Эту четверть пережить и дотянуть до четвёртой, последней в учебном году, мечтают все. И школьники, и их родители. Последние тоже устают. Не учиться, конечно, а поддерживать, мотивировать, вдохновлять детей на пути к знаниям. Как пережить, дотянуть до конца учебного года? И ещё несколько всегда актуальных вопросов об учёбе мы задали нашему сегодняшнему эксперту – кемеровскому психологу Юлии Бердниковой.
– Юлия, может, есть какая-то успешная стратегия, которая поможет школьникам правильно распределить свои силы, ресурсы, нагрузку по четвертям, по дням недели, внутри дня?
– Ну это точно не «сейчас поднапряжемся, а потом на каникулах, летом отдохнём». Отдых нужен ежедневный, причём не только переключение на другие виды деятельности, но и 1-2 часа в день «бездеятельности» – это время, которое ребёнок может как будто бы слоняться без дела или играть, рисовать, читать, заниматься хобби… Но не для результата, а для погружения в процесс. Так его мозг отдыхает, перерабатывает информацию, полученную в течение дня.
– Очень часто родители устают от того, что ребёнку нужно помогать, контролировать его оценки, домашнюю работу, перемещения по городу…
– И дети тоже могут уставать от того, что находятся под контролем. Я бы рекомендовала постепенно снижать этот контроль, увеличивая доверие ребёнку, конечно, это должно быть по возрасту. Собрать портфель, сделать уроки, приготовить спортивную форму – всё это вполне можно сделать самому уже в первом классе. И ещё совет: выделяйте главное, расставляйте приоритеты, иногда даже можно взять «отпуск» от дополнительных занятий.
– Как ещё можно поддержать своих дочерей и сыновей?
– Телесный контакт, объятия. Это так важно. И особенно в этом нуждаются подростки. Исследования показывают, что такая поддержка помогает взрослым и детям справиться со стрессом и уменьшить страх. Также придерживайтесь медицинских рекомендаций: спорт, режим дня, сбалансированное питание и питьевой режим, ограничение гаджетов. Вроде бы ничего сложного, это должно присутствовать в жизни, независимо от нагрузки, быть образом жизни семьи.
– Из вашего опыта, с чем чаще всего связаны школьные трудности и что вообще может мешать детям учиться?
– Часто родители, чей ребёнок проживает школьные трудности, озвучивают такие варианты: «Он ленивый. Он неспособный. Он просто не хочет, ему неинтересно. Он весь в отца, тот тоже троечник был. С ним мало занимались в детстве. Наверное, я что-то упустила, зря не водила его к логопеду…» И так далее. И первое, что важно сделать мамам и папам в такой ситуации, – это справиться со своими эмоциями, чувством вины и стыда. Желание быстрых результатов в учёбе будет усугублять ситуацию. Потому что из чувства вины вопросы не решаются. Наоборот, кругозор сужается, напряжение вокруг темы обучения возрастает. Значительно эффективнее для родителей привести себя в ресурсное состояние и потом уже смотреть на проблемы ребёнка. Кстати, школьные трудности могут носить медицинский характер – проблемы со здоровьем. Или педагогический – низкий кругозор, пропущены предыдущие этапы в обучении (например, ребёнок не усвоил цифры, а его учат счёту). И психологический.
– Психологические трудности в начальной школе – тема, волнующая многих родителей. Поделитесь своим мнением?
– Если у ребёнка относительно хорошее здоровье, он ходил в детский сад, усваивал программу в полном объёме, а трудности начались только в школе, то нужно обращаться к психологии, к психологу, для того чтобы посмотреть, в чём причина и как можно помочь ученику началки адаптироваться и наладить процесс усвоения нового материала. Если говорить образно, то у человека есть два состояния: тревога/беспокойство и состояние обучения. В тревоге мы закрыты для новой информации, сфокусированы на себе и новое пропускаем, что называется, мимо ушей. Например, у взрослого так бывает после крупной ссоры, когда он застревает в стрессе и долго не может прийти в себя. В состоянии обучения ребёнок открыт для новой информации, он легко складывает её в копилку знаний, пользуется тем, что уже знает. Поэтому важно обращать внимание на его состояние, чтобы он чувствовал себя уверенно, спокойно, мог сосредоточиться и полностью погрузиться в обучение.
