Саша Белый и Последний Богатырь. «Мистер нокаут»: рецензия на фильм

24 февраля 2022 | Георгий Фадин

Фото: КиноПоиск

Последние полгода фильм «Мистер Нокаут» пиарили как только могли. Мы узнали о нём ещё за полгода до выхода и уже тогда возникали ожидания и опасения. Сразу стало ясно, что вероятность хороший/плохой фильм выглядит 50/50. Виктор Хориняк в первую очередь известен за счёт «Последнего Богатыря», чем больше вызывал отторжение. Но после фильма «Непослушник» наше отношение к нему как к актёру заметно улучшилось. С Сергеем Безруковым тоже интересная ситуация. Талантливый и способный актёр способен как на неожиданные , но удачные амплуа, так и на сомнительные недоразумения вроде «Бендер. Начало». Да и вообще, просмотр российской спортивной драмы это лотерея два к одному. На каждую «Легенду №17» найдётся своя «Небесная команда», а на каждого «Яшина» свой «Стрельцов». Так что из себя представляет «Мистер Нокаут»? Расскажет КиноКузбасс.

Фото: КиноПоиск

Сюжет

Фильм рассказывает историю Валерия Попенченко, легендарного советского боксёра. Ну, как рассказывает… У нас произведение «по мотивам реальной истории», а не «основанное на реальных событиях». Видимо, создатели решили сразу снять ответственность за несоответствие реальным событиям. Сразу скажем, это их не спасёт. Но сперва о сюжете.

В спортивных драмах герои часто преодолевают трудности «вопреки». Вопреки болезням, травмам, отсутствию денег, нехорошим чиновникам, жадным бизнесменам и так далее. Создатели «Мистера Нокаута» решили пополнить список «трудностей». Главный герой будет не просто преодолевать трудности, он вообще не хочет заниматься боксом. Почему? Ближе к концу фильм даст невнятное, сомнительное и притянутое за уши объяснение. Вот и выходит, что наш главный герой, который не хотел заниматься боксом по какой-то причине оказался талантливым спортсменом и бойцом. То есть, совершенно ничем не мотивированный человек достигает успехов в деле, которое ему не интересно? Хорошее фэнтези… Спортсмены, которые годами оттачивают навыки, набирают форму и мотивированы на победу часто не достигают желаемого. Мы часто слышим о героях, которые достигли победы, но почти ничего не знаем о большинстве спортсменов, которые так и не стали чемпионами, несмотря на старания. А местный Валерий Попенченко, в исполнении Виктора Хориняка, нехотя отодвигает всех в сторону и достигает всего. Генитальный сценарный ход.

Но вернемся к истории. Она стартует с того, что герой не хочет выигрывать чемпионат в Чечне. Но тут его первая любовь решает уйти к сопернику, и заряженный гневом Валерий на раз-два побеждает. Потом он уходит из бокса, поступает морское училище и участвует во всех видах соревнований, кроме боксерских. Почему? Не хочет. Тут его и находит Саня Белый. Ой, то есть Григорий Кусикьянц, в исполнении Сергея Безрукова. Кусикьянц видит в Попенченко талант и самородок. Что заставило его так думать? Фильм так и не предоставит объяснений. Тем не менее, Кусикьянц очень хочет тренировать Попенченко и сделать его чемпионом. Почему? Тоже не ясно. Вообще, у фильма большие проблемы с мотивацией персонажей. Если Попенченко со временем наделяют хоть какой-то мотивацией, то что движет Кусикьянцем не ясно совершенно. Нет, нам расскажут (именно расскажут, а не покажут), что он профи по воспитанию чемпионов. Но что такого он увидел в главном герое нам так и не объяснят. Поначалу и Попенченко не очень заинтересован в боксе, но потом встречает Таню. Таня из приличной и уважаемой семьи, образованна и эрудированна, и герой решает стать чемпионом, чтобы соответствовать даме. Прекрасно (нет). И вот теперь наш бравый Последний Богатырь готов идти к победе под руководством Сани Белого. Кусикьянц в свою очередь, заявляет, что может всё и даже невозможное (просто запомните, мы ещё вернемся к этому моменту) и обещает несмотря ни на что довести Попенченко до Кубка Вэла Баркера.

