Юргинцы Сергей Тахтаев и Андрей Валюк заняли 1-е место на VI этапе чемпионата Кузбасса и VII этапе первенства Кузбасса по мотоциклетному спорту на призы главы Промышленновского муниципального округа в классе мотоциклов с колясками «Урал» (объём двигателя 500 см³).
Всего в семи заездах по тринадцати классам состязались более ста спортсменов из Кемеровской, Томской, Новосибирской областей, Хакасии, Красноярского края и даже Казахстана. Словом, конкуренция оказалась высокой.
Сергей Тахтаев был за рулём, а Андрею Валюку предстояло проявить чудеса эквилибристики в коляске. За техническую часть отвечал Андрей Бирюков. Кстати, хозяин мотоцикла – именно он. Причём не с первого раза машине удалось показать класс. Бывало, что глохла уже на первом круге, но Андрей не опускал руки, а прилагал максимальные усилия к тому, чтобы «Урал» принёс спортсменам триумф. И на сей раз железный конь не подвёл. Мотоциклисты отмечают, что грамотный тюнинг – это половина успеха на всяком соревновании.
Между тем в классе ветеранов на одиночном мотоцикле 2-е место занял юргинец Андрей Желонкин. К слову, он всячески поддерживает начинающих мотогонщиков и с радостью делится своим опытом.
Благодаря личной харизме и неиссякаемой энергии энтузиастов с каждым годом в Юрге становится больше почитателей двухколёсного транспорта. Так, четыре года назад ряды фанатиков скорости пополнил и Сергей Тахтаев. О мотоцикле парень грезил с детства, но сбылась мечта только в 2018-м. А получилось всё спонтанно. Друг приобрёл мот, и Сергей, попробовав прокатиться, не устоял. Тоже купил. Сначала это был простенький кроссовый мотоцикл, а сейчас он гоняет на более мощной двухколёсной машине. Покоряет вершины карьера возле юргинского водохранилища и трамплины недалеко от деревни Зимник. Кстати, эти трамплины установили энтузиасты за свой счёт. Смотреть на головокружительные виражи смельчака, если честно, страшновато. Но Сергей упорно движется вперёд.
«Уже потом страшно, когда останавливаюсь. Понимаю, что рискую. А когда вхожу в раж, мозг отключается. Страха нет. Только желание ехать. Я без этого спорта уже не представляю свою жизнь», – поделился впечатлениями райдер.
Два-три раза в неделю после трудового дня предприниматель приезжает на импровизированную трассу оттачивать своё мастерство. Вполне закономерно, что мечтает он о большем.
«Конечно, для развития мотоспорта в Юрге необходимо своё кольцо, – подчеркнул Сергей. – Общая протяжённость кроссовой трассы должна составлять порядка двух километров. Пока мы ведём переговоры с местной администрацией, чтобы нам выделили для этих целей землю. По мере возможности откладываем деньги на осуществление общей мечты. Кроме того, у нас есть и план, как снизить расходы на строительство: предлагаем подрядчикам свозить оставшийся от больших строек грунт».
Если бы в городе появилась специализированная трасса, то энтузиасты смогли бы проводить здесь соревнования по мотокроссу, к примеру, один из этапов чемпионата Кузбасса. Безусловно, без соучастия местной администрации всех планов не осуществить.
А ещё вместе с единомышленниками бесстрашный мотогонщик мечтает создать в Юрге клуб по интересам. К слову говоря, сам он уже пополнил ряды Федерации мотоциклетного спорта Кемеровской области. Благодаря поддержке этой организации в Юрге нынешним летом провели этап профильных соревнований в категории «Эндуро» под рабочим названием «Ну, погоди!». Идейным вдохновителем события выступил юргинец Алексей Гаврилов. В спортивном мероприятии приняли участие 115 человек из разных сибирских городов. В следующем году соревнования планируют повторить. А вообще, Сергей участвует во всех состязаниях, которые организовываются на территории Кузбасса и соседних регионов.
Среди самых ярких побед называет следующую: в конце сентября 2021-го юргинец в числе 75 таких же экстремальщиков попробовал свои силы в серьёзной гонке на Алтае. Это были соревнования в дисциплине хард-эндуро «Зов Тайги – Tyagun Enduro-2021». Мотоциклы используются те же, что и в мотокроссе, но с некоторыми доработками.
«Эндуро» с английского переводится как «вынести, выдержать, вытерпеть». В 2021-м трасса была около сорока километров с максимальным количеством участков, включающих ступени и перекладки, затяжные спуски и подъёмы, грязь и препятствия. Маршрут был проложен по пересечённой местности: были и лесные зоны, и горные, то есть гонка на выживание», – вспоминает Сергей.
В общем, отнюдь не каждый выдержит. А кузбассовец выдержал, доехал до финиша и занял 3-е место в классе «Серебро» (любители) с результатом 6 часов 18 минут! К слову говоря, гонщикам разрешалось брать с собой набор инструментов, расходники, гидратор с водой и небольшую канистру с бензином.
«Это было преодоление и испытание себя. Рад, что хватило сил. Мотоцикл не подвёл. В моём классе до финиша доехали только шесть человек, а всего нас было около сорока. Многие просто сошли с трассы. Эндуро можно назвать многоборьем, это не мотокросс, где важно проехать в течение двадцати минут и финишировать первым. Эндуро – соревнования на технику, выносливость, преодоление препятствий», – объяснил земляк.
