27 сентября 2021 | Анна Тимощук

Психотерапевт Анна Аредакова. Фото из личного архива.

Всем известное событие, которое произошло в Перми 20 сентября, в очередной раз дало чёткое понимание, что мы часто даже не догадываемся, что происходит с нашими детьми. И вообще в мире подростков. Чем живут молодые люди, какие ужасные планы могут строить… На эту непростую тему говорим с семейным психотерапевтом Анной Аредаковой.

 

– Анна, такое разрушительное поведение человека – это «про что»?

– Это результат проявления агрессии. Это своего рода «лакмусовая бумажка» при нарушении границ и психологическом давлении. Но агрессия в чистом виде – это всего лишь эмоция, которая будет у любого человека, в каких бы условиях он ни воспитывался. Агрессия нужна для выживания, для защиты своей жизни и личных границ. Это энергия. Только, опять же, кто-то её использует для созидания (что-то делает, творит, побеждает в соревнованиях), а кто-то – для разрушения (употребляет алкоголь, наркотики, проявляет насилие к другим людям).

– А те, кто совершают массовые расстрелы (насилие), обладают какими-то определёнными чертами характера и особенностями нервной системы?

– Да. Я выделю три основных типа. Первый – психопатический. Это люди, страдающие нарциссизмом, лишённые эмпатии и с завышенным самомнением. Такие особенности психики – результат ги­пер­опе­ки, ги­пер­кон­тро­ля, насилия и психологического подавления в родительской семье.

Второй – психотический тип. Это люди с такими серьёзными расстройствами психики, как шизофрения и/или маниакально-депрессивный психоз, они могут страдать от галлюцинаций и бреда. Это результат нарушения деятельности головного мозга и нервной системы.

Третий тип я бы назвала «психологически травмированными подростками и юношами». Это не обязательно дети из неблагополучных семей. С виду это могут быть даже самые обычные семьи. Но в этих семьях ребята, возможно, предоставлены сами себе, или они – «нежеланные» дети, которые просто лишены любого родительского внимания, любви и тепла.

И хотя люди, принадлежащие к трём категориям, могут совершать одинаковые преступления, они делают это по совершенно разным причинам. Первые два типа могут совершать преступления по причине своего психического нездоровья. Они не отличают фантазии от реальности. Любая возникающая мысль в голове требует завершения в реальности. А причина совершения преступлений массового характера у травмированного подростка со сломанной психикой и подавленной агрессией – это завоевание любви через общественное признание и известность. Насилие в их картине мира – единственный способ заявить о своём существовании, занять значимую позицию и подчеркнуть важность собственной личности. Чтобы наконец-то они стали известными, «о них все заговорили», их узнали и полюбили. Это деструктивный вариант.

– Что можно и нужно заложить в наших детей с рождения?

– Самым первым и базовым чувством, в котором нуждается ребёнок (и в дальнейшем человек на протяжении всей жизни), – это безопасность. Чувство безопасности формируется как раз в младенчестве, когда мама чутко удовлетворяет все потребности своего ребёнка в первые месяцы его жизни. Мама – это же целый мир для малыша. И если она любящая, внимательная и заботливая, то ребёнок чувствует себя в безопасности. И потом, когда он повзрослеет, то будет думать, что мир – это безопасно.

Но бывает, что мама в первые месяцы жизни ребёнка находилась, например, в депрессии. И она была безэмоциональна, скупа на проявления чувств к своему ребёнку и систематически не удовлетворяла его потребности. Такому малышу будет тревожно. Во взрослом возрасте он будет воспринимать любые действия, слова и чувства других людей как враждебные.

Вся разница между этими потенциальными детьми, которые могли бы воспитываться в разных условиях, в том, что в первом случае ребёнок и в дальнейшем взрослый будет действовать из любви и доброты, а второй – из чувства агрессии и тревоги. Первый будет не бояться действовать, творить, пробовать, а второй – воспринимать любую неудачу как трагедию всей жизни.

В качестве примера хочу рекомендовать американский фильм «Что-то не так с Кевином». Это очень тяжёлый фильм, но он ярко и подробно показывает, какой путь проходит подросток (от желания добиться любви своей матери до совершения массового убийства детей в школе). Как он планировал, как готовился, как всё продумал до мелочей. И если бы родители были внимательными, они бы заметили не только особенности его поведения, но и действия, ведущие к преступлению.

– Что ещё может спровоцировать агрессию?

– Буллинг в учебных заведениях, социальных сетях – это ещё один вид психологического давления, который может спровоцировать агрессию, ведущую к насилию. И часто травлю провоцируют сами учителя. И если открытое психологическое насилие и нарушение границ ещё как-то можно распознать, то пассивная агрессия часто замаскирована под «заботой». Иногда её примерами служат даже комплименты (например, «как тебе идёт быть полным»). Дети с осознанием своей уникальности и самоценности пропустят такие слова мимо ушей, а неуверенный и тревожный ребёнок сожмётся, как пружинка. И такие пружинки рано или поздно выстреливают в прямом и переносном смысле.

И здесь есть очень важный момент: если вовремя выявить такого подростка, то можно его деструктивные цели направить на продуктивную деятельность (общественную, активную, творческую, спортивную и так далее).

