По замыслу руководства Кузбасса, север и юг региона — обе агломерации — должны развиваться равномерно. Развитие подразумевает не только усиление экономики, строительство жилья, социальных учреждений, дорог, но и обновление общественного транспорта, который перевозит пассажиров по этим дорогам. Поэтому вопросы доступности и экологичности автобусов, троллейбусов, трамваев для населения Кузбасса остаются актуальными — и, в отличие от многих других субъектов РФ, решаемыми.
Политика, которой власти региона придерживаются последние пять лет, дает свои результаты. Например, в Кузбассе на маршрутах не встретишь 20-летних корейских автобусов или ржавеющих «ГАЗелей», которых полно в других регионах. К слову, в среднем по России 75% городского транспорта — старше 15 лет, а сама инфраструктура изношена на 80%. Для сравнения: с 2019 года по настоящий момент автопарк Кузбасса пополнили 1217 новых автобусов различных классов и назначения. Он модернизирован на 60% от существующей потребности.
Обновление идет планово – по подпрограмме «Транспорт» государственной программы Кемеровской области – Кузбасса «Оптимизация развития транспорта и связи Кузбасса» на 2014–2024 годы. Партии новых автобусов не оседают в областной столице, а распределяются по городским, междугородним и пригородным маршрутам.
Рейтинговый Новокузнецк
В 2018 году для южной столицы Кузбасса купили первые два троллейбуса с увеличенным автономным ходом. А в ноябре 2020 года в городе была запущена транспортная реформа с целью повышения уровня комфорта пассажиров и улучшения качества транспортных услуг.
Основное обновление парка шло в рамках реализации федерального проекта «Чистый воздух» нацпроекта «Экология». Всего в Новокузнецке за пять лет на автопарк и инфраструктуру городского электротранспорта затрачено свыше 4 млрд рублей из федерального, регионального и городского бюджетов. На эти средства приобрели более 50 единиц современного и экологичного электротранспорта — 23 троллейбуса и 29 трамваев. Кроме того, идет капитальный ремонт трамвайных путей и инфраструктуры горэлектротранспорта, а с мая 2022 года по Новокузнецку в экспериментальном режиме курсирует электропоезд.
На сегодняшний день городская сеть модернизирована, транспорт ходит по 54-м маршрутам (41-му автобусному, 6-ти трамвайным и 7-ми троллейбусным). Кроме того, из Новокузнецка отправляется общественный транспорт по 39 пригородным маршрутам.
Как отмечают в министерстве транспорта региона, основные принципы организации новой сети – это повышение удобства для пассажиров, а значит организация магистральных и подвозящих маршрутов, приоритет городскому электрическому транспорту. Новые низкопольные автобусы на газомоторном топливе, во-первых, вмещают больше пассажиров, чем их предшественники, и, во-вторых, они гораздо удобнее, безопаснее. В Новокузнецке удалось не только полностью обновить автобусный парк, но и до минимума сократить сходы автобусов с линии из-за неисправности и добиться четкого соблюдения расписания движения.
Такие перемены заметили не только местные жители, пассажиры, но и эксперты. По итогам исследования возраста электротранспорта в 115 городах страны ВЭБ.РФ в августе 2022 года включил Новокузнецк в пятерку лидеров в России по обновлению троллейбусов и трамваев. А в ноябре лидерство кузбассовцев подтвердила компания по транспортному моделированию Simetra, которая подготовила свой рейтинг городов по качеству общественного транспорта. Эксперты проанализировали ценовую доступность, комфорт и удобство, функциональность транспортной сети, безопасность и устойчивое развитие. В этом рейтинге (куда специально не включали столичные Москву и Санкт-Петербург) лидером стала Пермь, а на второе место вышел Новокузнецк.
