А ещё один из главных дипломов ежегодного регионального фестиваля – так завершился этот сезон в кемеровском Театре для детей и молодёжи.
Казалось бы, подводить итоги нынешнего и делиться планами на будущий сезон – разговор, больше похожий на отчёт. Но не в этом случае. Встреча с директором театра Григорием Забавиным и главным режиссёром Ириной Латынниковой – всегда подарок: много юмора, пронзительных историй, ярких впечатлений и очень глубоких переживаний. Каждый сезон для творческого коллектива – как отдельная жизнь, которую надо прожить на каких-то бешенных скоростях, отдать себя без остатка, упасть без сил и вновь возродиться из пепла… Для нового материала, для любимого зрителя. Спектакли молодёжного театра – как машина времени (возвращают в детство, во времена первой любви, в школьные годы) и целый ворох впечатлений (здесь можно плакать, грустить, смеяться, наслаждаться, удивляться и надеяться). Полные залы – это про них, про молодёжку.
Так что же там, в сезоне прошедшем? И будущий – каким его нам ожидать?
Главные события
Самое важное – театр отпраздновал 30-летие. Специально к этой дате творческий коллектив подготовил новый спектакль «С любимыми не расставайтесь» по одноимённой пьесе Александра Володина. Постановка уникальна и тем, что в ней занята вся труппа. Также театр продолжил сотрудничество с приглашёнными режиссёрами. Специально для работы с нашим коллективом из столицы приезжал Никита Бетехтин, результат совместного творчества – спектакль «Горка» по одноимённой пьесе Алексея Житковского, который отметили на фестивале «Кузбасс театральный». Актриса Ольга Ткаченко удостоена диплома за лучшую женскую роль. На ещё одном региональном фестивале «Главное событие» выделили трёх артистов Театра для детей и молодёжи, а Екатерине Синицыной достался спецприз – поездка на одно из творческих всероссийских мероприятий.
– У Союза Театральных Деятелей есть такая хорошая традиция – молодых артистов приглашать в качестве зрителей на хорошие серьёзные российские театральные фестивали. Катя Синицына поедет осенью в Екатеринбург, где будет проходить «Артмиграция». Это всегда полезно и интересно. А вообще, всегда, когда мы едем на фестиваль, я ставлю две равнозначные задачи – показать свой спектакль и насмотреться. Это же тоже важно – процесс творческого заражения, обогащения. И ты видишь, находишь, присваиваешь себе те вещи, которые нравятся. Ездить смотреть коллег – толчок для развития, – поделился директор театра Григорий Забавин.
«Фотография, на которой меня нет» по мотивам рассказа Виктора Астафьева, «Принцесса на горошине» по одноимённой сказке Андерсена – новые работы театра кемеровский зритель тоже принял тепло. Так же как и небольшие творческие проекты, которые готовят актеры, выступая в роли режиссеров и артистов одновременно. Так, накануне состоялась премьера – «Макбет.Версия». Это новый спектакль, который проходит в специально отведённой небольшой локации у камина. Всё очень камерно, на расстоянии вытянутой руки. Автор проекта – Евгений Белый, который дебютировал в роли режиссёра. Он давно хотел показать своё видение вечной истории о жажде власти и предательстве через призму взаимоотношений супругов. В спектакле играет сам Евгений и Елизавета Епифанова. Сразу после первого показа в соцсетях театра появились благодарные отзывы зрителей.
Ирина Латынникова: «Мы вроде бы всё друг про друга знаем. И вдруг возникает горькое ощущение: «Всё, уже ничего другого не будет?» И мне кажется, такой период у нас наступил. Не сейчас. Чуть раньше. А вот этот сезон – как выход из сложного периода, который каждый коллектив проходит. Чем опасен этот период? Тут можно успокоиться и плыть себе дальше по течению. В принципе, хватает запаса спектаклей, которые можно играть ещё долго. И он опасен ещё тем, что могут возникать всякие конфликты, разрушение связей и коллектива. И год был таким показательным – мы вышли. И премьеры были, может, не такие яркие и громкие. Но в человеческих отношениях произошло много важного. Не скажешь словами – вещи тонкие. Какие-то люди новые пришли, какой-то материал новый попал. Не хотелось ничего разрушающего, поэтому и появились такие спектакли, как «С любимыми не расставайтесь», «Фотография, на которой меня нет»… Конечно, режиссёру всегда хочется чего-то острого, злободневного, конфликтного. Но не в этот раз. Оказалось, что и зритель на нашей стороне. И это сделало всех нас добрее. Мы какие-то новые качества открыли друг в друге. В театре появились новые молодые ребята, за которых ещё надо бороться. Наши актёры взрослеют, я могу требовать каких-то новых вещей. В общем, не зря год прошёл. Даже жалко, что в отпуск уходим, есть желание дальше развивать эту историю».