Фото: КиноПоиск

Продолжим сюжет. Кусикьянц весьма нестандартно готовит Попенченко к победам, кидается картошкой на камбузе, заставляет отжиматься на судне и участвовать в подпольных боях во время увольнительной. Скоро тренировки начинают приносить плоды и местный Рокки из Ленинграда начинает путь к славе. Он уверенно идёт к олимпийским играм, но тут злое министерство спорта СССР начинает ставить палки в колёса. Им не нравится хамоватый и конфликтный Кусикьянц и его «парень с улицы» — Попенченко. И если фильм хоть как-то демонстрирует причины, из-за которых чинуши ненавидят Кусикьянца, то подобное отношение к Попенченко кажется странным. Он учится в Ленинградском Военно-морском училище, достаточно уважаемом учебном заведении. Он представлял училище на соревнованиях, а до поступления в него также выступал как боксёр. Поэтому назвать Попенченко «парнем с улицы» даже в манямирке фильма — нелепо.

Тем не менее, вопреки всему и вся герой всё же отправляется на олимпиаду, где готов завоевать заветный кубок. Но тут злые чинуши подкидывают подлянку и Кусикьянцу не дают билета в Японию. И тут, будучи наставником главного героя, человеком, который заявлял, что может все и что несмотря ни на что доведет бойца до победы, Кусикьянц просто плюется желчью на обидчиков и ничего не делает. Позже тренер полетит в Токио, но не потому, что изо всех сил пытался прилететь, а потому, что девушка главного героя отправила его туда. То есть бравый Саня Белый оказался пустозвоном, который сам ничего не сделал, чтобы выполнить обещание. Отличный авторский мазок, который создатели почему-то добавили в фильм, а не отправили с остальными анализами.

Стоит отметить и плюсы фильма. Во первых, он хотя бы оправдывает заявленную тему. Фильм о боксере и боксе в первую очередь концентрирует внимание на главном герое и спорте. Что уже ставит его выше «Стрельцова» и «Одиннадцати молчаливых мужчин». Кроме того, боксерские бои, представленные в фильме, выглядят достаточно зрелищно и драматично. Хоть нам и не нравилось многое из событий вне ринга, во время просмотра боев мы на интуитивном уровне болели за главного героя. Тут создатели однозначно, молодцы.

Фото: КиноПоиск

В целом, история фильма порой противоречива и фантастична, но в то же время интересна. У кинополотна много непонятных, неинтересных и ненужных сцен, которые нужны сюжету как пятое колесо. Общий костяк истории предсказуем, хлипок, но в то же время цепляет. При просмотре нас больше заинтересовал не столько сам сюжет, сколько манера его подачи. Порой историй выглядит сумбурно, но потом встаёт на ровные рельсы и идёт как по накатанной. А потом сюжет снова сходит с рельс и откидывает нас в притянутый за уши флешбек. Если рассматривать фильм в отрыве от реальной истории, то он невнятен, клиширован, но жизнеспособен. А вот если начать выяснять реальные факты…

Фото: КиноПоиск

Связь с историей

Повторимся, как таковой вымысел в историческом фильме – это нормально. Вопрос в том, как и с какой целью создатели отходят от реальных событий и добавляют художественных деталей. Что же изменили и добавили в «Мистере Нокауте»?

