2021 год для дорожной отрасли региона выдался неоднозначным. С одной стороны, и до этой сферы деятельности дошло эхо коронокризиса. С другой, Кузбасс получил федеральную поддержку в реализации долгожданного проекта – обхода Кемерова. Продолжилась и работа в рамках нацпроекта: между городами появляются новые магистрали, а действующие приводятся в порядок. О самых главных объектах и тенденциях в дорожном строительстве мы поговорили с руководителем «Дирекции автомобильных дорог Кузбасса» Олегом Шурыгиным.
– 2021 год отличается от всех предыдущих тем, что основные знаковые проекты реализованы в предыдущие годы и нынче «Дирекция автодорог Кузбасса» в основном занималась ремонтами во всех районах области? Расскажите о самых главных.
– В текущем году мы привели в нормативное состояние 331,5 километра региональных и межмуниципальных автомобильных дорог, в том числе по национальному проекту «Безопасные качественные дороги» (БКД) – 190,998 километра. Особенность в том, что ремонтируются главные магистрали области, составляющие опорную сеть Кузбасса. На этих дорогах самая высокая интенсивность движения. Это такие магистрали, как Новосибирск – Ленинск-Кузнецкий – Кемерово – Юрга, Ленинск-Кузнецкий – Новокузнецк – Междуреченск, Кемерово – Анжеро-Судженск, Томск – Мариинск, Кемерово – Яшкино – Тайга, «Новосибирск – Иркутск» – Усть-Серта – Листвянка – Усть-Колба, Белово – Коновалово – Прокопьевск, Алтай – Кузбасс, Кемерово – Промышленная, Кузедеево – Мундыбаш – Таштагол.
К концу года доля дорог, соответствующих нормативным требованиям, составит 46,6%.
– Если всё же говорить о новых дорогах, работа над какими объектами уже стартовала, а что планируется?
– Одна из крупнейших задач в обозримом будущем, конечно же, строительство автомобильной дороги «Северо-Западный обход города Кемерово» общей протяжённостью 47,6 км с возведением моста через реку Томь. Объезд будет начинаться в Топкинском районе с выходом на Кедровку.
Сейчас готовится конкурсная документация для проведения торгов и определения подрядной организации, которая будет выполнять строительно-монтажные работы. К ним, по имеющейся информации, планируется приступить в начале 2022 года.
В следующем году уделим внимание дороге Кузедеево – Мундыбаш – Таштагол, ведущей к курорту «Шерегеш»: она будет приведена в нормативное состояние.
Планируем начать строительно-монтажные работы на завершающем, пятом этапе капитального ремонта дороги Томск – Мариинск, на участке с 149-го по 154-й километр. Срок завершения – 2023 год.
Привести в нормативное состояние собираемся и участок дороги Улановка – Медведчиково протяжённостью пять километров, а также другие региональные и межмуниципальные дороги.
– Как вы оцениваете качество дорожного строительства?
– На сегодня Дирекция контролирует исполнение гарантийных обязательств на 214 объектах, выполненных подрядными организациями, включая 54 – в рамках национального проекта. Действуя в защиту интересов автомобилистов, мы ежегодно, в плановом порядке проверяем все объекты на наличие дефектов недостатков, чтобы затем они были устранены. На объектах БКД наши специалисты работают совместно с представителями Кемеровского филиала ФКУ «Сибуправтодор». В этом году по результатам проверок на 19 объектах выявлены дефекты, требующие гарантийного ремонта, составлены акты выявленных недостатков. Их подрядчики устранили в полном объёме в установленные сроки – в рамках гарантийных обязательств. Могу сказать, что с каждым годом недостатков мы выявляем всё меньше. В регионе в дорожном строительстве качество всех работ, в том числе ремонтных, усиленно контролируется. Причём контроль качества начинается на этапе закупки материалов подрядчиком: их строго проверяют на соответствие проектной и нормативной документации.
Со стороны заказчика специалисты Дирекции регулярно следят за качеством выполняемых работ, наличием всех подтверждающих документов. Кроме того, в течение всего периода строительства материалы проверяют независимые контролирующие организации.
– В прошлом году пандемия значительно не повлияла на работу дорожной отрасли Кузбасса. Испытывали ли в этом году какие-либо проблемы с поставками материалов или привлечением рабочей силы?
– В этом году, к сожалению, эхо кризиса, обусловленного пандемией COVID-19, дошло и до нашей сферы. Стало сложнее привлекать рабочую силу, есть определённые трудности с поставкой материалов. Наконец, повысились цены на основные дорожно-строительные материалы (битум, металл и так далее). Несмотря на это, работа ни на одном из объектов не остановлена.
– Как изменились за год технологии в дорожном строительстве и обслуживании магистралей? Применяется ли что-то новое?
– При выполнении работ используются новые технологии, в том числе и при устройстве покрытия. Верхний слой устраивается из щебёночно-мастичного асфальтобетона. В его состав входит высокопрочный щебень. Такое покрытие более устойчиво к колееобразованию и разрушениям.
В этом году в Кузбассе на региональных дорогах, пока – на десяти километрах, впервые выполнили защитный слой износа по технологии «Новочип». Она применяется в тех случаях, когда дорожная одежда покрытия имеет достаточную прочность, но верхний слой износился или процесс износа нарастает, появляются мелкие трещины, выкрашивания и колея по полосам наката. При устройстве защитного слоя, который имеет среднюю толщину 30 мм, повышаются гидроизоляционные свойства и шероховатость покрытия, снижается эффект аквапланирования и уровень шума при движении.
В рамках программы по обустройству нерегулируемых пешеходных переходов мы оснастили элементами интеллектуальной системы регулирования движения 24 пешеходных перехода. В том числе установили светофоры Т.7, дорожные знаки, а также дополнительные светодиодные элементы освещения. Всё это позволит повысить безопасность движения в зоне перехода, в том числе и вблизи остановочных павильонов.
В настоящий момент в рамках государственного контракта на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения устанавливаем 35 дорожных видеокамер. Они будут помогать контролировать состояние покрытия проезжей части, состояние элементов мостовых сооружений, качество зимнего содержания дорог. Отмечу, что электропитание видеорегистраторов обеспечивается альтернативными источниками энергии: каждая камера подключена к двум солнечным панелям и ветрогенератору.
Кроме того, на трассе Кемерово – Новокузнецк в рамках госконтракта комплексы фотовидеофиксации административных правонарушений сейчас доукомплектовываются оборудованием. Оно поможет фиксировать факты нарушения скоростного режима, установленного знаками переменной информации. Это означает, что при изменении порога максимально допустимой скорости движения автомобилей (из-за неблагоприятных погодных условий или иных причин) комплексы фотовидеофиксации будут автоматически перенастраиваться в зависимости от значения скорости, указанного на табло.
– Что бы вы пожелали коллегам в профессиональный праздник?
– От состояния автомобильных дорог напрямую зависят жизни водителей и пассажиров, сохранность техники и ценных грузов. В любое время года поддерживать дороги в хорошем состоянии – задача работников нашей отрасли.
У профессии дорожника своя романтика, характер и традиции. Но, прежде всего, это напряжённый труд, требующий физической и эмоциональной самоотдачи. Уважаемые работники дорожного хозяйства и ветераны отрасли! Спасибо за профессионализм и преданность делу! Дорожное хозяйство непрерывно развивается, поэтому уверенно смотрите вперёд, новых вам трудовых достижений. Пусть ваш труд будет плодотворным и вдохновенным. Здоровья вам и благополучия!