Судьба городского электротранспорта
В Кузбассе от троллейбусов и трамваев не отмахиваются ради экономии средств на их обслуживание и расширения проезжей части, а считают одним из приоритетных направлений развития. Городской электротранспорт (ГЭТ) сохранился в пяти городах: Кемерове, Новокузнецке, Ленинске-Кузнецком, Прокопьевске и Осинниках. По данным минтранса, для обеспечения оптимального результата необходимо обновить 92 трамвая и 82 троллейбуса.
На сегодняшний день в Новокузнецк поступили 30 троллейбусов и 32 трамвайных вагона, в течение года ожидается еще 8 троллейбусов. Всего по региональным и городским проектам к концу 2023 года в южной столице региона будет обновлено 90% троллейбусного парка и более 50% трамвайного. Проекты включают также строительство новых инфраструктурных объектов, капитальный ремонт контактной и кабельной сети трамвая и троллейбуса, электрооборудования тяговых подстанций и трамвайного пути.
В Кемерове также широко используется электротранспорт, учитывая его высокую экологичность и провозную способность. Мэрия занимается проектированием реконструкции трамвайных маршрутов № 1 и № 10. Кроме того, вслед за Новокузнецком северная столица претендует на участие в федеральном проекте «Чистый воздух» национального проекта «Экология». Администрация города рассматривает варианты обновления троллейбусного парка — покупки 57 новых машин, возможно, в лизинг.
В остальных городах области, имеющих маршруты ГЭТ, основная работа сводится к поддержанию существующей инфраструктуры в удовлетворительном состоянии — с перспективой модернизации.
Карта пассажира, валидаторы и новые автовокзалы
Для удобства пассажиров на всей территории региона с 2020 года введена безналичная оплата проезда. Транспорт государственных и муниципальных предприятий оснащен переносными терминалами и валидаторами, безналичный расчет используется на маршрутах всех видов сообщений (город, пригород, межгород). Дифференцированный тариф предполагает разный размер оплаты в зависимости от способа: при расчете банковской картой на 5 рублей выгоднее, чем за наличку.
Транспортные карты реализуются на предприятиях транспорта, автовокзалах и автостанциях региона, объектах торговли каждого из муниципальных образований. Действует и система льгот. При оплате транспортной картой пенсионеры оплачивают проезд по сниженной стоимости в размере 12 рублей (15 рублей за наличный расчет), учащиеся и школьники – 14 рублей (18 рублей за наличный расчет). Также действуют безлимитные проездные билеты: месячные, недельные и дневные (такие билеты позволяют пассажирам, часто пользующимся общественным транспортом, значительно экономить на оплате).
В Новокузнецке и Кемерове внедряется бескондукторная система оплаты проезда (в автобусах на поручнях возле дверей установлены валидаторы). В южной столице уже весь городской парк перешел на эту систему, а в северной пока на 30%.
Для доступности и комфорта передвижения кузбассовцев разрабатывается программа «Карта жителя» и создается база данных цифровых профилей жителей региона с возможностью регистрации в ней банковских карт «Мир» любых банков-эмитентов. Одним из проектов, с которым связано будущее общественного транспорта Кузбасса, является разработка и введение в эксплуатацию Региональной навигационно-информационной системы (РНИС).
Кроме системы оплаты, развивается в целом инфраструктура. В рамках подпрограммы «Транспорт» государственной программы «Оптимизация развития транспорта и связи Кузбасса» в 2021 году построен и введен в эксплуатацию автовокзал в городе Белово. Он рассчитан на обслуживание миллиона пассажиров в год или на 3 тысячи в сутки. В новом двухэтажном здании разместились два зала ожидания, комната матери и ребенка, пять касс, буфет, медпункт, пост охраны, санузлы, служебные помещения.
От работы общественного транспорта зависит многое в повседневной жизни немалого количества людей. Ритм рабочего и выходного дня, доступность магазинов, мест отдыха, развлечений… В Кузбассе изменения, которые произошли в последние годы, дают повод для оптимизма. И хотя проблемы в сфере транспорта еще остаются, шаг вперед сделан большой. И пусть такая динамика сохраниться.
Автор текста: Ксения Крымова