Противостояние двух шахматистов в кино. Может ли это быть интересно тем, кто не увлекается данным спортом? Конечно. Противостояние двух интеллектов может быть интересно, особенно если грамотно подать. Идеальный тому пример легендарный «Ход Королевы». А противостояние Анатолия Карпова и Виктора Корчного интересно и за счёт многих событий, происходящих вне матча.
Противостояние которое длится годами. Борьба поколений (между Карповым и Корчным разница в 20 лет). И борьба идеологий: один считает себя жертвой режима и пытается одолеть его представителя – своего давнего соперника. Второй – молодой и амбициозный чемпион, желающий доказать всему миру, что не зря носит чемпионский титул и одолеть бежавшего из страны предателя. Как данную историю представляет «Чемпион мира»? Интересно, зрелищно, но в историческом контексте довольно однобоко. Что мы имеем в виду? Расскажет КиноКузбасс.
Сюжет
За что хочется похвалить создателей – нам сразу дают понять, о чём фильм. Шахматный матч за право участия в международном турнире в 1974 году. Победа Карпова и провал Корчного. Титры где шахматный поединок представлен средневековой баталией. Все красиво, внятно и понятно. Начинается история очень хорошо. Но в чём главный конфликт? Карпов становится чемпионом мира не за счёт победы, а за счёт отказа действующего чемпиона Роберта Фишера от игры. На Карпова тут же вешают ярлык «бумажного чемпиона», который он решает развеять. И у него получается, следующие три года он успешно обыгрывает одно гроссмейстера за другим. Но вскоре появляется возможность удержать титул в борьбе с действительно грозным противником – Корчным. А он здесь как?
Корчной бежал из СССР. В 1976 году он запросил политическое убежище в Голландии. Почему? У Корчного явные проблемы с коллегами и министерством спорта. Его конфликтное поведение уже всех достало. Вообще, если копнуть в историю, с представлением Корчного у фильма явные проблемы. Но об этом потом. После бегства Корчной лишен гражданства и считается предателем в СССР. Однако он не останавливается и решает переиграть всех, бывших коллег. Один за одним советские гроссмейстеры проигрывают ему. Скоро очередь доходит до звания чемпиона мира и тут в игру должен вступить действующий чемпион – Карпов. Двойная удача, расквитаться и с главным соперником и со страной которую он представляет. И теперь предстоит схватка не просто двух игроков, а двух режимов. Жертва коммунизма представляет капиталистический запад, а молодой чемпион должен удержать корону в СССР.
История фильма действительно интригует и держит в напряжении. Шахматные ходы представляются либо в виде баталий, либо в виде переплетающихся синопсисов. Все смотрится свежо, интересно и зрелищно. В целом, нас ждёт хорошо сделанная спортивная история по лекалам. Есть главный герой, есть злой соперник, есть множество трудностей и попытки выиграть вопреки. В целом, ничего нового, но такой подход работает. Фильм можно было бы только похвалить за сценарий. Но только если не погружаться в исторический контекст.
Сходство с реальной историей
Интерес реального противостояния состоит в его неоднозначности. Корчной действительно был известен склонностью к конфликтам. Но в то же время он не был всемогущим злодеем. Ещё до игры с Карповым его пытались подвинуть от крупных игр, все хотели, чтобы страну представлял молодой и более перспективный шахматист. Заслуживал ли Карпов такого внимания к себе? Несомненно. Молодой гроссмейстер проявил себя как настоящее дарование. Стоит ли ради него отодвигать конфликтного, но более опытного игрока? Тут уже вопрос спорный. Но проблема в том, что давление на Корчного никак не показано в фильме, и все его претензии выглядят как ложь и пустая зависть. Поэтому с точки зрения показанной в фильме совсем не понятно, почему он бежит из страны, почему готов принять на себя ярлык предателя и почему так не любит советский режим. Нет, мы не оправдываем его поступки, но такой однобокий подход нам кажется странным.
Кстати, интересный факт. После того как Корчной заявил, что проиграл из-за давления сверху ему запретили выезд из СССР. Но в 1975 снова вернули, благодаря содействию Карпова. Интересная деталь, демонстрирующая неоднозначность жизни и всей ситуации. Что из упомянутого есть в фильме? Ничего.