Про ребят
– Несколько лет назад к нам пришла молодёжь. Они все сейчас такие. Приходят, как будто бы профессия им эта не нужна. Точнее, не знают как в профессию эту войти, в какую дверь постучаться. А мы-то давно в ней! И кажется, что сразу надо с головой туда, в актёрскую профессию, нырнуть. Мы ждём… а не происходит. Начинаем расстраиваться. Переживать. Как помочь? А потом – время идёт, человек постепенно входит. И вдруг нам становится очевидным, что и дело-то для него важное. И он уже что-то в нём может. Я очень рад, что у нас есть такие ребята. А вообще, мне всё время кажется, что современное информационное пространство совсем не ведёт человека в театр. В профессию, артистом. Потому что вот этот багаж душевных переживаний, который возникает при чтении книг, просмотре фильмов, сегодня мало у кого есть. Вот смотрят они Марвелла. И что? Оттуда ничего не произрастёт в сторону Чехова. И как играть Чехова, если за спиной сплошной Марвелл? И есть такой страх – а будут ли ещё люди, которые в эту профессию будут влюбляться? И когда такие люди случаются, выдыхаешь: не всё потеряно, – делится Григорий Забавин.
– И вот поэтому, в том числе, разговоры – важная часть наших репетиций. Да, я никогда так не думала, когда моложе была. А сейчас понимаю, что столько нюансов должны мы проговорить, такие слова найти для актёров… Потому что каждая роль для чего-то, зачем-то. Душевное поле взращивать надо. И разговоров у нас много поэтому. Без подключения личного опыта, без проговаривания невозможно понять роль. Дух создавать, нервы тратить по этому поводу сегодня мало кто хочет на сцене. Люди стали прагматичнее, стали прятаться за форму, мягкую и красивую. И это уже другой театр… Наша главная национальная ценность, ценность театра – мы можем по-другому работать. И всегда были интересны Западу именно тем, что на сцене можем работать так, как они не могут. И не надо этого стыдиться и бояться, надо и дальше развивать, – подключается к разговору Ирина Латынникова.
– Кстати, наши актёры Нина Степанова и Владимир Олейников выиграли грант. Не на постановку спектакля, как это обычно делается. А придумали такой литературно-театрально-просветительский проект «Читайм», в котором они бы брали ребят-подростков и читали бы с ними всякие литературные произведения, пьесы. А потом бы обсуждали их, делали бы разбор, анализ. Мне кажется, это очень важно, особенно для театра для детей и молодёжи. Потому что это обогащает не столько театр, сколько зрителя. Люди становятся профессиональными зрителями. Потому что подавляющее большинство зрителей, выходя со спектакля, говорят: «Мне понравилось, артисты старались». Вот так всю гамму переживаемых чувств люди обрекут вот «в такое». А Нина и Владимир хотят, чтобы зритель мог более серьёзно подходить к тому, что он видит. С пониманием того, как делается театр. Что вообще это имеет какую-то структуру. И это имеет право быть проанализировано. И это очень любопытно, – добавляет Григорий Львович.
А осенью…
…театр вновь распахнёт двери для любимого зрителя. Подготовка к сезону началась ещё этой весной. Лишь в июле коллектив отдохнёт. Задел уже давно есть. Первого августа из Москвы приедёт режиссёр Александр Гребёнкин. Бывший кемеровчанин (когда-то руководил театром «Встреча»), а ныне – москвич. Выбор его и театра пал на комедию Шекспира «Укрощение строптивой». Предварительный этап пройден, композиция спектакля с актёрами проработана. Необходимо отметить, что это будет второй совместный проект, ранее Александр Владимирович с нашим коллективом поставил «Мамашу Кураж» по пьесе Бертольда Брехта, она пользовалась большим успехом у кемеровчан.
– Классика будет в очень оригинальной подаче, большего сейчас не скажу, – отметил Забавин.
Ещё одна премьера должна полюбиться подросткам. Это спектакль по пьесе современного автора Марии Малухиной – «Василисса». Его поставит режиссёр театра для детей и молодёжи Ирина Латынникова. По её словам, материал интересен и понятен для ребят, которых привлекает жанр фэнтези. Ещё одна особенность произведения – переплетения мотивов русского фольклора. Ирина Николаевна уже приступила к репетициям нового спектакля.
– Очень хочу, чтобы этот спектакль появился, он нужен нашему театру. И зрителям 11-15 лет. История о подростках, их взрослении и принятии этого мира. Очень хорошим языком написана пьеса, честно и без детской милоты. Может быть, даже жестковато. Но подростки-то и живут по другим понятиям. А ещё там много всяких заговоров, которые очень интересно звучат. Премьера будет в начале октября, – уточнила Ирина Латынникова.
Наслаждалась беседой Анна Тимощук.
кстати
Сегодня в репертуаре коллектива 36 спектаклей детского и молодёжного направления. В этом театральном сезоне спектакли Театра для детей и молодёжи посмотрели более 40 тысяч человек.