузнецка, отсутствие кондуктора в салоне автобуса плохо влияет на платёжную дисциплину. К примеру, в мае этого года треть пассажиров в южной столице Кузбасса ездила «зайцем», тогда власти даже объявили месячник по борьбе с безбилетниками. На остановках заходят группы контроля, которые вычисляют «зайцев» с помощью специальных переносных терминалов, считывающих с транспортных и банковских карт данные о последних платежах (билеты валидатор не выдаёт). Такие же контролёры появятся и в Кемерове. При этом в городской администрации подчеркнули, что пассажирам нужно время, чтобы адаптироваться к новой системе. Поэтому на первых порах в общественном транспорте, оснащённом действующими валидаторами, кондукторы останутся. Учитывая, что пассажир имеет право оплачивать проезд как за наличный, так и за безналичный расчёт, на следующем этапе обилечивать любителей мелочи будут, скорее всего, водители. «Все варианты оплаты проезда будут откорректированы в ходе запуска проекта», – добавили в мэрии.
Что касается транспортной доступности новых объектов на Притомском проспекте, в этом вопросе намечаются подвижки. Планируется запуск кольцевого маршрута: диспетчерский пункт «Центральный» – проспект Ленина – улица Соборная – пр. Притомский – ул. Волгоградская – пр. Ленина – д.п. «Центральный». Однако когда этот маршрут будет запущен, в администрации не сообщили.