Зато есть злой и безжалостный советский режим. Брежнев грозит, что всем не сносить головы, если Карпов проиграет. Министр спорта не верит в победу Карпова и уже готовит оправдания его поражения. Но при этом с чемпионом почему-то отправляют делегацию из лучших игроков союза, сотрудников КГБ и номенклатуры. Такое ощущение, что выиграть хочет только Карпов, а не весь СССР с его кадрами и ресурсами.
При этом Корчной представлен как всемогущий злобный гений. Он приглашает на игру экстрасенса, чтобы тот спутывал мысли Карпова. Бред сивой кобылы? Пожалуй. Но, во-первых, нормально играть, когда на тебя кто-то злобно пялиться уже не очень легко. А во-вторых, претензия к данному эпизоду действительно была. Вот только считается, что злобного медиума подсадил не Корчной, а советская делегация. Почему Корчному приписывают то, в чём обвинили сопровождение Карпова? Потому что так захотели создатели фильма. Им нужно чтобы герой выиграл вопреки.
Карпову постоянно что-то мешает, то змея заползет в отель, то траву начнут рано стричь, то вертолет начнет кружить над крышей. И главная проблема в том, что всё было с точностью наоборот. На стороне Карпова был весь СССР, и просоветские на тот момент Филиппины, где проходил матч. А кто был на стороне Корчного? Рим не жалует предателей, Голландия и Швейцария не разрешили ему выступать под своими флагами. Корчной представлял не страну, а одного человека – себя. Его делегация была значительно скромнее советской и кадры, работавшие в ней, не отличались значительным влиянием. Как раз именно Корчной сталкивался с трудностями, в которых постоянно винил СССР. Насколько они надуманны или правдивы уже другой вопрос. Суть в том, что он вышел на схватку вопреки, а не Карпов. Но в фильме всё с точностью до наоборот.
Картинка и звук
В визуальном плане фильм сделан отлично. Операторская работа и монтаж на высшем уровне. Ещё приятна глазу компьютерная графика, с помощью которой в фильме показаны баталии в воображении игроков и переплетения синопсисов с вариантами ходов. Картинка получает однозначный плюс.
Саундтрек фильма кажется немного странным. Создатели решили использовать помимо оригинальной дорожки популярные советские композиции. Шаг был бы неплохим, если бы они звучали в тему. А так то и дело возникает диссонанс. Контекст песни один, а на экране происходит совсем другое. Но такие моменты возникают не так часто, поэтому за звук тоже плюс, хоть и с оговорками.
Персонажи и актёры
Стоит признать, актёрский состав фильма действительно хорош. Иван Янковский, играющий Карпова, отлично раскрывается как актёр. В настоящий момент, мы считаем роль лучшей в карьере актёра. Он мог бы считаться главной звездой фильма, если бы не Константин Хабенский. Его Корчной коварен, омерзителен, злобен и прекрасен. При всех претензиях к сценарию, мы признаем, Хабенский отлично сыграл яркого гада, которого хочется ненавидеть. Ещё очень трогательно смотрится Виктор Добронравов, сыгравший отца Анатолия Карпова. Все остальные актёры хорошо справляются с ролями, все на своих местах. Поэтому за персонажей мы ставим ещё один плюс.
Итог
«Чемпион мира» получился интересным и захватывающим фильмом. Его можно было бы точно назвать хорошим, если бы не обилие перевирания фактов. Зачем нужно было ещё сильнее обливать грязью человека, который и так считался предателем? Зачем уничижать героя и усиливать злодея? Наверное, потому что так учили в киношколе. Или потому, что создатель Т-34 считает, что после рыцарей гестаповцев терять уже нечего. По итогу имеем то, что имеем. «Чемпион мира» получился качественным российским фильмом который нам не очень хочется рекомендовать к просмотру. Не зная исторического контекста, зритель, конечно, получит удовольствие от увиденного. Но потратив хотя бы 15-20 минут на изучение вопроса поймет, как нагло ему лгали почти два с половиной часа.