Сомнительный перезапуск. «Обитель зла: Раккун-Сити» — рецензия на фильм

29 ноября 2021 | Георгий Фадин

Фото: КиноПоиск

Когда речь заходит об удачных фильмах по видеоиграм, «Обитель зла» с Милой Йовович вспоминается одной из первых. Экранизация 2002 года во многом отошла от сюжета видеоигр, переняв лишь несколько ключевых элементов. Но в то же время хорошо смотрелась как самостоятельное произведение. По нашему мнению, и вторая часть вышла неплохой, несмотря на несколько глупых моментов и сюжетных дыр. А вот начиная с третьей части франшиза начала скатываться во всё больший треш и неразбериху. После хилой шестой части стало ясно, что надо либо прекращать, либо устраивать полный перезапуск. Поэтому ещё в 2017 году было решено отправить семейство Андерсен-Йовович на мороз и начать по новой.

И начали проект с размахом, на режиссёрское кресло претендовал сам Джеймс Ван – автор культовых хорорров «Пила» и «Заклятие». Казалось бы – вот кто перезапустит всё как надо. Но интересы Вана, как и всегда, оказались переменчивыми. Он ушёл в работу над другими проектами. А режиссёрское кресло занял Йоханнес Робертс, фильмография которого состоит в основном из фильмов с рейтингом 4/10. Поэтому мы сразу решили не завышать никаких ожиданий от перезапуска. Кроме того, в обзоре не избежать сравнений с предыдущими экранизациями и видеоиграми.  Каким же получился фильм «Обитель зла: Раккун-Сити»? Расскажет КиноКузбасс.

Фото: КиноПоиск

Сюжет

Действие происходит в 1998 году, в небольшом городке Раккун-Сити. Когда-то в нём располагалась крупная фармацевтическая компания «Umbrella». Но почти всё производство и сотрудники были перемещены в другое место, а город стал потихоньку превращаться в захолустье. Скоро начинает происходить лютая дичь, которая явно связана с компанией: люди начинают сходить с ума, животные гибнут, появляются зомби и пошло по накатанной. Разгребать происходящее придётся небольшой компании из местных полицейских и сестры одного из офицеров.

История фильма обладает одним заметным недостатком: её окончание уже известно. Почему? Потому что создатели решили почти полностью повторить сюжет первой и второй части игры. А значит и сопереживать героям в разы тяжелее. Мы ведь уже знаем, кто останется в живых, а кто нет. Тут нам и вспомнился Андерсен с его версией. В своё время его критиковали за то, что главным героем франшизы стала Элис в исполнении Милы Йовович, а главные герои видеоигр оказались на втором плане. Тогда он объяснил это тем, что зрителям будет проще сопереживать персонажам, чью судьбу он не знает. Сомнительный предлог, но на фоне новой экранизации выглядит весомым.

Но проблема сюжета не в том, что большинство зрителей уже знает всю подноготную. Она в том, что создатели решили взять историю не одной части игры, а двух, и впихнуть её в фильм на час и сорок минут. Из этого вытекают и все остальные проблемы. Персонажей слишком много. Они почти никак не подаются и очень хило раскрываются по ходу фильма. Кроме того, они ещё и сильно отличаются от своих прототипов из игр, причём не только внешностью, но и характером. Но о сходстве с играми мы потом поговорим отдельно, а пока продолжим общую оценку сюжета.

Ещё одна проблема фильма: слишком большой расчёт на подготовленного зрителя. Многие сюжетные ходы и перипетии будут совсем непонятны людям далёким от игры. А зрители, которые игры проходили, будут недовольны тем, насколько слаб сюжет в сравнении с игрой.

Фото: КиноПоиск

Ещё одна проблема фильма – очень медленная раскачка. Из полуторачасового фильма половину хронометража занимает представление персонажей и затравки для сюжета. И проблема не столько в длительности, сколько в подаче. Предыстории персонажей растянуты так, будто фильм снимал Тарковский из вселенной бездарей, а диалоги будто писались умственно-неполноценной версией Тарантино. Первые 30-40 минут фильма мы сидели ждали, когда же начнётся хоть что-то интересное. И скоро началось.

После того, как в фильме появляются зомби и другие чудные продукты корпорации, фильм тут же начинает играть новыми красками. Откровенного страха мы не испытали, но многие моменты в фильме действительно удались. Сцены с заражёнными выглядят жутко, одновременно жалко их и в то же время видна их опасность. А вот что фильму не удалось, так это злодеи. Учёный, у которого была целая ночь на побег, прозябал в подземелье почти до конца фильма. А главный предатель вообще нечто феноменальное. Ему будто просто предложили им стать и он такой: «Ок». Злодеев хуже надо поискать.

