Французские революционеры возвели свободу, равенство и братство на пьедестал истории. Художники тех лет, вдохновившись переменами, отмели классические догмы и отмершие каноны и, упростив саму суть живописи, вывели на передний план жизнь, свет, цвет. Просто о сложном – именно так об импрессионистах зрителю рассказывает выставка в Кузбасском центре искусств (КЦИ).
Революция в живописи
Чтобы за один день увидеть все работы, представленные в кемеровской галерее, нужно было бы сесть на сверхзвуковой самолет и облететь многие музеи мира, попутно заглянув и к частным коллекционерам. Согласитесь, это веский довод за визит на выставку «Клод Моне и великие импрессионисты».
Шесть мэтров в одном зале: Моне, Ван Гог, Гоген, Ренуар, Дега и Писсарро – «впечатленцы», как прозвали их критики с намерением уколоть. Художники не обиделись, а с радостью приняли это прозвище и заложили его в основу своей философии. Импрессионизм передает впечатления, мимолетность момента.
– В импрессионизме нет сложных смыслов, у автора и зрителя здесь прямой диалог, – пояснил кандидат культурологии искусствовед Кузбасского центра искусств Семен Родионов. – Когда вы смотрите фильм или слушаете музыку, вам не нужен рядом человек, вы и так всё прекрасно понимаете. И это самое главное в импрессионизме ядро: если картина завлечет ваше внимание, значит, она чего-то стоит.
Потому сами действующие лица не считали себя некой школой живописи – они просто запечатлевали жизнь здесь и сейчас. Современному ценителю сложно поверить в то, что в годы возникновения течения работы импрессионистов воспринимались, как средние.
Сегодня мы наслаждаемся настоящим балом красок: на холстах мэтров много солнца, цветов, ярких пятен, даже тени и те имеют глубину и оттенки.
Французская революция, врываясь в общество, переворачивает все его пласты, меняет и культуру. С картин уходят библейские сюжеты, портреты монархов или романтические героини верхом на конях. Эталоны классицизма и романтизма сметаются.
– Главным становится ощущение, – говорит Семен Родионов. – Повседневность: вот обычная женщина гладит белье, обычный композитор сочиняет, обычные балерины репетируют. Смещенная композиция: мы словно сторонние наблюдатели. Пленэрность: много картин, написанных на свежем воздухе. Пленэр, кстати, как метод появлением обязан импрессионистам. Применяли приемы фотографии и обязательно естественный свет.
Художники нового времени задались вопросом: а как передать свет, ветер, смену погоды? Они старались уловить движение, не жалея белой краски, щедро разбрасывая по полотну цветовые пятна. Глядя на их работы, мы слышим ветер, чувствуем запах тех лугов, греемся в лучах того солнца.
Революция в выставочных технологиях
В зале Кемеровского центра искусств работы разбиты по группам, организаторы отобрали самые знаковые холсты.
Начать просмотр стоит с «Восхода солнца» Моне – отправной точки термина «импрессионизм», а потом логика выставки поведет вас к прекрасным балеринам Эдгара Дега, известному портрету актрисы Жанны Самари Пьера Огюста Ренуара, наполненным воздухом работам Клода Моне, таитянским сюжетам Гогена, усиленным цветовым фантазиям Винсента Ван Гога и деревенским идиллиям Камиля Писсарро.
Большинство помнит «Звездную ночь» Ван Гога, известнейшую его работу, которую он писал в лечебнице для душевнобольных и которая используется в современных дизайн-проектах, различной промопродукции, интерпретируется в пространстве цифры, обрастает новыми смыслами.
Мало кто знает, что художник собрал пейзаж на картине из четырех разных мест, потому что не мог вспомнить, как выглядят настоящие звезды, солнце, небо.
Эти и многие другие любопытные факты можно почерпнуть из экскурсии. Например, посетителям расскажут, почему импрессионизм не прижился в России, которая в те годы уже переживала определенные революционные настроения.
Есть еще одна особенность выставки: вместе с полотнами, которые представляют собой точное факсимильное воспроизведение оригиналов, по стенам медленно движутся их проекции.
– Мы стараемся быть впереди планеты всей по выставочной части, – охотно рассказывает мой экскурсовод Семен Родионов. – Человек меняется, он живет в мире, где можно и с телефона все это увидеть. Прийти на выставку впечатленцев он хочет за впечатлениями. Наши видеопроекции раскрывают информационные поля тех объектов, которые мы сочли нужным вам показать. Тут технологии не ради технологий. Благодаря ним мы видим то, что видели тогда импрессионисты.
Цифровые проекции многократно усиливают впечатления от впечатленцев. Предупреждаю, у вас закружится голова, но не беда: в галерее Кузбасского центра искусств можно присесть и спокойно созерцать медленное движение анимированных полотен.
Любители искусства помнят, что именно в таком формате филиал Русского музея проводил выставку «Русский авангард» на базе центра искусств. Кроме того, если тема импрессионизма увлечет, в КЦИ можно насладиться digital-оперой «Ван Гог. Исповедь».
«Клод Моне и великие импрессионисты» пробудут в Кемерове до 10 мая. Для посетителей разработана тематическая фотозона, имитирующая пленэр художника. По окончании экскурсии стоит сфотографироваться возле настоящего этюдника и почувствовать себя немного Моне. Или Ренуаром. Это уж на вкус и цвет.