Во-первых, главные герои. Валерий Попенченко в фильме представлен как этакий простачок. Не очень искушенный в науках и искусстве паренек-спортсмен, которому голова нужна только для того, чтобы в неё кушать. А ведь реальный Валерий Попенченко был действительно феноменальной личностью. Он был не только выдающимся спортсменом, но и способным инженером и учёным. После ряда побед он ушел из большого спорта и полностью отдал себя науке, где весьма преуспел. Кроме того, он писал стихи, разбирался в живописи и литературе. А в ходе специфичных тренировок Кусикьянца (про них чуть ниже) ещё и добился заметных успехов в шахматах. Боец-интеллектуал – человек сильный и телом, и духом, и разумом. Действительно, феноменальная личность, которой совсем нет в фильме. Вместо него у нас простой парень Валера, который хотел один раз победить, добиться девушки и потом ничего не делать.

Кроме того, создатели так и не раскрыли главные причины легендарности Попенченко – его нестандартную технику боя. В свое время его не хотели отпускать за границу, потому, что его манера боя сильно отличалась от классической советской школы и не воспринималась всерьез. Тем не менее, он доказал, что лучшая техника – техника победителей. Он был настолько хорош, что сам Мухаммед Али мечтал выйти с ним на ринг. Что из этого есть в фильме? Ничего. Совсем ничего.

Также весьма странно в фильме смотрится тренер главного героя в исполнении Сергея Безрукова. Насколько сильно он похож на армавирского армянина, коим был Кусикьянц, даже говорить не надо. Ещё можно было бы закрыть глаза на отсутствие внешнего сходства, но он отличается от реального в самом главном пункте. Кусикьянц прославился за счёт своей оригинальной методике подготовки. Под его руководством спортсмены занимались не только отработкой техники и укреплением организма. Он также заставлял их играть в шахматы, чтобы развить тактическое чутье. Он водил боксёров на балет, чтобы они наблюдали и перенимали у артистов технику перемещения и маневра. Тренер являлся такой же легендой как и его подопечный. А что в фильме? В фильме у нас Саня Белый, который способен только находить пути мотивации главного героя. Всесторонняя подготовка главного героя заменена кросс-фитом на корабле. Смотрится неплохо, но в плане оригинальности – ничто, по сравнению с реальной подготовкой. Этим нам решили заменить реальную историю? Можно не надо.

Фото: КиноПоиск

Кусикьянц в фильме ещё и пустозвон. Про эпизод с перелетом в Токио мы уже говорили. Реальному Кусикьянцу действительно подложили свинью и не выдали билет. Но он тут же за свои деньги отправился вслед за подопечным как турист. Тренер и спортсмен делили и преодолевали трудности. Кусикьянц ночевал на коврике в номере Попенченко, а паёк делил пополам с боксером. Такая возможность показать близость и взаимовыручку наставника и бойца. Но создатели решили её не использовать.

Ещё можно было бы придраться к тому, что во время конфликта с чиновниками Безруков громогласно заявляет, что брал Берлин на танке. О чем мы? О том, что реальный Кусикьянц сперва служил во внутренних войсках и занимался охраной аэродрома. Потом был тяжело ранен и долго восстанавливался (про это кстати, фильм не соврал). А после восстановления занимался подготовкой войск в Ленинграде. То есть, как военный пределов СССР он не покидал. И сцена с конфликтом смотрелась бы сильно, и мы готовы были бы списать всё на художественный образ. Но в контексте пустой бравады до поездки в Токио выглядит подобное заявление как наглая ложь.

Ещё приторно смотрится любовная линия главного героя. Валерий Попенченко встречает будущую жену в Эрмитаже. Предстает простым и удрученным молодым человеком, который каким-то образом заинтересовал проходившую рядом девушку. Он один день погулял с ней, но это любовь с первого взгляда и навсегда. Он ездит по чемпионатам, добивается вершин, но не может забыть, как погулял с ней пару часов и долгое время пытается найти её. Видимо, свободного времени много и других девушек рядом нет. А как находит, то тут же возникает конфликт с её матерью, которая считает, что он не лучшая партия для её дочери, он же «парень с улицы» и нечего за душой у него нет, а бокс – «легализованный мордобой». Вот у героя и появляется мотивация победить. Сперва, чтобы впечатлить только девушку, а потом и её родителей. В целом, любовная линия в фильме смотрится фальшивей китайских кроссовок. А что было в реальности? Валерий Попенченко действительно встретит будущую жену в Эрмитаже. Но по её воспоминаниям, он предстал уверенным в себе и эрудированным человеком. Уже спустя несколько дней они оба были в ЗАГСе и ни минуты не жалели о своем решении. Поэтому, и без того невнятная любовная линия смотрится ещё проигрышнее, на фоне реальной.

