12 января 2023 | Светлана Булаева

Фото Минздрава Кузбасса.

Раньше, чтобы получить консультацию узкого специалиста, жителям отдалённых муниципалитетов региона приходилось решать задачу со звёздочкой: записаться на приём в медучреждение крупного города и добраться до него. При этом ожидание появления места в очереди к врачу также могло длиться довольно продолжительное время. А ведь чем раньше будет диагностирована проблема и составлен протокол лечения, тем больше шансов на благополучный исход заболевания. К счастью, технологии не стоят на месте. В Кузбассе обновили региональную систему телемедицинских консультаций. Теперь медики из отдалённых и труднодоступных территорий могут на специальном портале получать консультации коллег из различных областных клиник.

Дистанционно врачи могут обсуждать истории болезни сложных пациентов, просматривать лабораторные и диагностические исследования, обмениваться графическими данными, результатами исследований. Сегодня на портале зарегистрировано более 900 медицинских работников из 90 медицинских организаций региона. С октября 2022 года проведено более 1000 консультаций по 51 профилю: кардиология, онкология, инфекционные болезни, – рассказал министр здравоохранения Кузбасса Дмитрий Беглов.

Улучшения по всем фронтам

В рамках программы модернизации первичного звена здравоохранения нацпроекта «Здравоохранение» в Кузбассе проходит масштабная замена устаревших ФАПов на современные модульные строения, а также проводятся капитальные ремонты в зданиях амбулаторий. Параллельно в рамках регионального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» каждое медицинское структурное подразделение обеспечивается точкой доступа в интернет, компьютером и программным обеспечением.

– Кузбасский областной медицинский информационно-аналитический центр имени Р.М. Зельковича внедрил портал, доступный всем врачам и фельдшерам. Сейчас консультации на нём проходят в режиме «врач-врач», но в ряде ФАПов уже появилась возможность сажать перед монитором пациентов. И эта практика будет широко применяться, что особенно важно для небольших муниципалитетов, – поясняет главный областной специалист по терапии и общей врачебной практике Лариса Токарева. – На портале есть возможность получить консультацию, загрузив документы – выписки из истории болезни, анализы и другое. Профильный специалист ответит в письменном виде. А можно подключиться по видеосвязи. Сейчас идёт процесс обучения фельдшеров. 98% наших специалистов уже перешли на использование электронной базы.

Никаких очередей

Портал устроен максимально удобно. Медучреждения открывают специальные лоты. Фельдшер выбирает нужного специалиста и записывается к нему на консультацию, в ответ получает дату и время, в которые произойдёт сеанс связи. Все документы, которые загрузили в ФАПе или поликлинике, сразу же отображаются в личном кабинете у врача. Никакой бумажной волокиты. После консультации все протоколы и выписки фельдшер может добавить в электронную карту пациента, а также распечатать на принтере.

– В системе задействованы все медорганизации региона. Попасть на приём можно не только к специалистам из крупных областных больниц, но и из районных. Направлений очень много: пульмонология, гастроэнтерология, эндокринология, акушерство и гинекология, нефрология, кардиология, неврология и другие. Система замечательная! Все необходимые анализы и измерения пациент делает в своём населённом пункте, а консультацию получает дистанционно у профильного специалиста, не тратя силы и время на дорогу, – рассказывает Лариса Токарева.

Непрерывное обучение

Подобные консультации полезны не только для пациентов. Фельдшер получает возможность повысить свои компетенции, видя, как происходит приём у других врачей. В обычной медицинской практике такой возможности у специалистов, как правило, не бывает.

– Терапевты и фельдшеры раньше могли только выписать направление на консультацию к специалисту. Теперь же вместе со своим пациентом они попадают на приём. И это очень ценный опыт для медицинского работника. Например, если у человека никак не корректируется давление, то опытный кардиолог знает, что именно нужно уточнить. И эти вопросы фельдшер сможет задавать и другим людям с подобными проблемами, – говорит Лариса Токарева.

Портал пациента

Цифровизация – одно из приоритетных направлений работы системы здравоохранения по всей стране. Поэтому сейчас специалисты КОМИАЦ им. Р.М. Зельковича ведут настройку системы, чтобы на портале «Госуслуги» кузбассовцы могли без проблем и сбоев записываться к врачу, на вакцинацию, диспансеризацию, открепиться или прикрепиться к поликлинике.

Кроме того, в этом году в Кемеровской области планируется запуск медицинского «Портала пациента». По факту в смартфоне человека будет находиться его медицинская карта со всеми данными исследований и посещений врача. С этой электронной картой кузбассовец сможет обратиться в любое медучреждение региона для консультации или лечения.

Новая амбулатория

Теперь воспользоваться всеми преимуществами телемедицины смогут в селе Барановка Кемеровского округа. Здесь начала работу новая амбулатория.

Модульное здание площадью 387 кв. м построили по программе модернизации первичного звена здравоохранения нацпроекта «Здравоохранение». Старое здание уже перестало отвечать современным требованиям. Теперь жители смогут получать медпомощь в комфортных условиях.

– Мы продолжаем работу по повышению доступности медицины в Кузбассе. В прошлом году по нацпроекту «Здравоохранение» в муниципалитетах региона начали работу 73 ФАПа и амбулатории. С сегодняшнего дня в Барановке 1295 человек, в том числе 262 ребенка, будут получать медицинскую помощь в современных условиях и рядом с домом. В 2023 году планируем построить и открыть ещё 42 таких пункта, – подчеркнул губернатор Кузбасса Сергей Цивилев.

Для того чтобы сделать приём пациентов наиболее комфортным, потоки взрослых и детей были разделены. В здании оборудовали регистратуру, процедурный и прививочный кабинеты. Здесь же работает дневной стационар, есть просторный коридор с удобными местами ожидания, кабинет здоровья для детей, акушера-гинеколога, педиатра, стоматолога, физиокабинет, кабинет забора крови. Выделена санитарная зона. Санузел рассчитан на лиц с ограниченной мобильностью.

Амбулатория оснащена всем необходимым оборудованием: высокотехнологичным аппаратом для автоматизированной и дистанционной оценки ЭКГ, автоматическим наружным дефибриллятором с функцией голосовых подсказок, одеялом с подогревом для новорождённых, укладками для оказания первой медицинской помощи. Техника позволит оперативно снимать и оценивать электрокардиограмму посредством дистанционного консультирования, оказывать экстренную помощь всем категориям пациентов, включая новорождённых. Имеется портативный аппарат для определения уровня сахара, холестерина и гемоглобина в крови. К радости жителей, в ФАПе работает стоматологический кабинет, оснащённый современной функциональной установкой с врачебным блоком управления инструментами.

Во всех кабинетах есть холодильники и шкафы для хранения медикаментов. Рабочие места врачей и медицинских сестёр, регистратура оснащены компьютерной техникой, позволяющей оформлять электронные протоколы осмотра и вносить результаты исследований в электронную амбулаторную карту. По региональному проекту «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» в амбулатории проведён высокоскоростной интернет по оптоволокну, благодаря чему будут проходить телемедицинские консультации – врачи смогут обсуждать с коллегами из районной и областных больниц состояние пациентов в режиме видеоконференции. Это обеспечит жителям посёлка доступность и высокое качество медицинской помощи.

Особенно жителей Барановки обрадовал новый стоматологический кабинет.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo