Купить знакомые продукты и промтовары по привычным ценам, которые бесплатно привезут домой или в офис за 15-30 минут, с 27 апреля могут кемеровчане. А в июне сервис появится в Новокузнецке. Почему так быстро и недорого, разбирался наш корреспондент.
Службу экспресс-доставки продуктов «Самокат» организовали и запустили в Санкт-Петербурге в 2018 году два предпринимателя. Особенно востребованным сервис стал на пике коронавирусных ограничений, но и после выхода из них актуальности не потерял. Сегодня «Самокат» входит в экосистему Сбера, активно растет и масштабируется на всю страну. На конец апреля онлайн-ретейлер работает в 11 российских городах. И Кемерово стал первым не миллиоником, куда зашел сервис.
От момента заказа до визита курьера проходит 15-30 минут. Такая оперативность возможна за счет сети распределительных складов, или дарксторов, которые «Самокат» открывает в каждом районе города. Заказ формируется 2-3 минуты, еще с десяток минут уходит на то, чтобы доехать до клиента на велосипеде. На более дальние расстояния рассчитана автомобильная доставка.
«Иногда для наших пользователей скорость доставки продуктов становится неожиданно быстрой, – говорит руководитель пресс-службы онлайн-ретейлера Кирилл Жарков. – Настолько быстро приезжают курьеры. Этот вау-эффект создается не только благодаря скорости, но и технологиям ретейла реального времени. Это IT-инфраструктура, которая позволяет нам управлять курьерами, ассортиментом и логистикой в режиме онлайн. В этом наше ключевое отличие от многих конкурентов».
Ассортимент «Самоката», а это 2500 наименований, сопоставим с ассортиментом офлайн-магазина формата «у дома» (за исключением алкоголя и табака). Причем 10-30% продуктовой матрицы формируют местные поставщики. Так, в Кузбассе «Самокат» работает с 18 локальными производителями, которые поставляют в сеть молочную, хлебобулочную, мясную продукцию – всего 254 наименования. Кроме того, ретейлер активно развивает СТМ.
«Это товары, которые мы тщательно отобрали, – объясняет директор по маркетингу «Самоката» Игорь Рожков. – Обычно это интересные позиции в каждой категории, которые практически невозможно найти в других торговых сетях. Мы такие продукты находим в каждом регионе, и для местных производителей это возможность начать поставки на федеральном уровне».
Минимальная сумма заказа в «Самокате» в Кемерове на сегодня – 100 рублей. Доставка всегда бесплатная. Ее стоимость не заложена в цену продуктов, заверяет Игорь Рожков. Держать ценник на одном уровне с обычным сетевым ретейлом позволяет отсутствие части традиционных для этой сферы издержек. Так, в дарксторах нет продавцов и кассиров – только кладовщики, товароведы и сборщики.
На старте «Самокат» открыл в Кемерове 12 дарксторов и набрал около 500 сотрудников. Большая часть из них – курьеры. Их работа оплачивается по часам и не зависит от количества выполненных заказов, как в большинстве служб доставки. В перерывах курьеры могут отдохнуть и пообедать в выделенной для них комнате при дарксторе. Работать можно в знакомом районе – там же, где и живешь. Сколько часов в день работать, выбирает сам сотрудник.
Момент презентации «Самоката» в Кемерове. Справа налево: управляющий Кемеровским отделением Сбербанка Андрей Бернадский, директор по маркетингу онлайн-ретейлера «Самокат» Игорь Рожков, минристр цифрового развития и связи Кузбасса Максим Садиков, заместитель мэра Кемерова Олег Коваленко. На заднем плане: руководитель пресс-службы «Самоката» Кирилл Жарков. Фото Василия Пархоменко.
«Развитие экосистемы Сбера в регионах – важный социальный аспект, – комментирует управляющий Кемеровским отделением ПАО Сбербанк Андрей Беднарский. – Мы стараемся окружить клиентов удобными цифровыми сервисами на все случаи жизни. Сегодня для жителей Кемерова стал доступен еще один удобный сервис – экспресс-доставка «Самокат». С его помощью кемеровчане имеют возможность снять часть ежедневных бытовых хлопот, существенно сэкономить время, которое они регулярно тратят на походы в магазины, использовать его на что-то более важное».
Заместитель мэра Кемерова Олег Коваленко отмечает, что такой сервис, как «Самокат», может стать важным подспорьем для городской социальной службы. Ежедневно 600 женщин-соцработников обслуживают 6742 человека, каждому из которых нужно привезти продукты.
«Женщины переносят тонны груза, – говорит Коваленко. – Я вижу в этом сервисе огромное прикладное социальное значение. И мне очень приятно, что Кемерово – он у нас всегда был пионером в плане внедрения новых технологий – здесь тоже будет одним из первых. Я уверен, что у этого проекта большое будущее».
По словам Игоря Рожкова, в рамках пилотного проекта «Самокат» предоставляет дополнительную скидку 10% на все заказы для социальных работников Ленинского района. В дальнейшем эту возможность распространят на Кемерово в целом. По статистике «Самоката», услугами сервиса в городах присутствия пользуются 30-40% семей. Уже в утро старта проекта кемеровчане сделали в «Самокате» около 300 заказов.