Что мы имеем по итогу? Создатели решили убрать из реальной истории много значимых и интересных событий и заменить их более слабыми и нервирующими выдумками. Зачем? Непонятно. С оглядкой на реальные события фильм выглядит очень слабо. Да, есть вполне допустимые или незначительные допущения. Вроде того, что финальный бой на олимпиаде идёт несколько раундов (в реальности он шел минуту). Или то, что Попенченко переехал с мамой в Ташкент ещё во время войны, а не после неё. Но их мало по сравнению с количеством ненужных и ляповатых выдумок.

Фото: КиноПоиск

Картинка и звук

В визуальном плане фильм очень хорош. Костюмы, декорации – всё на высшем уровне. Отдельной похвалы заслуживает операторская работа показывающая бои. Все выглядит динамично, зрелищно и цепляет. Поэтому за картинку фильм получает твердый плюс.

А вот что ещё больше радует в фильме – это саундтрек. Музыка в фильме подобрана идеально, а оригинальные дорожки усиливают происходящее на экране в разы. Поэтому за звук также однозначный плюс.

Фото: КиноПоиск

Персонажи и актёры

Сразу отметим, претензий к актёрам за несоответствие реальным прототипам у нас нет. Всех утвердили ответственные за кастинг, артисты играют по заданному сценарию и указаниям которые дал режиссёр. Вопрос лишь в том, насколько они хороши в этом плане. И стоит отметить, очень даже хороши. Ещё после «Непослушника» мы отмечали, что Виктор Хориняк вполне способный и перспективный актёр, которому нужна возможность раскрыться. В данном фильме он хорошо справляется с задачей и хорошо смотрится как во время драматических моментов, так и в моменты боев. Ангелина Стречина в фильме тоже вызывает симпатию.

Немного неоднозначная ситуация с Сергеем Безруковым. Мы уже говорили, что он будто опять играет Сашу Белого. Но в рамках фильма данное амплуа вполне работает. Безруков харизматичен, опасен, дерзок, самоуверен, хамоват и однозначно – самый яркий персонаж фильма. Ещё, хотим отметить, персонажи Безрукова и Хориняка смотрятся вполне гармонично. При просмотре они воспринимаются не как актёры изображающие связь, а как настоящие наставник и подопечный.

В целом, у фильма довольно крепкий и способный каст. Герои вызывают сопереживание, а отрицательные персонажи – ненависть и омерзение. Поэтому за актёрский состав тоже плюсуем.

Фото: КиноПоиск

Итог

«Мистер Нокаут» получился спорным фильмом, что вводит нас в щекотливое положение. С одной стороны, фильм не заявлялся как исторически достоверный байопик, но с другой, версия событий киноделов выглядит намного бледнее реальной истории. То, что действительно стоило бы отразить, в фильме не показано вообще. Но в то же время, фильм в кои-то веки соответствует заявленной теме. Хоть мы и раскритиковали фильм, нельзя отрицать, что он смотрится намного лучше большинства других спортивных драм. По итогу, если вы всерьез увлекаетесь историей спорта, то лучше не смотрите фильм. Знание биографии реальных прототипов сильно перебьет происходящее на экране. А если хотите просто сходить на фильм и не сильно вдаваться в реальные события, то «Мистер Нокаут» вам наверняка понравится.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo