21 декабря 2023 | Дмитрий Уваров

Вице-президент по инвестиционному развитию холдинга «Сибирский цемент» Александр Черепанов на встрече с журналистами подвёл итоги работы в 2023 году, обозначил наиболее актуальные вопросы и вызовы, с которыми столкнулась отрасль в уходящем году.

Итоги обнадёживают

«Завершающийся год был непростым, но достаточно удачным. Вопреки негативным тенденциям первого квартала, связанным с низкой активностью строителей, уже в апреле-мае спрос на цемент резко увеличился. Справиться с рыночными качелями сумели не все производители. Однако наша компания, планирующая производство с запасом в 10 процентов к предполагаемому объёму продаж, оказалась готова к всплеску потребления, – объяснил Александр Черепанов. – Всего в 2023-м рассчитываем произвести и реализовать около 5,5 млн тонн цемента. При этом ёмкость рынка Сибири в её прежних границах (с учётом Бурятии и Забайкалья) оцениваем на уровне 6–6,5 млн тонн. Потребление в Кузбассе превысит 500 тысяч тонн».

Планируя свою деятельность в 2024 году, «Сибцем» анализирует потребности заказчиков из разных регионов. В компании отмечают, что пока строители Кемеровской и Новосибирской областей, Красноярского края не намерены снижать темп работ. Спрос остаётся стабильным и при дальнейшем движении на восток – в Забайкалье, Бурятию, Тыву.

«Формируя планы производства и отгрузок продукции даже на такой небольшой срок, как календарный год, цементники сталкиваются с серьёзными трудностями. Дело в том, что мы не получаем от федеральных и региональных властей информации о будущих стройках и возможном потреблении цемента, – прокомментировал Александр Сергеевич. – Для ресурсо- и капиталоёмкой цементной отрасли это имеет критическое значение. Цемзаводы страны в среднем загружены лишь на 60 процентов. Таким образом, чтобы существенно увеличить объёмы производства, конкретный игрок рынка должен ввести в эксплуатацию ранее законсервированное оборудование, требующее длительных и дорогостоящих мероприятий по ремонту и техническому обслуживанию. Провести их за неделю-другую невозможно – процесс занимает год-полтора. А значит, моментально удовлетворить стремительно растущий спрос невозможно.

Будущее – за цементобетонными дорогами

По расчётам аналитиков, к 2034 году потребление цемента в Сибири при прочих равных условиях может увеличиться до 8,5 млн тонн в год. Производители  надеются, что с развитием дорожной сети более востребованными окажутся и специальные цементы, предназначенные для возведения объектов транспортной инфраструктуры.

«В обстоятельствах острого дефицита провозных способностей железной дороги и отсутствия малой авиации всё более серьёзную роль в экономике Сибири играет автотранспорт, – убеждён Александр Черепанов. – Крупные города федерального округа должны быть связаны скоростными четырёхполосными автобанами, выполненными в цементобетоне. Такие магистрали не требуют никаких ограничений по нагрузкам на оси и общей массе транспортных средств.

Несмотря на доказанную эффективность, технологии возведения дорог с цементобетонными покрытиями и основаниями пока мало распространены в России, хотя широко используются в Европе, США и Китае. В нашем регионе их применяют при строительстве обхода столицы Кузбасса, успешный опыт реализации соответствующих проектов есть в Новосибирской области, движение по первой цементобетонной трассе скоро откроют в Красноярском крае.

Вместе с тем экономический эффект от расширения сети цементобетонных дорог получат не только и не столько цементники. В октябре 2023-го представители Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) презентовали результаты научно-исследовательской работы «Оценка экономической эффективности применения жёстких и нежёстких дорожных одежд для различных категорий автомобильных дорог». Эксперты сравнили стоимость конструкций дорожных одежд для дорог I, II и III категории, расположенных во всех дорожно-климатических зонах нашей страны. Подтвердилось, что практически во всех случаях экономически более выгодными являются конструкции дорожных одежд с монолитными цементобетонными покрытиями. Среди других важных преимуществ жёстких одежд – длительный срок службы, превышающий 25 лет. Текущего ремонта такие дороги могут потребовать лишь спустя 12 лет интенсивной эксплуатации, смены покрытия – только через 30 лет.

Подделки не пройдут

Одним из значимых событий года цементники считают подготовку проекта постановления Правительства РФ о проведении в 2024 году эксперимента по возвращению государственного контроля (надзора)  соблюдения обязательных требований в отношении отдельных видов продукции, в том числе цемента и бетона. Эта мера – первый шаг в решении проблемы увеличения объёмов фальсификата, буквально заполонившего рынок после отмены госконтроля  оборота отдельных видов стройматериалов в 2021 году.

Согласно «Отчёту о результатах оценки эффективности обязательного подтверждения соответствия цементов и смесей бетонных», подготовленному Ассоциацией по техническому регулированию «АССТР», объём фальсифицированного цемента в РФ увеличился с 5,6 процента (3,16 млн тонн) в 2020 году до 21,3 процента (13,14 млн) в 2022-м.

«Использование некачественного цемента, который сегодня может оказаться на любой стройке, создаёт риск обрушения зданий и сооружений. Потребители такой продукции, как правило, даже не задумываются о возможных тяжёлых  последствиях применения подделок. Считаю, что борьба за качественные, безопасные стройматериалы должна быть продолжена», – резюмировал Александр Черепанов.

Оригинал статьи

Поделиться
Опубликовано
o-kemerovo