Сюжет во многом повторяет игры, но делает это в разы слабее. Если рассматривать фильм в отрыве от первоисточника, то получится проходной ужастик со средним бюджетом. А если сравнивать с сюжетом игр, то получится кривая резанная калька.

Фото: КиноПоиск

Сходство с играми

Фанатов игры будто хотели до смерти закидать пасхальными яйцами. В одном стоит отдать должное съёмочной группе —  локации и детали действительно удались. Пейзажи города отлично повторяют те, что были в играх. Интерьеры, вроде полицейского участка и особняка, воссозданы прекрасно. А повторение сцен из видеоигр – просто песня. Но проблема в том, что фильм будто перенасыщен данными сценами. Будь их чуть меньше, они бы воспринимались как приятные мелочи, а так они быстро надоедают.

Ещё одна заметная проблема экранизации – переделывание персонажей. Сильнее всего от данного шага пострадал один из главных протагонистов серии – Леон Кеннеди. Мало того, что из белого и русого парня он стал темноволосым латиносом, ещё и очень пострадал его характер. Ладно, создатели решили повторить путь героя второй части и показать его ещё малоопытным новичком, который только вышел на работу в полиции. Но в фильме он попросту жалок и при этом никак не развивается как персонаж.

Вторым по уровню ущерба стал Альберт Вескер: самый циничный, коварный и расчётливый персонаж серии превратился в двухметрового оболтуса, не способного предвидеть даже на секунду вперед.

Большинство остальных персонажей пострадали в равной степени, кто-то от мискаста, кто-то от плохого сценария. Единственной, кто смотрится аутентично, является Клэр Редфилд. Тут персонаж и подан нормально, и внешне и морально соответствует оригиналу. И хотя её предыстория в фильме вызывает ряд вопросов, на фоне остальных персонажей она смотрится в выигрышном положении.

При этом одна вещь создателям удалась – передача духа и атмосферы игры. Монстры выглядят жутко, а игра со светом и темнотой во многом повторяет оригинальные моменты. Поэтому сходство с игрой можно оценить на полбалла. Какие-то вещи удались, а какие-то однозначно провалились.

Фото: КиноПоиск

Картинка и звук

В визуальном плане фильм выглядит достаточно хорошо, пока не начинается компьютерная графика. Большая часть бюджета явно ушла на декорации и отличный грим. А вот спецэффекты и монстры из компьютерной графики выглядят как работа студентов второгодок. Ещё фильму идут в минус неудачные игры со светом. Некоторые сцены из-за этого выглядят рваными и порой трудно понять, что происходит. Но это лишь пара минусов, которые не отменяют отличную работу гримёров, операторов и художников-постановщиков. Поэтому визуальную часть фильма можно оценить положительно, пусть и с оговорками.

А вот саундтрек фильма шикарен. Песни отлично передают и время действия, и атмосферу. Оригинальные композиции не так разнообразны, но тоже звучат там и когда нужно. За звук твёрдый и уверенный плюс.

Фото: КиноПоиск

Актёры

К сожалению, из-за глупого и рваного сценария многие актёры не раскрывают и половину потенциала. Но это не отменяет их способностей и умения привлечь зрителя. Отдельно стоит похвалить Каю Скоделарио, сыгравшую Клэр Рэдфилд и Тома Хоппера, сыгравшего Алберта Вескера. Хоть последний и невероятно далёк от оригинала, за актёром всё ещё интересно наблюдать. А вот воспринимать всерьёз Эвана Джогию нам было тяжело. Будучи людьми, которые играли в четвертую часть и ремейк второй, нам было трудно принять новое видение персонажа. Но тут претензии к сценаристам и ответственным за кастинг, а не к актёру.

В целом у фильма достаточно крепкий и способный список актёров. Будь у фильма ещё и такой же сценарий, получился бы хороший фильм. А так не получилось использовать и половины возможностей.

Фото: КиноПоиск

Итог

«Обитель зла: Раккун-Сити» является одновременно неплохим хорором на один вечер, сомнительной экранизацией игры и очень слабым перезапуском. Если вы любитель ужастиков, то один раз посмотреть можно, но желания пересматривать точно не появится. Остальным лучше воздержаться от просмотра. А если очень хочется увидеть что-то интересное, то лучше сходите на «Французский вестник».

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo