В последнее время участились случаи телефонного мошенничества, связанные с полисом обязательного медицинского страхования. Прокомментировать данные факты мы попросили начальника отдела организации ОМС ТФОМС Кемеровской области – Кузбасса Наталью Киселеву.
– Действительно, гражданам стали поступать звонки от телефонных мошенников и киберпреступников. И это происходит не только у нас в Кузбассе, но и по всей России. Схемы обмана одинаковые: злоумышленники представляются сотрудниками страховых медицинских организаций или территориальных фондов ОМС, служащими департаментов или министерств здравоохранения, специалистами портала «Госуслуги» и сообщают, что в соответствии с новыми законами необходимо заменить полисы ОМС старого образца на цифровые или пластиковые полисы с QR-кодом или продлить действие полиса ОМС.
Звонящие сообщают, что замену полиса или его продление необходимо сделать срочно, и предлагают застрахованному для его удобства оформить всё дистанционно: по телефону.
Далее мошенники могут продолжать беседу по следующим сценариям:
- просят назвать код, который прислали в SMS-сообщении, девичью фамилию матери (в качестве кодового слова);
- предлагают установить мобильное приложение на телефон или перейти по отправленной ссылке;
- говорят, что оплатить переоформление или продление полиса ОМС можно со скидкой, перечислив деньги на присланные реквизиты карты или номер телефона и т. д.
Уважаемые кузбассовцы, призываем вас быть бдительными, внимательными и не поддаваться на уловки мошенников! Основная задача преступников во время разговора – получить доступ к личным данным гражданина и его сбережениям.
Важно знать:
- полисы ОМС россиянам выдаются бесплатно и бессрочно, они не требуют продления;
- несмотря на то что с декабря 2022 года оформляются цифровые полисы ОМС, полисы на бумажном носителе или в виде пластиковой карточки продолжают действовать и замене не подлежат;
- цифровые полисы ОМС не имеют QR-кодов, только штрих-код;
- специалисты страховых медицинских организаций действительно могут позвонить своим застрахованным, чтобы сообщить о необходимости актуализировать данные полиса или пригласить на диспансеризацию, но они никогда не присылают СМС с цифровыми кодами, не спрашивают и не озвучивают персональные данные застрахованных и тем более не просят перевести деньги.
Если вам поступил подобный звонок, рекомендуем не отвечать на вопросы анонимов и немедленно прекратить разговор. Сообщите об инциденте в свою страховую медицинскую организацию либо в контакт-центр Территориального фонда ОМС.
Бесплатный круглосуточный номер контакт-центра ТФОМС Кемеровской области – Кузбасса 8-800-200-60-68.
Телефон контакт-центра страховой компании указан на оборотной стороне полиса ОМС. Также его можно посмотреть в личном кабинете на портале «Госуслуги», на сайте ТФОМС (раздел «Страховые компании»), на сайте страховой медицинской организации. Контакт-центры страховых компаний работают в круглосуточном режиме.
Пётр Романов.