Надо отметить, что Сергей относится к мотоциклу исключительно как к спортивному инвентарю. Ездить по городу на мото не его история. Скучно. Парню важен кураж, дух соперничества, скорость, адреналин, гонка.
«Если не было бы соревнований, просто так я бы не катался. Мне нравится и сам процесс подготовки мотоцикла к гонкам, это особенная атмосфера. А начинается подготовка примерно за неделю до гонок. Выезжаем на место, знакомимся с соперниками, угрожаем обогнать. Так жить намного интереснее. Конечно, мотоспорт травмоопасный, некоторые после неудачного падения решают больше не рисковать. Правильно падать тоже нужно учиться», – рассказал он.
Сергея по праву можно назвать популяризатором мотоспорта в Юргинском горокруге, ведь с 2018-го он активно наполняет соцсети тематическим контентом, делится опытом, вводит в курс дела всех, кто проявляет живейший интерес к данной технике.
Любимым временем для тренировок Сергей называет зиму.
«Мотоцикл мыть не надо, падать не больно, но главное, что именно в таких условиях оттачивается техника. В зависимости от резины – шипованная или гладкая – идёт реальная подготовка к соревнованиям, которые проходят действительно в экстремальных условиях (ливень, грязь)», – заключил 33-летний спортсмен-любитель.
Между тем
В Кузбассе прошли соревнования по мотоциклетному спорту
В Прокопьевске на мототрассе Тырган собрались 150 сильнейших мотогонщиков страны из Свердловской, Омской, Томской, Ивановской, Ярославской, Новосибирской областей, Алтайского, Красноярского краёв, Республики Хакасии и Кузбасса. Как рассказали в пресс-службе администрации правительства Кузбасса, самому взрослому райдеру – 73 года, младшему – 6 лет. Кроме того, принимали участие и четыре девушки.
В Прокопьевске состоялся сразу ряд соревнований: 4-й этап чемпионата России по мотокроссу на мотоциклах с коляской в классах «500 см³» и «750 см³»; чемпионат и первенство Кузбасса по мотокроссу; соревнования по мотокроссу, посвящённые Дню шахтёра. До этого этапы чемпионата России по мотокроссу на мотоциклах с коляской проходили в Кирове с 10-12 июня, 2-й этап – в Ирбите (Свердловская область) 24-27 июня, 3-й этап – в Анжеро-Судженске с 19-22 августа.
Так, в чемпионате России по мотокроссу на мотоциклах с коляской в классе «500 см³» победили Артём и Егор Бороненковы (Ярославская область). Серебряными призёрами стали Евгений Уфимцев и Алексей Калошин (Свердловская область). Третье место заняли Артём Мерумян и Константин Матвеев (Свердловская область). В классе «750 см³» победу одержали Александр Пупышев и Сергей Колясников (Свердловская область). 2-е место заняли Илья Смагин и Руслан Киселев (Омская область). Бронзовыми призёрами названы Игорь Родионов и Сергей Лейс (Кузбасс). При этом экипаж кузбассовцев по результатам четырёх этапов сохранил за собой лидирующую позицию. Спортсмены представляют город Анжеро-Судженск, являются мастерами спорта, чемпионами России прошлого года. 5-й, финальный, этап соревнований пройдёт в городе Тара (Омская область) с 9 по 12 сентября.
В заключительных соревнованиях 8-го этапа чемпионата Кузбасса по мотокроссу и 9-го этапа первенства Кузбасса по мотокроссу спортсмены принимали участие в следующих классах: «50 см³»; «65 см³»; «85 см³»; «125 см³» среди юниоров; «125 см³» среди мужчин; «250 см³»; «Открытый» среди мужчин и женщин в возрасте «35+»; «Любители» группы А/В (любители «А» – более профессиональные спортсмены, Б – менее); «Ветераны» группы «А» и «Б» (в возрасте до 52 лет и от 52 лет и старше). В прошедших соревнованиях приняли участие и ветераны группы «62+».
Триумфаторами в своих классах признаны: в классе «50 см³» – Илья Блинов (Киселёвск); «65 см³» – Андрей Марков (Мыски) и Захар Голиков (Кемерово); «85 см³» – Александр Епифанов (Новокузнецк); «125 см³» – Кирилл Цвенгер (Прокопьевск); «250 см³» – Ярослав Голиков (Кемерово).
В классе «Любители Б» победу одержал Юрий Ворончихин (пгт Бачатский); «Ветераны А» – Андрей Лукинях (Черногорск); «Ветераны Б» – Александр Дурнев (Новосибирск) и Виталий Блинов (Киселёвск).
Самым быстрым и техничным в классе «125 см³» среди юниоров стал Ярослав Голиков (Кемерово); в классе «Открытый» – Альберт Филиппов (Канск); «Любители А» – Евгений Наймушин (Ленинск-Кузнецкий); в классе «500 см³» (мотокросс с коляской) – Александр Бердыев и Иван Зенков (Кемерово); в классе «750 см³» (мотокросс с коляской) – Игорь Родионов и Сергей Лейс (Анжеро-Судженск).