– Получается, домашняя обстановка очень даже влияет на процесс обучения?
– Конечно. Снижайте влияние стрессовых факторов дома, учитесь сами быстрее справляться с трудностями. Крупные ссоры, развод, рождение младшего ребёнка, переезд, новый путь в школу – всё это может влиять на школьника, исключить эти факторы невозможно, это жизнь. Ответить у доски, сдать контрольную, рассказать стихи, выучить правила, спокойно высидеть уроки, соответствовать нормам и правилам, принять оценку и сохранить при этом свою самооценку – каждое действие требует от ребёнка определённых усилий и концентрации. Важно, чтобы при этом ваши дети видели пример устойчивого взрослого, который справляется с разными задачами. И ещё два момента. Первое – посмотрите на обстановку в классе, помогайте учителю поддерживать авторитет, никогда не обсуждайте педагога в присутствии детей. Если у вас есть претензии или недовольства, давайте обратную связь, выходите на уровень сотрудничества. И второе – поддерживайте самооценку своих чад. Когда у ребёнка низкая самооценка, у него теряется вера в себя, он не берётся за поставленные задачи, долго откладывает. И на самом деле, он не хочет сталкиваться с собственным неуспехом.
– Какие слова, например, помогут поддержать боевой дух школьников?
– Слова обычные, но очень волшебные. «Ты справишься. Я верю в тебя. У тебя получится. Мне нравится, как ты пишешь/рисуешь. Мне нравятся твои мысли в сочинении».
Когда у ребёнка высокая самооценка, у него повышаются способности. У нас с сыном был такой интересный случай. Он отправлялся на соревнования по шахматам и заранее сказал, что войдёт в десятку лучших. Я сказала в ответ: «Играй как умеешь, может быть, и выше будет место, не нужно заранее настраиваться на десятое». Утром ребёнок начал одеваться, хотел пойти в спортивном костюме, я предложила надеть белую рубашку и брюки, мотивировав это тем, что в случае награждения лучше быть готовым и красиво одетым. Сын вышел из дома в белой рубашке и вернулся с третьим местом. Спросил: «Знаешь, почему у меня медаль?» Улыбнувшись, ответила: «Знаю, потому что ты белую рубашку надел!»
Это история о том, как родители могут поддержать. Каждому нужен тот, кто верит в него больше, чем он сам. Высокая самооценка приводит к тому, что ребёнок старается и равняется на сильных учеников.
– Правильная мотивация к учёбе – какая она?
– Мотивация должна быть связана с познавательным интересом, любознательностью. Если за каждую пятёрку давать конфету или 10 рублей (любая внешняя мотивация), то он может учиться хорошо, но не ради себя и своего будущего, а только для внешнего подкрепления. В итоге мы получим ученика, который толком не знает, что ему нравится и какие у него интересы. А также может получиться, что ребёнок начнёт списывать, то есть он может учиться хорошо любой ценой. Важно, чтобы дети учились для себя примерно с 3-4-го класса. Понятно, что в 1-2-м классе учатся чаще для того, чтобы нравиться родителям и учителю… А дальше важно стараться развернуться к своим интересам.
Дельные советы
– Если у ребёнка реальные трудности (невнимательный, гиперактивный, не умеет читать, писать, считать, дисграфия, дискалькулия), помогайте ему через работу с врачом, логопедом, коррекционным педагогом, нейропсихологом и другими специалистами. Не бойтесь «потратить деньги впустую». Устойчивые результаты со специалистами видны через 3-6 месяцев, но вы поможете своему чаду заложить базу для его дальнейшей жизни.
– Не стоит излишне концентрироваться на оценках. Оценка, как и заработок у взрослого, не является отражением ценности человека, не отображает в полной мере его вклад в процесс обучения.
– Верьте в детей, но не надейтесь, что проблема «пройдёт сама». Потому что неусидчивость, например, действительно к 10-12 годам станет меньше проявляться, так как произойдёт скачок роста. Но те знания, умения, которые школьники упустили в 7-10 лет, сами по себе не восстановятся и могут стать проблемой в старших классах.
Подготовила Анна Тимощук.