Ещё очень важный момент, на который просто необходимо обратить внимание: у каждого «громкого» массового убийства или насилия всегда есть поклонники и последователи. В нашей стране «смакуют» информацию об убийцах, насильниках и террористах, вызывая ещё больший интерес к их личностям. И это большая ошибка. В зарубежной практике запрещено в СМИ даже упоминать имена таких массовых убийц. Потому что это может вызвать огромный всплеск последователей и рост повторных преступлений. Там говорят о пострадавших, берут у них интервью, снимают о них фильмы. А в нашей стране снимают фильмы о самых громких маньяка и педофилах.

– Может ли психолог в учебном заведении обнаружить таких детей с опасными для себя или других наклонностями?

– Если исходить из реальной картины, то в учебном заведении на одного психолога приходится в среднем около 2000 обучающихся. К сожалению, в этой ситуации психолог может работать только с тем, что уже произошло. Держать в поле своего внимания и профилактически работать с таким количеством людей невозможно. Выявлять подобные случаи можно было бы, если создать систему, в которую были бы включены не только психологи, но и психиатры, социальные педагоги, классные руководители и тьюторы.

Провести профилактику, предупредить критическую ситуацию реально, когда подросток ежедневно в поле внимания многих людей, которым он небезразличен. Тогда в трудный момент кто-то из взрослых, кому ребёнок доверяет, скорее всего, окажется рядом. К сожалению, в современном мире Интернет доступнее, чем родители. С родителями не всегда получается по душам общаться, а интернет открыл и нашёл «ответ» на любой вопрос. Только подросток ещё не может сам понять, верный ли этот ответ и какая ответственность лежит за этим решением. Желательно, чтобы родитель был самым доверенным лицом. Или хотя бы был внимательным к своим детям.

– На что нужно обратить внимание родителям?

– Обращайте внимание на действия своих детей! На то, что они пишут в социальных сетях. Интересуйтесь, какие покупки делают, где берут деньги.

Зачастую сигналы опасности и тревожные признаки довольно очевидны. Подростки могут в открытую сообщать о своих планах, писать об этом в интернете, в соцсетях, обсуждать с друзьями. Порой они довольно откровенно рассказывают о намерении совершить акт насилия. Но бывают и ситуации, когда это не совсем понятно. Вам может казаться, что подросток просто проявляет чрезмерный интерес к случаям стрельбы в школах или к какому-то убийце из прошлого. Это может быть не такой очевидный, но всё же серьёзный тревожный сигнал. Кто-то может выдать угрозу, рассердившись. Кто-то может шутить или даже фантазировать на тему того, как совершит атаку. Но если никаких шагов на практике нет, значит, нет и непосредственной угрозы. Но совсем другое дело, если подросток вдруг увлёкся изучением оружия, составом взрывных устройств или стал подробно рисовать план учебного заведения, если он вдруг стал собирать данные и детально планирует нападение. В таких случаях это не просто мысль или фантазия, всё серьёзно.

А вообще, внимательным необходимо быть с самого рождения малыша. И если вдруг вам какое-то поведение или особенность вашего ребёнка кажется странным, то вам не кажется. Это тот момент, на который нужно обратить внимание и посоветоваться со специалистом. Ещё один важный фактор, который должен насторожить, – любое резкое изменение в поведении. Например, был общительный, вдруг замкнулся в себе. Или часто гулял с друзьями и перестал выходить из дома. Был жизнерадостным, но стал безэмоциональным или плаксивым. И так далее.

Когда подросток никому не нужен, не интересен, когда он потерян – он становится опасен для себя или для окружающих. А если у ребёнка что-то не получается, если близкие его только критикуют, другие дети не принимают в компанию – это и есть путь в никуда. Ребёнок сам не может справиться с тем, что его все отталкивают, и одновременно не может справиться со своим одиночеством. Именно тогда он либо бросается в бой, чтобы доказать миру, что он есть и достоин внимания, либо складывает руки и говорит: «Хуже меня нет. Зачем тогда мне в этом мире жить?» Замыкается и ожесточается. И это худшее, что может произойти с детской душой.

Мнение взрослых для подростка важно, просто показывать это не принято. Подросток выверяет себя по значимому человеку, который рядом. Не важно, учителя это, тьюторы, психолог или просто знакомые. Ему важна похвала такого человека, его поддержка, его мнение. Но, к сожалению, чаще наши дети слышат от своих вечно спешащих и тревожных родителей совсем другое: «Не сдашь ЕГЭ – пойдёшь в дворники».

Из практики

«У меня большой опыт работы с подростками с разными социальными статусами и семейными взаимоотношениями. Могу с уверенностью сказать: если выявлять проблемных подростков достаточно рано, оказывать им необходимую поддержку и проводить лечение психических расстройств, они смогут выйти из кризиса и жить нормально. Они уже не станут проявлять насилие, которое, собственно, и встревожило окружающих и побудило оказывать помощь. Психотерапевтическое вмешательство может сыграть важную роль, уберечь наших детей от беды.

Важно замечать успехи своих детей, уважать мнение и поступки, радоваться самостоятельным шагам и делать это «громко». Тогда ребёнок будет чувствовать себя нужным самым близким людям в своей жизни! Конечно, не каждый может быть успешным в учёбе. Но ведь и учёба – это только часть жизни. А если ребёнку интересно жить и учиться, если его жизнь наполнена событиями не только на уроках, но и вне школы, для агрессии не будет причин».

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo